Наименование относится к ангелам, к-рые в вещественном мире исполняют определенные виды служения. Одни из них, по замечанию прп. Иоанна Дамаскина, «оберегают области земли; и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом» (De fide orth. II 3). «Сии умы,- пишет свт. Григорий Богослов,- прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему...» (Or. 28). В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (т. е. правителями) иудейского, греч. и персид. царств (10. 13-21). Однако ангелы, как свидетельствует Свящ. Писание, управляли и др. царствами и народами. «И фараону ангелом, поставленным над египтянами,- читаем в «Ареопагитиках»,- и царю Вавилонскому своим ангелом в видениях было возвещено о промысле и власти Управляющего всем и над всем Господствующего» (CH IX 4). Нек-рые отцы Церкви (святители Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, Амвросий Медиоланский и др.) утверждали, что А.-х. имеет каждая христ. Церковь. «Вас печалит,- обращается свт. Василий Великий к пресвитерам Никопольской Церкви,- что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами - ангел - блюститель Церкви» (Ep. 230). Наконец, А.-х. может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Его (Господа.- М. И.) и избавляет их» (Пс 33. 8). А.-х. имели ветхозаветные праведники (Быт 48. 16). В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая быть «как дети» (Мф 18. 3), указывал, что благодаря детской чистоте и непорочности ангелы их всегда пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца... Небесного» (Мф 18. 10). Вера в существование А.-х. в христ. Церкви получила широкое распространение уже в апостольские времена, о чем свидетельствует чудесный случай освобождения ап. Петра из темницы (Деян 12. 7-17). Люди, находившиеся в доме Марии, матери Иоанна Марка, не поверили служанке, утверждавшей, что ап. Петр освобожден и стоит у двери дома, и полагали, что это был А.-х. апостола (Деян 12. 15).
А.-х. не оставляют верных Богу, «и распоряжаются нашими делами, и помогают нам» (Ioan. Damasc. De fide orth. II 3) не только в течение земной жизни, но и в минуты смерти и после нее. «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти,- пишет прп. Феодор Студит,- размышляй о самом разлучении души от тела,- разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего ангела» (Ep. 482). После разлучения с телом душа, по замечанию свт. Кирилла Александрийского, «будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносяся на высоту... встретит различные мытарства, кои будут преграждать ей путь в Царствие...» (Hom. div. 14).
Наряду с ангельским чином в целом (см. Ангелология, разд. «Гимнография») почитаются ангелы, к-рых Господь « » (тропарь 3-й песни канона утрени 8 нояб.). Среди гимнографических текстов, посвященных А.-х., известны 2 канона: Иоанна Мавропода, митр. Евхаитского (XI в.), и анонимный. Канон Иоанна 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, с акростихом: «Τὸν ἄγγελον μέλπω σε τὸν φύλακά μου, ᾠδὴ μοναχοῦ ̓Ιωάννου» (греч.- Ангела пою тебя, хранителя моего, песнь монаха Иоанна; начало - « ») имеет при себе седален 4-го гласа « », кондак 2-го гласа « », группу стихир 2-го гласа и молитву « » (Псалтирь следованная. Ч. 1. С. 344-351), входящую в греч. Церквах в состав повечерия, а в РПЦ в состав утреннего келейного правила. Этот более пространный канон помещен в печатных греч. Великих Часословах (῾Ωρολόγιον τὸ μέγα. ̓Αθῆναι, 1992. Σ. 639-649) и в слав. Следованных Псалтирях, как рукописных, так и печатных (напр., Син. 350. Л. 426 об.- 433, XV в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 422). В совр. рус. богослужебных книгах, а также канонниках и молитвословах обычно печатается др. анонимный канон 8-го гласа А.-х. (начало - ) с тропарем 6-го гласа « », седальном 2-го гласа « », кондаком « » и икосом « » 4-го гласа, молитвой « » (Псалтирь следованная. Ч. 1. С. 336-343). Этот канон известен уже по слав. рукописным Следованным Псалтирям (напр., Син. 708. Л. 342-346, XV в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 425). В совр. слав. Следованной Псалтири печатаются оба канона. 2-й канон в совр. практике РПЦ входит в состав келейного иноческого правила. Один из канонов обычно прочитывается накануне Причащения.
