[греч. βῆμα; сир. - ступень, возвышение], в христ. храме та или иная его часть, возвышенная над уровнем пола. В ВЗ евр. слово , в частности, имеет значение культового места, где совершается преимущественно языческое жертвоприношение (1 Цар 9, 12 слл.; 10. 13; 3 Цар 4; 4 Цар 12. 3; Ис 36. 7 и др.); на таких местах часто строилось святилище («капище высот»), при к-ром были священники («священники высот») (см. ст. Высоты). в Септуагинте во Втор 2. 5 термин В. используется для перевода указания на меру длины («стопа ноги»). согласно Е. Ренхарту, этот термин через значение «восходить, вступать» связан с понятиями «судебная трибуна, кафедра судьи, суд, судилище».
В НЗ слово «βῆμα» неоднократно употребляется в одном из своих обычных античных значений как «судебная трибуна, суд» (Мф 27. 19; Ин 3. 19; Деян 12. 21; 18. 16, 17; 25. 6, 10, 17; Рим 14. 10; 2 Кор 5. 10; в Деян 7. 5 цитируется Втор 2. 5 (о судебных В. см. в статьях Лифостротон и Коринф).
В церковном зодчестве В. называют приподнятую над остальным полом платформу, к-рая может помещаться в алтарной части храма; особенность ряда сир. памятников - В. в центре храма (сир. В. называют «бемой»).
Сир. бема ( < βῆμα) известна по северосир. памятникам средневизант. времени (Renhart. 1995) и является аналогом визант. синтрона, представляя собой амфитеатр, верхняя ступень к-рого является скамьей для восседания духовенства, с епископским троном в центре. Однако в отличие от синтрона сир. бема расположена на платформе в центре храма (а не в алтарной части) и обращена к востоку (а не к западу). В нач. II тыс. по Р. Х. (ок. XI в.) бема исчезает из практики сиро-яковитов, превращаясь в ступень перед алтарной частью храма; иногда в новом качестве встречается и в восточносир. памятниках (Cassis. 2002). В позднейшей практике Церкви Востока бема - это большая (сравнимая по площади с алтарной частью) платформа перед алтарем храма, на к-рой проходит литургия оглашенных и др. части богослужения (Taft. 1968, 1970).
Применительно к памятникам средне- и поздневизант. архитектуры В. называют или алтарное пространство храма целиком (см. Алтарь), поскольку оно обычно приподнято над полом храма, или дополнительное членение между вост. рукавом креста в плане здания и алтарной апсидой. Эта дополнительная пространственная ячейка была не всегда выражена во внешних формах архитектуры и декорации фасадов, но имела важное значение для к-польской архитектурной школы: наличие или отсутствие В. в плане позволяет исследователям визант. и всей христ. архитектуры относить церковную постройку к «сложному» или «простому» типу крестово-купольного храма, сформировавшегося в средневизант. период, особенно в эпоху македон. ренессанса. В. присутствует в планах храмовых зданий с VII в. (напр., ц. Успения в Никее). Исследователи считают, что обязательное включение В. в план связано, во-первых, с развитием богослужения и, во-вторых, с формированием нового типа храма, в к-ром купол опирается на 4 столпа (колонны), стены внутри здания исчезают, а пространственные ячейки, включая вост. апсиды, объединяются в целостное, хотя и дифференцированное единство. Одним из ранних примеров храма с подобным дополнительным членением является сев. церковь мон-ря Липса (907, К-поль). Наличие В. расширяло пространство алтаря, создавая в вост. части храма особую перспективу. В., как правило, перекрывалась цилиндрическим, реже купольным сводом, как, напр., в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (20-е гг. XI в.). Значение В. в символической иерархии церковного пространства подчеркивалось росписью. Так, в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас размещено мозаичное изображение Сошествия Св. Духа на апостолов.
Иногда В. называют предалтарную часть правосл. храма (ср. с употреблением термина солея в совр. рус. языке). В греч. литургической терминологии словом «βῆμα» обозначается собственно алтарное пространство.