[Греч. Πραΰλιος, лат. Prayl(i)us], архиепископ Иерусалима (417 - ок. 422). Хронология епископата П. точно не определена. Достоверны всего 2 даты: предшественник П., архиеп. Иоанн II, умер 10 янв. 417 г.; преемник П., свт. Иувеналий, освятил храм мон-ря св. Евфимия Великого 7 мая 428 или 429 г. Все известные события епископата П. относятся к периоду 417-419 гг. Исходя из этого, некоторые современные исследователи вслед за болландистом Д. Папеброхом предполагают, что П. скончался в 418 г., и с этого же года начался епископат свт. Иувеналия.
Особые сведения о П. содержит «Житие свт. Порфирия Газского», приписываемое ученику П.- Марку Диакону (BHG, N 1570). В этом сочинении есть сведения, что П. был тем самым епископом Иерусалимским, к-рый рукоположил свт. Порфирия Газского во пресвитера и доверил ему хранение Животворящего Древа Креста Господня, а через 3 года отправил его к еп. Иоанну Кесарийскому, который рукоположил Порфирия во епископа Газы. В синаксарном сказании о Порфирии (SynCP. Col. 489-491) П. и Иоанн Кесарийский названы как епископы, рукополагавшие Порфирия и во пресвитера, и во епископа. Согласно хронологии Жития, эти рукоположения произошли в 392 и 395 гг. Однако в это время Иерусалимскую кафедру занимал архиеп. Иоанн II. Болландист Папеброх предлагал согласовать эти данные, предположив, что при Иоанне II П. имел статус соответствующий положению хорепископа либо викария и заведовал «надсмотром» за иерусалимскими святынями. Поскольку Порфирий находился в подчинении у П., а не архиеп. Иоанна II, то архиеп. Иоанн Кесарийский обращался к П., чтобы тот направил к нему Порфирия. Возможно также, что автор Жития стремился избегать упоминаний об Иоанне II, поскольку тот принял в общение пелагиан, и вместо его имени подставил имя П. Обе гипотезы выглядят неубедительно, но теорий, которые помогли бы согласовать хронологию «Жития Порфирия...» с другими источниками, нет.
Основные известные события епископата П. связаны с пелагианским спором, который начался в Иерусалимской Церкви при архиеп. Иоанне II (см. также статьи Пелагианство, Пелагий). При П. между Иерусалимской и другими Церквами продолжалась активная переписка с обсуждением дела Пелагия, а сам Пелагий еще некоторое время жил в Палестине. Позиция П. по этому вопросу известна из посланий епископа (папы) Римского свт. Зосимы (417-418). П. поначалу оставил в силе постановления Собора Иерусалимской Церкви в Лидде (Диосполе) 415 г., согласно к-рым Пелагий был оправдан. В послании к архиеп. Аврелию Карфагенскому и Африканским епископам 21 сент. 417 г. епископ Римский Зосима писал, что Целестий (ученик Пелагия) явился в Рим с оправдательным решением из Палестины и среди др. документов представил также послание П., где сообщалось, что Пелагий состоит в общении с Иерусалимским епископом (Zosimus, papa. Ep. 3 // PL. 20. Col. 654-661). В тот момент Римский епископ не возражал против принятия пелагиан в общение, но вскоре переменил свое мнение и 21 марта 418 г. осудил пелагиан (Idem. Ep. 12 // Ibid. Col. 675-678).
Остальные факты о деятельности П. реконструируются лишь гипотетически. Вероятно, под влиянием еп. Зосимы и др. иерархов позиция П. в отношении пелагианства постепенно изменилась, и П. осудил Пелагия. Ересь пелагианства была вновь осуждена уже после смерти П., на Соборе Восточной Церкви под председательством архиеп. Феодота Антиохийского (424-428). Соборное послание было получено в Риме и обсуждалось там вместе с неким посланием П. Об этих несохранившихся документах упоминает Марий Меркатор, к-рый не сомневается в православии ни архиеп. Феодота, ни П. (Marius Mercatorus. Commonitorium super nomine Coelestii. 3 // PL. 48. Col. 100-101). Вероятно, П. в 418-419 гг. опубликовал свое послание с осуждением Пелагия, которое затем рассматривалось на Соборе при архиеп. Феодоте и вместе с соборными документами было прислано в Рим.
Наиболее близкий к месту и времени этих событий блж. Феодорит Кирский - автор «Церковной истории», в к-рой он лишь упоминал о преемстве П. и ограничивается общими похвалами в его адрес (Theodoret. Hist. eccl. V 38). Сохранилось также письмо блж. Феодорита, где он упрекал П. в том, что тот поставил епископом в Кесарию Приморскую преемником еп. Евлогия второбрачного Домнина (Theodoret. Ep. 110 // PG. 83. Col. 1305).
Хронист Идаций (сер. V в.) упомянул также, что после землетрясения в Иерусалиме (в 419 г.) епископ Иерусалима составил послание об этом событии. Но Идаций ошибочно считал, что этим епископом был Иоанн II (Hydat. Chron. 1974. P. 124-125).