[араньяваси, ванаваси, ванастхайи; санскр. - ушедший в лес], в инд. социально-религ. системе 4 ступеней биографического цикла (варнашрамадхарма) наименование человека, живущего в лесном отшельничестве (3-я ступень). Система разделения жизни на 4 ступени начала складываться в поздневедический период в текстах Упанишад (Чхандогья-упанишада. II 23.1; Джабала-упанишада. IV) и получила окончательное оформление в индуизме в лит-ре смрити.
Человек, достигший пожилого возраста, создавший семью и дождавшийся появления внуков - т. е. полностью реализовавший себя как домохозяин (грихастха - 2-я ступень),- должен был перейти к стадии В.: отрешиться от активной мирской жизни и удалиться в лес, чтобы предаваться религ. размышлениям и вести аскетический образ жизни. Инд. дидактическая лит-ра (дхармасутры Апастамбы, Васиштхи, Артхашастра Каутильи и законы Ману (VI 1-32)) строго регламентирует жизнь лесных подвижников: им предписывается употреблять в пищу лишь дикорастущие плоды, коренья и листья и не делать запасов продовольствия; они должны одеваться в грубую одежду - шкуры животных или древесную кору. Им не разрешается согреваться теплом очага в непогоду - они возжигают огонь только в ритуальных целях. Иные подвижники-В., уходя в лес, передают священный огонь на хранение сыновьям и становятся нирагнис (не имеющими огня), так что их ритуальная практика ограничивается омовениями и принесением бескровных растительных жертв (бали). Пребывание в стадии В. может длиться от 1 года до 12 лет. После завершения этой стадии человек, уже полностью отрекшись от мира, переходит в последнюю жизненную стадию - санньясу. Предпочтительным чтением для отшельнической стадии жизни считаются араньяки. Ряд авторитетных текстов индуизма допускает прохождение стадии В. только для брахманов; др. считают, что находиться в этой ашраме могут представители всех варн, кроме шудр. Большинством текстов не приветствуется участие женщин в ашраме В., однако в эпосе и литературе пуран часто упоминаются случаи, когда жены уходили в лесное отшельничество вслед за мужьями. Как правило, отшельники жили уединенно, но иногда они создавали объединения - ванапрастха-ганы.
Варнашрамадхарма, система 4 стадий биографического цикла, являлась идеальной моделью, и далеко не все воплощали ее в своей жизни до конца, но совсем немногие отваживались расстаться с мирской жизнью, удалившись в лес после принятия суровых обетов. Такие люди воспринимались местными жителями как религ. учителя и почитались как святые. Ин-т В. зафиксирован античными историками: Мегасфен в описании Индии времен походов Александра Македонского рассказывает об отшельниках-аскетах, называя их «лесными жителями» (῾υλόβιοι; Fragm. XLI).