[санскр. , от - особенное, отличное], инд. философская школа, одна из 6 ортодоксальных даршан. Признавая авторитет Вед, В. развивает свои доктрины на независимых основаниях. Наиболее известна своей системой категорий (падартха) и учением об атомах.
Основополагающий текст «Вайшешика-сутры» (ранние части - ок. I в. по Р. Х.) - собрание афоризмов в 10 книгах, приписываемых легендарному мудрецу Канаде (или Канабхудже - санскр. поедающий зерна/атомы), за к-рым следовал ряд комментариев и трактатов. Одно из ранних изложений оригинального учения В. содержится в соч. Чандрамати (V в.) «Даша-пада-артха-шастра» (Наука 10 категорий), сохранившемся в кит. переводе. Систематическое изложение, к-рое в дальнейшем стало считаться классической доктриной В., принадлежит Прашастападе (ок. VI в.), автору «Пада-артха-дхарма-санграхи» (Собрание характеристик категорий).
Согласно учению В., все, что есть во вселенной, можно свести к 6 категориям: субстанция (дравья), качество (гуна), движение (карман), общее (саманья), особенное (вишеша) и присущность (самавая). Позднее к ним добавляется 7-я - небытие (абхава). Категории реально существуют; они познаваемы и именуемы. Видимая вселенная образуется комбинацией 4 типов вечных субстанций-атомов (земли, воды, огня и ветра) и 5 всепроникающих субстанций (эфир (акаша), направление-место (дик), время (кала), индивидуальная духовная субстанция (атман) и внутренний орган, координатор чувственных способностей (манас)). Качества сложных вещей образуются соединением качеств вечных субстанций, видимые движения - дискретными актами соединения и разъединения движущегося предмета с пространственными точками. Категория саманья («общее») содержит универсалию бытия (сатта) и универсалии «среднего звена», воспринимаемые вместе с вещами (напр., «субстанциальность», «земляность», «горшечность»); категория вишеша («особенное») - конечные различающие факторы (антья-вишеша). Последняя категория - присущность (самавая), устанавливая фундаментальную связь между 5 вышеперечисленными категориями, позволяет воспринимать объект как единое целое. Вводя категорию присущности, В. постулирует инаковость целого по отношению к сумме его частей и тем самым полемизирует с буддийской концепцией нереальности целого.
Особенность онтологии В.- в бесконечном разнообразии первичных субстанций, атомов, отсюда происходит и название школы (вишеша - различие). Помимо атомов материальных стихий (бхуты) в В. выделялись «атомы» пространства (пространственные точки - прадеша), времени (моменты - кшана), движения - соединение и разъединение движущегося тела с точками пространства и др. Однако атомизм В. значительно отличался от буддийской теории абсолютно дискретных элементов - дхарм. В противоположность буддийским дхармам атомы В. неизменны и самотождественны в пространстве и времени, к-рые, хотя делятся в практических целях на точки и мгновения, в действительности представляют собой неизменные субстанции.
Согласно антропологии В., тело человека состоит только из атомов земли, органы чувств - из атомов соответствующих стихий (зрение - из атомов огня, вкус - из атомов воды, обоняние - из атомов земли, осязание - из атомов ветра, слух - из части акаши). Основной действующий орган психики - манас, согласно учению В., является атомом, поэтому психическая жизнь индивида понимается как последовательность атомарных процессов. В отличие от школ веданты сознание в В. является не сущностью атмана, а лишь его временным (на период воплощения) атрибутом. Лишившись тела, атман становится бессознательным (оппоненты В. уподобляли его куску камня). Разработанная в В. концепция освобождения индивидуальных атманов от сансары (оно понималось исключительно как избавление от страданий) напоминала буддийскую нирвану.
В. периода «Вайшешика-сутр» обходится без космогонии. Появление последней у Прашастапады ознаменовано введением Ишвары (Господа) в роли божественного зодчего. Последующие авторы приложили много усилий для развития теистической доктрины В.
С самого раннего периода своего развития В. была близка др. рационалистической философской системе - ньяя, с к-рой в дальнейшем образовала синкретическую школу ньяя-вайшешика, ставшую главным оппонентом буддизма в философском дискурсе со стороны индуистской ортодоксии.