[лат. (tunica) alba - белая (туника)], длинная белая льняная туника с узкими рукавами, к-рую носят клирики католич. и англикан. Церквей в качестве нижнего из церковных облачений.
В визант. обряде А. соответствуют камисий и подризник. А. подпоясывается поясом (лат. cincturа).А. происходит от рим. tunica talaris, ежедневной одежды, доходившей до колен и украшавшейся каймой по краям и на рукавах; древнегреч. аналог А.- хитон. Возможно, закрепление использования А. в богослужебном обиходе связано также с наличием ветхозаветной параллели - ефода. После V в., когда под влиянием герм. народов изменился традиц. вид повседневной одежды, священнослужители Римско-католической Церкви продолжали одеваться в традиц. рим. стиле. После VI в. А. становится обязательным облачением при совершении литургии - так, 4-й Толедский Собор (633) наряду с казулой и столой считает А. обязательным облачением для священника, совершающего литургию (27-е прав.). Несмотря на то что интерес к регламентации цвета богослужебных облачений в течение готического периода привел к появлению цветных А. (что является семантическим противоречием, т. к. alba значит «белая»), традиц. для А. оставался белый цвет. В течение XVI в. в связи с развитием кружевного производства появляются А., расшитые кружевами, к-рые впосл. нередко покрывали всю А., что, безусловно, было отступлением от древнего строгого стиля одежды. В ходе литургического движения XX в. Римско-католическая Церковь вернулась к простой льняной А.