А.-х. упоминаются в различных богослужебных текстах, напр. в анафоре литургии свт. Василия Великого - « ». На вечерне, утрене и литургии произносится просительная ектения, в состав к-рой входит прошение « ». Прошение о даровании «ангела мира» - обычный элемент заключительных частей богослужебных последований в Др. Церкви (ср.: 11-е Послание свт. Василия Великого); оно, вероятно, восходит к ветхозаветным представлениям о том, что молящегося, выходящего из храма, сопровождают ангелы; под «ангелом мира» в христ. традиции может пониматься как А.-х., так и Сам Господь Иисус Христос, Ангел Великого Совета (см. Taft. Great Entrance. P. 318-322; idem. Liturgy of the Hours). Молитвы А.-х. включены в утреннее (« » - молитва при каноне Иоанна Мавропода) и вечернее (« ») молитвенные келейные правила в РПЦ. Упоминания А.-х. встречаются и в др. молитвах вечернего келейного правила - « », « ». Известен акафист А.-х. (Акафистник. М., 1992. Ч. 2. С. 125-137). В рим. обряде память А.-х. празднуется 2 окт., существует особое последование (Liturgia horarum. Citta del Vaticano, 1972. T. 4. P. 1178-1187).
Изображения А.-х. с соответствующей надписью появились в рус. иконописи в кон. XVI в., напр. на иконе письма Назария Савина, кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ). В подробных текстах, заимствованных из «Слова от видения ап. Павла», на образе «Ангел-хранитель с деяниями», 3-я четв. XVII в. (ГИМ; из собрания А. С. Уварова), со сложной иконографической программой, указаны атрибуты А.-х.: «Носит Ангел Господень крестное ограждение, меч, душевное соблюдение, врагу оскудение...» (Уваров. С. 131); в одном из сюжетов он крестом осеняет человека, а мечом отгоняет беса.
Образ А.-х. получил распространение во 2-й пол. XVII в., вероятно под влиянием западноевроп. художественной традиции (Тарасов. С. 390). Обычно он представлен стоящим на облаке, в зеленом хитоне и киноварном гиматии или в белом одеянии, с крестом в правой руке и мечом в левой: на московской иконе сер. XVII в. (ГТГ); в росписях ц. Воскресения Христова в Ростове, ок. 1675 г.,- с благословляющей десницей; на паперти Троицкого собора Ипатиева мон-ря, 1684 г. (артель костромичей Г. Никитина, С. Савина); на иконе «Спас Вседержитель» Г. Никитина (?), ок. 1680 г. (алтарь ц. Воскресения на Дебре в Костроме),- в молении Иисусу Христу, со скрещенными на груди руками, вместе с вмч. Феодором Стратилатом; на юж. двери иконостаса ц. Воскресения в Кадашах в Москве, выполненной в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVII в. иконописцем Оружейной палаты П. Ф. Билиндиным (в наст. время в музее-усадьбе Останкино в Москве), с надписью: «Агг[е]лъ хранитель с[вя]т[о]го жертвенника»; на прориси с образа XVII в. из Сийского иконописного подлинника - в правой руке А.-х., обнимающего древо креста, трость и копие, вверху в медальоне - оплечный образ Христа Эммануила, внизу подпись: «Агг[е]ль Хр[и]стов, живот мои соблюдаи во страсъ Х[рист]а Б[о]га н[а]шего» (Кондаков. Ил. 72).
