Николай Михайлович (1810, с. Потуловка (Елизино) Моршанского у. Пензенской губ. (ныне деревня Инсарского р-на Мордовии) - 18.05.1873, Москва), рус. муз. деятель, регент, автор гармонизаций древних церковных напевов, исследователь церковного пения. Первые опыты гармонизации П. были исполнены в с. Потуловка его собственным хором певчих (хор достиг высокого уровня еще при дяде П., Григории Александровиче Потулове). Ок. 1857 г. еп. Пензенский Варлаам (Успенский; впосл. архиепископ Тобольский и Сибирский) отметил отличное состояние хора и церковность исполняемых им переложений.
Переезд в Москву способствовал расширению круга деятельности П. в сотрудничестве с В. Ф. Одоевским и прот. Д. В. Разумовским: П. участвовал в работе Об-ва древнерусского искусства, привлекался к редакции синодальных певч. изданий на основе крюковых рукописей, хранившихся в б-ках Московской епархиальной, Синодальной, МДА, Публичной Императорской, некоторых московских мон-рей, частных лиц. П. проводил текстологическую работу, сравнивая («сличая») песнопения знаменного распева в нотных изданиях Синода 1772 г. с безлинейными рукописями, исправляя «отступления и неверности», с целью «сохранения напева в той же цельности и чистоте, в какой пели его наши праотцы». В киевский и греч. распевы П. изменения не вносил, «не имея на то основания в древних рукописях». Впосл. т. о. отредактированные напевы он использовал в своих переложениях. П. А. Бессонов свидетельствует о том, что П. неоднократно бывал в Зап. Европе «для сравнительного исследования тамошней церковной музыки и особенно для сопоставления с православным пением славян южных», посещал мон-ри, б-ки, изучал «живучие предания сербов» (Бессонов. 1872. С. 4).
Член-сотрудник РМО, действительный член Об-ва древнерусского искусства. Заведовал старообрядческим Преображенским домом-богадельней в Москве. Умер в чине коллежского советника.
Принципы многоголосной обработки одноголосных церковных распевов, разработанные П. в тесном контакте с Одоевским, получили название «строгого стиля гармонии». Основная черта и главное достоинство переложений П.- точное следование мелодиям, заимствованным из синодальных изданий и в нек-рых случаях измененным («справленным») согласно безлинейным рукописям. П. не транспонировал мелодии, изложенные в синодальных изданиях в альтовом ключе, но при этом помещал их в верхнем голосе (дисканте), тесситура к-рого становится низкой. Важная особенность стиля П.- опора на диатонику, отсутствие хроматических ходов, отклонений, модуляций. Кроме того, П. следовал правилу «нота против ноты», гармонизуя каждый звук напева к.-л. консонирующим аккордом, преимущественно трезвучием («гармония в прямом трезвучном аккорде»), избегал септаккордов (хотя это не всегда осуществляется на практике).
Впервые теоретические постулаты П. нашли воплощение в многоголосной обработке литургии киевского распева для 4-голосного хора. 19 янв. 1864 г. по благословению митр. Московского Филарета (Дроздова) она была исполнена хором синодальных певчих в московской ц. св. Георгия на Всполье (где настоятелем был прот. Д. Разумовский), 24 февр.- в зале митрополита, 15 марта - в Успенском соборе Кремля. В дальнейшем П. работал над переложениями всего годового круга церковного пения, подготовил «Сборник церковных песнопений», содержащий гармонизации песнопений из синодальных изданий 1772 г. и с изменениями по крюковым рукописям. Вышло 5 выпусков этого издания; Разумовский сообщал также о составленном П. воскресном Октоихе (1870), содержащем воскресные стихиры, тропари и ирмосы на 8 гласов разных распевов (греческого, обычного, знаменного, по 1 стихире малого знаменного распева).
Характер переложений П.- строгий, суровый. Они неоднократно подвергались критике за то, что, «будучи заключены в узкую рамку аккордовой гармонии, страдают недостатком плавности, свободы и красоты голосоведения и лишены художественной стороны» (Биографии композиторов IV-XX в. / Ред.: А. Ильинский, Г. Пахульский. М., 1904. С. 465). Однообразие аккордового склада, ограниченный выбор гармонических последований позволяли сделать вывод о том, что «автор был более теоретиком, чем художником, и не обладал той силой таланта, которая создает новые направления в искусстве». Вместе с тем обработки П. имеют большое историческое значение, т. к. в них была впервые поставлена задача сохранить церковные распевы без к.-л. изменений и создать многоголосную обработку исходя из особенностей самого распева.
В 1872 г. П. подготовил объемное «Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения Православной Российской Церкви», выдержавшее 5 изданий (М., 1872, 1875, 1884, 1888, 1898; рец.: Кишиневские ЕВ. 1874. Отд. неофиц. № 4. С. 179; Моск. ЕВ. 1874. № 2. С. 11-12; Моск. Вед. 1874. № 4; ПО. 1874. № 2; Современность. 1874. № 53; Херсонские ЕВ. 1874. Приб. № 16. С. 313-319; Церк. летопись. 1874. № 30 (мнение Учебного комитета Святейшего Синода)). Первая часть «Руководства...» - нотная азбука, цель к-рой - научить «читать напевы» по т. н. рус. церковной ноте, т. е. квадратной киевской нотации. Вторая часть содержит «сборник песнопений, как древних, так и вообще употреблямых Церковию напевов», включающий литургии св. Иоанна Златоуста знаменного и киевского распевов, литургию св. Василия Великого киевского распева, песнопения служб св. Четыредесятницы (часы, Литургия Преждеосвященных Даров, изобразительны, великое повечерие, Великий канон) разных распевов, всенощные бдения знаменного и разных распевов и приложение - песнопения Великого поста, Страстной седмицы, Пасхи и величания разных распевов. Второй части предпослана значительная теоретическая часть (Руководство. 1888. С. 61-112) из 4 разделов: «О значении песнопений и их названий» (рассмотрены 9 жанровых наименований песнопений: стихиры, тропари, кондаки, икосы, ирмосы, антифоны, прокимны, ипакои, ексапостиларии); «О существующих напевах и о различии их между собою» (рассматриваются гласовая структура песнопений, виды распевов, анализируется структура песнопений различных гласов греч. распева); «О современном исполнении напевов и употреблении их» (о многоголосной обработке напевов); «О некоторых практических приемах, облегчающих изучение простейших напевов». «Руководство...» содержит также методические указания певчим, «Упражнения в пении». В отличие от статей Одоевского, публиковавшихся в периодике, «Руководство...» П. было принято в качестве учебного пособия в духовных уч-щах и семинариях, в средних и низших учебных заведениях Мин-ва народного просвещения, поэтому получило широкое распространение.