[санскр. букв.- части тела Вед, др. название - шаданга, 6 разделов], в Индии - 6 разделов знания и фиксирующие их тексты, предназначенные для поддержания традиций ведийского ритуала, а также для истолкования и передачи текстов Вед.
Создаваемые начиная с 1-й пол. I тыс. до Р. Х. В. непосредственно примыкают к ведийскому корпусу, но имеют статус смрити (священного предания). Тексты, относящиеся к В., как правило, представляли собой собрания сутр (букв.- нитей) - предельно лаконичных формул, приспособленных для запоминания и устной передачи от учителя к ученику. Их крайняя афористичность, однако, затрудняла понимание, и, т. о., тексты В., являясь своего рода комментарием, сами нуждались в дополнительных пояснениях.
Уже в поздневедийских текстах зафиксирован перечень шести В. (1) Открывают его руководства по ритуалу (кальпа), представленные в шраута-сутрах (пособия по публичным, торжественным ритуалам) и грихья-сутрах (правила ежедневных домашних обрядов), к-рые скрупулезно разбирают все подробности проведения ритуалов, включая правила сооружения алтаря, рекомендации по уходу за ритуальными принадлежностями, предписания по выбору имени для новорожденного, описания свадебных и погребальных церемоний и т. д. Будучи тесно связанными с повседневной жизнью древних индийцев, тексты этой В. являются источниками ценных сведений для историков, этнографов и религиеведов. (2) Руководства по фонетике (шикша) учат правильному произношению текстов Вед: исходя из представления о сакральной природе звука (шабда), древние индийцы верили, что эффективность ритуала зависит от соблюдения жрецом правильной интонации, высоты голоса и правильного произнесения звуков. (3) Трактаты следующей В. были посвящены этимологии (нирукта) ведийских слов (включая имена божеств) и разработкам различных классификаций ведийской лексики. Образцом этой В. является дошедший до нас трактат Яски «Нирукта» (сер. I тыс. до Р. Х.), известный своей типологией ведийских богов. (4) Изучение текстов Вед проводилось также в рамках грамматики (вьякарана), самым значительным сочинением к-рой является «Аштадхьяи» (Восьмикнижие) Панини (V или IV в. до Р. Х.), составившего классическое описание санскрита. Начав с экзегезы ведийских текстов, грамматическая В. вскоре вышла из положения вспомогательной дисциплины и развилась в самостоятельную науку. (5) Областью следующей В. была просодия (чхандас), изучение стихотворных размеров. (6) Последняя В., джйотиша (наука о небесных светилах), может быть охарактеризована как сплав астрономии и астрологии. Она использовалась при определении дат религ. праздников и составлении индивидуальных гороскопов.