[греч. κυριότητες; лат. dominationes], один из ангельских чинов. Несмотря на то что упоминания об ангельских чинах встречаются уже в ветхозаветных книгах, о Г. в них не говорится. Более развитая ангелология содержится в межзаветной лит-ре: здесь среди ангельских чинов начинают упоминаться и Г. (напр., 1 Енох 61; 2 Енох 20).
Раннехрист. учение об ангелах продолжает межзаветную традицию. В частности, Г. упоминаются в Посланиях ап. Павла (Кол 1. 16; Еф 1. 21), а также в др. раннехрист. сочинениях (напр., в апокрифических «Деяниях ап. Иоанна» (CANT, № 215) и «Откровении ап. Павла» (CANT, № 325)). В IV в. блж. Иероним Стридонский в замечании об упоминании ап. Павлом не называемых в ВЗ по имени ангельских чинов объясняет символический смысл их имен и указывает на связь новозаветной ангелологии с «еврейскими преданиями» (traditiones Hebraeorum), т. е. с межзаветной традицией: «Должно выяснить, где апостол нашел записанными эти четыре имени: начальство, власть, силу и господство (dominationem)? ...Я так полагаю, что он или сделал известным из еврейских преданий то, что было в них сокровенным, или же написанное, так сказать, в согласии с историей он, уразумев, что закон духовен, изъяснил в более возвышенном смысле и то, что сказано в книгах Чисел и Царств о царях, вождях, начальниках частей и сотниках, признал образом других властей и царств. То есть что и в небесных пространствах есть господства, и силы, и другие виды служебных духов, которых ни мы не можем наименовать, ни сам Павел не мог перечислить…» (Hieron. In Ephes. // PL. 26. Col. 461).
В Свящ. Предании Церкви Г. неизменно считаются одним из ангельских чинов, о чем свидетельствуют многочисленные упоминания Г. у церковных писателей и св. отцов, а также в литургических текстах (напр., в анафорах литургии свт. Василия Великого: Σὲ ϒὰρ αἰνοῦσιν ῎Αϒϒελοι, ᾿Αρχάϒϒελοι, Θρόνοι, Κυριότητες: ( ); в Апостольских постановлениях (VIII 12. 27) и др.).
Тем не менее в силу несистематизированности учения об иерархии ангельских чинов у ранних отцов положение в ней Г. окончательно определилось не сразу. В перечислении 9 ангельских чинов у свт. Григория Богослова (Greg. Nazianz. Or. 28) Г. упомянуты 4-ми после ангелов, архангелов и престолов, хотя и нет достаточных оснований считать, что свт. Григорий перечисляет их строго «по мере естества и чина», в соответствии с к-рыми, согласно святителю, ангелы «от Первой Причины озаряются чистейшим озарением», или Первым Светом, передаянием какового они могут просвещать других. Свт. Кирилл Иерусалимский, перечисляющий те же 9 ангельских чинов (Сyr. Hieros. Mystag. 5), что и автор «Ареопагитик», но в ином порядке, говорит о Г. вслед за ангелами, архангелами и силами, отмечая, что наряду с престолами Г. видят Бога больше (μειζόνως), чем ангелы и архангелы (Idem. Catech. 6).
Наиболее известным в церковной традиции становится учение о 9-чинной ангельской иерархии, содержащееся в «Ареопагитиках». Здесь Г. входят во 2-ю триаду ангельской иерархии; в одном месте «Ареопагитик» Г. поставлены во главе триады (CH 8. 1), в другом - 2-ми в ней (между властями и силами - CH 6. 2). Схолии к «Ареопагитикам» объясняют это противоречие тем, что во 2-м из указанных мест чиноначалия умопостигаемых сил перечисляются «снизу вверх» (PG. 4. Col. 64). Богоподобные свойства Г., отраженные в наименовании этого ангельского чина, согласно «Ареопагитикам», следующие: «Итак, знаменательное наименование святых господств... означает некоторое нераболепное и свободное от всякой низкой привязанности к земному возвышение к горнему, ни одним насильственным влечением к несходному с ними ни в каком случае не колеблемое, но господство постоянное по своей свободе, стоящее выше всякого унизительного рабства, чуждое всякой униженности, изъятое из всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся к истинному Господству и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное ему подобие как само себя, так и все ему подчиненное, не прилепляющееся ни к чему случайно cуществующему, но всегда всецело обращающееся к истинно-Сущему и непрестанно приобщающееся державному Богоподобию» (CH 8. 1).