[греч. ἀκέφαλοι - безглавые], в эпоху христологических споров название, прилагавшееся к различным церковным партиям. В частности, так называли тех участников Всел. III Собора (Эфес, 431), к-рые не последовали ни за свт. Кириллом Александрийским, ни за Иоанном Антиохийским. В кон. V в. это название получили члены Александрийской Церкви, отделившиеся от Патриарха Петра Монга после того, как тот в 482 г. принял «Энотикон» имп. Зинона; причиной отделения явилось то, что в этом документе не содержалось анафемы Всел. IV Собору (Халкидон, 451). В раскол, к-рый возглавили пресвитеры Иоанн и Юлиан, диаконы Элладий и Серапион и софист Павел, оказались вовлечены многочисленные монахи и нек-рые члены клира; однако раскольники не имели епископского возглавления, чем и объясняется название секты. Из среды А. вышел буд. вождь монофизитского движения Севир, Антиохийский патриарх (512-519). Оставшись без епископов, раскольники обрекли себя на плачевное существование: со смертью последнего пресвитера они фактически лишились священства. Для совершения таинства Крещения А. использовали богоявленскую воду, а причащались раз в год, в день Пасхи, по маленькой частице, сохраняя Св. Дары с древних времен. Воссоединение егип. А. с монофизитской Церковью произошло при Александрийском патриархе Диоскоре II (516-517), к-рый анафематствовал Халкид. Собор. Впосл. слово «акефал» сделалось у правосл. авторов (напр., у свт. Софрония Иерусалимского, прп. Иоанна Дамаскина и др.) наименованием монофизитов вообще, поскольку те не имели единого общепризнанного главы.