Изображения А.-х. с деяниями имеются: на костромской иконе 40-х гг. XVII в. (КИАМЗ); на иконе ок. 1670 г. мастера Оружейной палаты (ГТГ) с 4 сюжетами: покаяние праведника перед смертью, смерть благочестивого христианина, трапеза праведника, пир грешника; на иконе Федора Рожнова 1696 г. (ГТГ), происходящей из Патриаршей ризницы, с 2 сюжетами; на иконе «Ангел хранит спящего человека» кон. XVII - нач. XVIII в. (ЦМиАР); на прориси с образа нач. XVIII в. из Сийского иконописного подлинника; на прориси с иконы кон. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова (Кондаков. Ил. 70, 71). На иконе нач. XVIII в. (ЦМиАР) А.-х. изображен на облаке, с крестом в правой и огненным мечом в левой руке, вверху представлено поклонение А.-х., держащего развернутый свиток, Иисусу Христу; внизу слева - молитва благочестивого христианина перед сном, А.-х. записывает на свитке его деяния; справа - А.-х. с крестом и мечом охраняет человека, осеняющего себя перед сном крестным знамением, рядом надпись из Пс 33. 8. Редким памятником является икона «Ангел-хранитель с 12 клеймами деяний» сер. XIX в. (ЦМиАР). В ряду избранных святых на полях образ А.-х. помещен на иконе Божией Матери «Троеручица», с избранными святыми, кон. XVII в. (ГИМ),- поясное изображение, рядом с архангелами Михаилом и Гавриилом; на Владимирской иконе Божией Матери, 2-я пол. XVII в.? (ГИМ),- в рост, правая рука поднята в молении; на иконе Божией Матери «Умиление», с избранными святыми, 60-е гг. XIX в. (ГИМ),- копии с образа С. Ушакова. В росписи юж. и сев. порталов Успенского собора Московского Кремля А.-х. представлен справа от врат сидящим и пишущим на свитке (ср. изображения ангела, записывающего имена входящих в храм); живопись относится ко времени поновлений росписи в XIX и XX вв.
В XVIII и особенно в XIX в. встречаются единоличные изображения А.-х. (напр., на прориси с иконы кон. XIX в. (ИРЛИ. ПД) - на его груди медальон с образом Младенца Христа), но наиболее часто образ А.-х. присутствует на «семейных» иконах нередко старообрядческого происхождения, в центре группы святых, соименных заказчикам, где выступает покровителем и хранителем семьи: «Ангел-хранитель и избранные святые» 1829 г. (ЦМиАР); «Ангел-хранитель, равноап. кн. Ольга и мч. Акепсим» мстерского иконописца И. Панкрышева, 1895 г. (ГМИР; поднесена имп. семье в связи с рождением св. блгв. царевны Ольги Николаевны),- А.-х. представлен с ветвью и мечом; на иконах «Ангел-хранитель и избранные святые», кон. XIX - нач. XX в., мастерской М. О. и Г. О. Чириковых (Частное собрание), и нач. XX в. (ЦМиАР); на эмалевой иконе «Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский, Ангел-хранитель и вмц. Екатерина», 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР). Нередко А.-х. представлен с почитаемыми святыми, как в меднолитом трехстворчатом складне «Деисус с избранными святыми», 1721 г. (ГРМ); на иконе «Ангел-хранитель, мученики Флор и Лавр», кон. XIX в. (ЦМиАР); на полях икон, напротив патронального святого: «Мученики Гурий, Самон и Авив», 2-я пол. XIX в. (ГМИР),- с мц. Антониной; на Владимирской иконе Божией Матери, посл. четв. XIX в., палехской мастерской Белоусовых (Частное собрание. Палех),- с мц. Софией. Образ А.-х. введен в группу избранных святых, предстоящих Распятию Христову, на старообрядческой иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (ГТГ). Сюжетные изображения с А.-х. встречаются в рус. религ. лубке: рукописном («Смерть блж. Феодоры и видение мытарств души», 2-я пол. XIX в. (ГИМ),- А.-х. принимает душу усопшей и ведет ко Христу) и гравированном (лист с образом А.-х. из Синодика Л. Бунина, сер. 60-х гг. XVIII в. (РГБ)).
В нач. XX в. появились изображения А.-х. на фоне Московского Кремля: иконы письма В. П. Гурьянова 1901 г. (Ц. свт. Николая в Клённиках. Москва) и 1912 г. (ГМИР). В 1997 г., к 850-летию Москвы, в иконописной мастерской ц. свт. Николая в Клённиках была создана икона «Ангел-хранитель града Москвы».