[санскр. ], доктрина буддизма, составляющая содержание 4-й благородной истины, открытой Буддой своим последователям. Если в 3-й истине он констатирует возможность освобождения от страданий, то в 4-й указывает практический путь к нему: «Этот благой восьмеричный путь таков: правильные воззрения, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение». Правильные воззрения - это знание четырех благородных истин; правильные намерения - отказ от мирских удовольствий, от ненависти и от насилия; правильная речь - воздержание от лжи, сквернословия, грубости, скабрезности и глупости; правильные действия - воздержание от воровства, убийства, недолжного поведения вообще; правильный образ жизни - праведное поведение в соответствии с 5 моральными принципами: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лги, не опьяняй себя; правильные усилия - усилия по устранению дурных мыслей, мнений, намерений и т. п.; правильное осознание и правильное сосредоточение - формы буддийской медитации.
В. п. системно представляет разные аспекты духовной жизни: этический, психологический и гностический. Не случайно буддийская традиция описывает его как сочетание культуры поведения - шила (намерение, речь, действие, образ жизни), культуры психики - самадхи (усилия, осознание, сосредоточение) и культуры мудрости - праджня (воззрение).
В целом культура поведения и культура психики в буддийских текстах мало чем отличаются от норм брахманско-шраманской традиции. Буддийское видение мира сосредоточено в праджне. В текстах она отождествляется со знанием 4 благородных истин. Согласно Будде, культура поведения или культура психики по отдельности или обе вместе могут привести лишь к временному облегчению участи. Только осуществление В. п. в полном объеме способно обеспечить выход из круговорота перерождений (сансары) и достижение освобождения (нирваны).