[лат. altar (altare, altaria) от alta ara - возвышенный жертвенник, церковнослав. , греч. βῆμα - возвышение], обобщающий термин для обозначения священного места принесения жертвы. В лат., церковнослав. и рус. переводах Свящ. Писания словом «А.» обозначается жертвенник: « » (Пс 50. 21b), « » (Пс 83. 4b). В лат. христ. текстах слово «А.» употребляется для обозначения евхаристического жертвенника - престола, в этом же значении оно вошло и в зап. языки. В слав. текстах слово «А.» в значении «престол» встречается редко (напр., церковнослав. текст 94-го прав. Карф. Собора (Книга правил. С. 221)). Обычно термин «А.» обозначает не сам престол, а ту часть храма, к-рая также называется алтарным пространством и где расположен престол.
Алтарное пространство [греч. βῆμα, θυσιαστήριον, церковнослав. , рус. также алтарь], часть храма, в к-рой находится престол.
По традиции А. помещается в вост. части храма (см. Ориентация храмов), на возвышении, куда из нефа ведут одна или неск. ступеней. От нефа его отделяет также дополнительная преграда (см. Алтарная преграда, Иконостас) и (или) предалтарное пространство (см. Вима, Солея). В древнейших храмах пространство А. могло помещаться непосредственно в нефе, даже в его середине (особенно в церквах центрического плана). С III в. А. стали ограждать низким барьером и перенесли ближе к вост. апсиде, с к-рой оно впосл. образовало единое целое. В пространстве А. кроме престола (часто с киворием) имеется одно- или многоступенчатая скамья вдоль дуги апсиды (синтрон) с епископским седалищем посередине (см. Горнее место).
В Византии и на Руси А. связывают с нефом центральные врата алтарной преграды или иконостаса (см. Царские врата) и малые врата (см. Двери), ведущие из жертвенника и диаконника (в ранневизант. традиции А. был связан узким огражденным проходом (по оси храма) с амвоном, стоявшим в нефе, часто в его центре). Апсида А. имеет окна, обычно от 1 до 3, иногда больше.
С севера и юга к А. обычно примыкают помещения, предназначенные для совершения проскомидии (жертвенник) и хранения приношений (диаконник), развившиеся из древних пастофориев. Они связаны с А. проемами в боковых стенках апсиды (в визант. и западноевроп. памятниках часто имеют и внешние входы, в т. ч. с запада). В правосл. традиции их также включают в понятие «А». Снаружи у них может не быть апсидных закруглений, но изнутри они, как и алтарная апсида, полукруглые в плане, со сводчатым завершением (конхой). В стенах диаконника, жертвенника и алтарной апсиды устраиваются стол для совершения проскомидии (в РПЦ его принято называть жертвенником), стенные шкафчики-«печуры», умывальник, ниши для хранения углей и ссыпания пепла, полки для хранения богослужебных книг, часто - приспособления для хранения литургических облачений и проч. Боковые апсиды А. (к-рых в многонефных храмах может быть более 2) часто используются для размещения дополнительных престолов (особенно в юж. апсиде) и т. о. становятся приделами.
В визант. и западноевроп. традициях под алтарным пространством могла помещаться крипта, для РПЦ нехарактерная. на Западе оно иногда окружалось амбулаторием. Если храм имел более одного этажа, на Руси под ним устраивали подклет, к-рый занимал и пространство под А.
Стены и конхи А. обычно имеют мозаичную, фресковую или иную роспись, содержание к-рой определено особой сакральной значимостью этой части храма (см. Храмовая декорация).
Каноническое право правосл. Церкви разрешает входить в А. только рукоположенным священно- и церковнослужителям (Лаодик. 19) и правосл. царям (VI Всел. 69), на практике исключение делается для пономарей и алтарников, что может быть оправдано на основе 14-го прав. VII Всел. Собора. Правом причащаться в А. обладают только диаконы, пресвитеры и епископы, а также лица царского достоинства. Женщинам входить в А. запрещается (Лаодик. 14), однако в жен. мон-рях немолодым монахиням позволяется входить в А. и исполнять обязанности пономаря (Ник. Исп. 15).
В символических литургических толкованиях (см. Символизм литургический) А. п.- это горний мир, а также место, откуда Христос шествовал на проповедь, место Его Страстей, распятия, Воскресения и вознесения; А. п. уподобляется Святому Святых ветхозаветного храма (Симеон Солунский. Соч. С. 183-198; Вениамин. Новая Скрижаль. С. 5-25; Дебольский Г., прот. Православная Церковь в ее Таинствах, богослужении, обрядах и требах. М., 1994р. С. 451-456).