Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕЗДНА
4, С. 445-446 опубликовано: 21 марта 2009г.


БЕЗДНА

[Евр.  ,  ; греч. ἡ ἄβυσσος], библейское понятие, имеющее в зависимости от контекста разные смысловые оттенки. Основным его значением в ВЗ является «мировой океан» или «подземное собрание вод», из к-рого берут начало реки и источники. В этом качестве Б. сближается по смыслу с «водой, которая под твердью» из повествования кн. Бытия о сотворении мира (Быт 1. 7). В Септуагинте (за исключением Ис 44. 27, Иов 41. 23, Иов 36. 16) слово «ἡ ἄβυσσος» служит переводом евр.  . В ряде случаев Б. используется как понятие, параллельное «воде» или «водам» (Быт 1. 2; Иов 38. 30; Иез 31. 4; Иона 2. 6; Авв 3. 10; Пс 76. 17) и «морю» (Ис 51. 10; Пс 105. 9; 134. 6; Иов 28. 14; 38. 16), при этом особенно подчеркивается глубина водного пространства (Пс 70. 20; 106. 26; ср.: Ис 51. 10; Иона 2. 3-6). О Б. как о подземных водах особенно ярко говорится в повествовании о всемирном потопе (Быт 7. 11 и 8. 2 ), где есть сопоставление «источников великой бездны» с «небесными окнами» (ср. Втор 33. 13; Ис 44. 27; Иез 31. 4, 15). Иногда Б. описывается как грозная хаотическая сила, укрощаемая Богом (Пс 76. 17 и Ис 51. 10 ). Но воды Б. могут быть и даром и благословением Божиим (Быт 49. 25; Втор 33. 13; Пс 77. 15). При всем своем устрашающем и подавляющем величии Б. всегда находится во власти и под контролем Творца, к-рый распоряжается ею по своей воле: так, в молитве иудейского царя Манассии есть упоминание о том, что Господь запер и запечатал Б. Своим «страшным и славным именем» (ст. 2; см. 2 Пар 36).

В аккад. (ассиро-вавилонской) традиции Вавилон мыслился построенным на «вратах бездны (аккад. apsû - Апсу)», где Б.- это воды Хаоса, предшествовавшего творению. Вавилонская космология называет Апсу муж. началом, «первейшим зачинателем» наряду с «всепорождающей женской праформой» Тиамат, когда они «свои воды воедино смешали» («Энума Элиш» I, 3-5). В 4-м поколении богов появляется Эа (шумер. Энки), буд. владыка Апсу. Движение молодых богов внутри чрева Тиамат приводит к нарушению царящего там безмолвия и покоя: они «взбаламутили ее чрево, своим весельем они омрачили (будни) Небесных Покоев, их крик не приглушал (даже) Апсу» (I, 21-25). Апсу это движение так «опостылело» (I, 37), что он предлагает Тиамат погубить молодых богов. Однако всеведущий Эа разгадывает его планы и проливает Дремоту на «блаженно уснувшего» Апсу и усыпляет его (I, 62-65). Связав его, он предает Апсу смерти. Над ним Эа размещает свои божественные покои (71), к-рым присваивается имя Апсу, определив их как святилище (76). Именно в этом «святилище судеб и чертоге предначертаний» (79) будет зачат буд. верховный бог Мардук, впосл. победитель Тиамат.

Этимологически евр.   возводится к аккад.  или   - море. Это подтверждается отчасти тем, что в одном из вавилонских ритуальных текстов эпохи Селевкидов говорится о переносе символики Б.-Апсу на море ( ), а символики моря - на богиню Преисподней Эрешкигаль (О 175, Ритуал натягивания кожи на литавры, 2).

