течение в протестантизме, получившее название по имени его основателя лютеран. пастора Эдуарда Вюста (23 февр. 1818 - 13 июля 1859).
Выпускник богословского фак-та Тюбингенского ун-та (1840); в 1841-1844 гг. служил викарием в Бад-Ритенау под Баккнангом; в 1844 г. был дважды уволен из лютеран. приходов Вюртемберга за проповедь пиетизма. По совету своего учителя, основателя течения «Иерусалимские братья» (герм. темплеры) и издателя ж. «Deutsche Warta» К. Гофмана, в 1845 г. Вюст прибыл в Россию с целью служения среди нем. колонистов поселения Нойхоффнунг (Новая надежда). В 1847 г. женился на Паулине Лишинг. В 1843-1859 гг. Вюст проповедовал среди колонистов проведение «часов благочестия», «вечерей любви», свободной молитвы, выступал за введение неформальной проповеди, всеобщего священства, равенства и братства, призывал к пению религ. гимнов, к самостоятельному чтению и толкованию Библии, к спасению верой, к покаянию в грехах, к ликвидации таинств и церковной иерархии.
Его многочисленные последователи появились не только в колонии сепаратистов Нойхоффнунг, но и во мн. евангелическо-лютеран., меннонитских, гуттерских и римско-католич. нем. общинах от Бессарабии до Н. Поволжья. В Поволжье центральная община вюстистов существовала в католич. колонии Ной-Ямбург и насчитывала в 1858 г. 50 чел. Они вели активную миссионерскую деятельность в ряде нем. колоний, поддерживали контакты с Вюстом.
В 50-х гг. XIX в. под рук. Вюста в России на пожертвования существовало «Вюстово братство», ставившее целью распространение в стране идей «возрожденного пиетизма». Члены братства официально не выходили из своих церквей. Особое внимание вюстисты, получившие название «благочестивые», уделяли воспитанию и обучению детей и организации детских библейских кружков. В. способствовал расколу среди меннонитов и зарождению движения братских меннонитов; возникновению секты «прыгунов» (гюпферства) в колониях Молочанского окр. Мелитопольского у. Таврической губ., появлению гуттерских коммун и даже возникновению южнорус. штундизма.