богословская полемика эпохи Реформации о значении проповеди ветхозаветного Закона для христиан и ее соотношения с евангельской. 1-й этап спора относится к 1527 г., когда были опубликованы тезисы Филиппа Меланхтона об упорядочении визитации церковных общин (Unterricht der Visitatoren an die Pfarren im Kurfurstentum Sachsen, 1527). Меланхтон писал, что проповедь Закона должна предшествовать проповеди Евангелия, т. к. подлинная вера невозможна без покаяния, а значит, без проповеди страха Божия и Закона. Против него выступил Иоганн Агрикола, заявивший, что Закон после проповеди Иисуса Христа более не действителен и заменен заповедью любви, а утверждение Меланхтона является возвращением к католицизму. 26-28 нояб. 1527 г. в Торгау состоялся публичный диспут между Агриколой и Меланхтоном, где в качестве третейского судьи присутствовал Мартин Лютер, под влиянием к-рого оппоненты примирились. Однако в 1537 г. Агрикола возобновил А. с., и Лютер решительно встал на сторону Меланхтона, заявив, что нельзя проповедовать ни Закона без Евангелия, ни Евангелия без Закона.
2-й этап А. с. начался после смерти Лютера (1546) и велся группой антиномистски настроенных богословов (А. Поах, А. Отто, М. Неандер, А. Мускулус), к-рые противопоставили Закону тезис sola gratia (только благодать), удостоверяющий суверенное действие Бога в христианине, что ставит его выше Закона. Однако их т. зр. не нашла поддержки, и в 1580 г. «Формула согласия» утвердила как официально признанное учение Меланхтона.