В шумер. языке Б. называется AB. ZU (Абзу) и понимается, во-первых, как космологическая реальность нижнего мира вселенной, хранилище подземных вод ( ). Шумер. преисподняя располагалась еще ниже Б., поэтому для достижения подземного мира было необходимо пересечь реку (аккад. Хубур, шумер. Ид-Луругу), к-рая могла иногда отождествляться с Абзу. Конкретное отражение этой реалии в материальном мире шумер. географии - в древнейшем г. Эреду, культовом центре бога Энки. Во-вторых, Б. понимается как водный резервуар во внутреннем дворике шумер. храма для ритуалов омовения. Вероятно, отсюда происходит «море» иерусалимского храма (3 Цар 7. 23). В шумер. космологии Абзу рассматривается как источник изобилия. Глина, извлеченная из нее, является основой, из к-рой в дальнейшем происходит творение жизненных форм. Прежде всего это касается сотворения человеческих существ, ритуальные фигурки и мифические создания, наделенные магической силой, являются частью сакрального и магического потенциала Абзу Энки, в шумер. пантеоне создатель и организатор Вселенной был рожден первобытными водами, нашедшими воплощение в форме богини Намму. Созидательным потенциалом наряду с Энки наделяется и Абзу как источник жизни. Шумер. заклинательная традиция сообщает о лежанке Агруна (один из эпитетов Абзу), к-рую в особый момент приоткрывает Энки для действенности заклинания (Стела Камня Скорпиона, 12).

Впосл. понятие «Б.» было воспринято НЗ, апокалиптической и раввинистической лит-рами для обозначения места покаяния грешников, где вершится возмездие за совершенные ими проступки, ада, местопребывания демонов. В Каббале различаются Б. нижнего мира, запечатанная священным именем Творца, и горнего мира. В день Страшного суда Б. откроется, и из нее выйдут все грешники и злые духи. В Мишне говорится, что иерусалимский храм стоит точно над Б. и, подобно вавилонским вратам, скала иерусалимского храма закрывает ее устье. Существовало предание, что под алтарем этого храма находится путь в мировую Б. Здесь же был и камень, положенный в основание мира (Суккот 49а; 53а; Зогар III, 61).

В отдельных местах ВЗ Б. сближается по смыслу с шеолом - местом пребывания душ умерших (Пс 70. 20; 87. 7) и в таких случаях служит метафорой смерти. С т. зр. последующего употребления слова это представляется важным, ибо со временем семантическая связь Б. с водой ослабевает, на первый план выходит аспект глубины, и постепенно Б. отождествляется с преисподней - местом под землей, где заключены падшие духи. Именно в таком смысле говорится о Б. в апокалиптических книгах межзаветного периода (1 Енох 10. 4-6; 18.11-16; Книга Юбилеев 5. 6-10).

Это же значение отражено и в НЗ, где слово «ἡ ἄβυσσος» употреблено 9 раз (Лк 8. 31; Рим 10. 7; Откр 9. 1, 2, 11; 11.7; 17. 8; 20.1, 3). В Евангелии бесы просят Иисуса не посылать их в Б., а книга Откровения связывает с ней апокалиптические образы саранчи, имеющей над собой царем «ангела бездны» по имени Аваддон, или Аполлион, «зверя», а также «змия древнего, который есть диавол и сатана». «Кладезь бездны» (Откр 9. 1) символизирует геенну (Andr. Caes. Apoc. IX 26). Саранча и «зверь» выходят из Б., а «древний змий» низвергнут в нее ангелом, имеющим ключи от Б. Вполне вероятно, что «ангел бездны», «зверь» и «древний змий» тождественны друг другу. В трудном для толкования тексте Рим 10. 7, вероятно, под Б. имеется в виду место пребывания душ усопших, преисподняя, из к-рой восстал Христос (Theophyl. Bulgar. Exp. ad Rom 10. 7; Jeremias).

Лит.: Green M. W. Eridu in Sumerian Literature: Diss. Chicago (Illinois). The University of Chicago, 1975; Jeremias J. Abussos // TWNT. Bd. 1. S. 9; Grether H. G. Abyss // ABD. Vol. 1. P. 49.
И. А. Святополк-Четвертынский, А.С. Небольсин
Ключевые слова:
Библейские реалии, термины и понятия Бездна, библейское понятие, имеющее в зависимости от контекста разные смысловые оттенки
См.также:
АВАДДОН одно из названий обители мертвых в Ветхом Завете
АВВА
АВЕЛ составной элемент некоторых библейских географических названий
АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно