Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НОКС
52, С. 31-36 опубликовано: 3 апреля 2023г.


НОКС

Д. Нокс. Гравюра. Ок. сер. XVII в.
Д. Нокс. Гравюра. Ок. сер. XVII в.

Д. Нокс. Гравюра. Ок. сер. XVII в.

Джон [англ. Knox] (ок. 1514/15, Хаддингтон, Шотландия - 24.11.1572, Эдинбург), шотл. богослов, деятель Реформации в Шотландии. Сын купца Уильяма Нокса, дело к-рого унаследовал старший брат Н. Уильям, чьи торговые связи способствовали международным контактам Н. Мать Н. умерла, когда он был ребенком, впосл. он иногда использовал ее фамилию (Синклер) в качестве псевдонима. Начальное образование получил в певч. школе при приходе Пресв. Девы Марии в Хаддингтоне, впосл. учился в грамматической школе там же. В 1531 г. поступил в ун-т в Сент-Андрусе, где его наставником стал шотл. философ и богослов Джон Мейджор (Мэр), придерживавшийся концилиаристской т. зр. о приоритете Соборов над властью Римских пап, что, возможно, повлияло на формирование антипапских взглядов Н. В 1536 г. Н. был рукоположен во диакона, затем - во священника, однако не получил назначения на приход и не продолжил академической карьеры. К 1540 г. Н. стал нотарием, работавшим в Хаддингтоне и окрестностях, и давал частные уроки.

Обращению Н. в протестантизм способствовали перемены, происшедшие в Шотландском королевстве в 1-й пол. 40-х гг. XVI в., когда после смерти кор. Якова V в дек. 1542 г. престол унаследовала его дочь Мария Стюарт. Регент при юной королеве Джеймс Гамильтон, граф Арран, изначально придерживался проангл. взглядов, он также прекратил преследования протестантов, что привело к росту их движения в Шотландии. В 1543 г. в Лотиане проповедовал Томас Гиллем, бывш. приор доминиканцев из Инвернесса, и Н. слышал его выступления. Однако большее влияние на него оказал Джордж Уишарт, бежавший в 1538 г. из-за обвинений в ереси из Шотландии в Англию, а затем в Германию и Швейцарию. Вернувшись в 1543 г., он стал активно проповедовать учения континентальных, гл. обр. швейцар., реформаторов в Шотландии в 1544-1545 гг. В числе его сторонников оказались Хью Дуглас и Джон Кокберн, чьих детей учил Н., а затем и он сам. К этому времени политическая обстановка изменилась, и власти под влиянием кард. Дейвида Битона, архиеп. Сент-Андрусского, вновь начали преследовать протестантов. В янв. 1546 г. гр. П. Хепберн Ботуэлл арестовал Уишарта, он был заключен в замок в Сент-Андрусе и после суда по обвинению в ереси сожжен 1 марта 1546 г. Н., ставший к этому времени постоянным спутником Уишарта, избежал ареста, скрывался и планировал бегство в Германию, при этом продолжая учить сыновей Дугласа и Кокберна. 29 мая 1546 г. заговорщики из числа протестантов захватили Сент-Андрусский замок и убили находившегося там кард. Д. Битона, после чего замок был осажден правительственными войсками, к-рые больше года не могли взять его. Опасаясь новых преследований, Н. с учениками 10 апр. 1547 г. укрылся в замке. Здесь он продолжал читать лекции в замковой капелле, однако отказывался от избрания проповедником до лета 1547 г. В июне он согласился выступить в приходской ц. Св. Троицы против Джона Аннанда, магистра Сент-Ленардс-колледжа Сент-Андрусского ун-та. В проповеди, ссылаясь на Дан 7, Н. сравнивал папу Римского с антихристом, о котором говорится в пророчестве. Несколькими днями позже он выступил на диспуте, устроенном субприором Сент-Андрусского собора Джоном Уинремом, против францисканца Александра Арбакла и отстаивал идеи того, что единственным авторитетным источником вероучения является Свящ. Писание (sola scriptura), оправдания верой (sola fide), критиковал мессу, учение о чистилище и молитвы за умерших. В июле приглашенные властями французские войска захватили Сент-Андрусский замок и Н. в числе других защитников замка был отправлен на галеры, где провел 19 месяцев и серьезно подорвал здоровье. Находясь в заключении, он написал первую известную работу, посвященную трактату Генри Балнейвза, основанному на комментарии М. Лютера на Послание ап. Павла к Галатам.

После освобождения в февр. 1549 г., состоявшегося, возможно, благодаря вмешательству англичан (проч. пленники, захваченные французами в Сент-Андрусе, получили свободу в 1551), Н. отправился в Англию. Там он получил от Тайного совета субсидию и был направлен проповедником в Берик-апон-Туид, город на границе с Шотландией, игравший важную роль в англо-шотл. войнах. Его паства состояла преимущественно из солдат, а также шотландцев, бежавших в Берик-апон-Туид по религиозным или политическим причинам. В 1549 г. в Англии была утверждена 1-я протестант. «Книга общих молитв», порядок проведения литургии, описанный в ней, в значительной мере воспроизводил сарумский обряд - вариант католич. богослужения, установленный св. Осмундом, еп. Солсберийским († 1099) в его диоцезе, а затем получивший распространение в Англии. Поддерживаемый радикальными протестантами из числа прихожан, Н. критиковал использование гостии и коленопреклонение во время мессы и служил литургию без «католических пережитков». Его выступления вызвали недовольство Катберта Танстолла, еп. Даремского, в чьей юрисдикции находился Берик-апон-Туид, и привлекли внимание властей. 4 апр. 1550 г. Н. перед Советом Севера в Ньюкасле выступил с речью, в к-рой доказывал, что месса есть проявление идолопоклонства. Это событие стало одним из эпизодов евхаристических дискуссий в Англии времен кор. Эдуарда VI (1547-1553), хотя и не самым ярким - в 1549 г. в Оксфордском ун-те был проведен диспут между архиеп. Кентерберийским Т. Кранмером, отстаивавшим установления «Книги общих молитв», и буд. еп. Глостерским и Вустерским Джоном Хупером, критиковавшим их. Одним из сторонников мессы и оппонентом Н. был Даремский еп. Катберт Танстолл, лишенный в 1552 г. должности из-за конфликта с Джоном Дадли, герц. Нортамберлендским. Находясь в 1551-1553 гг. в заключении (сначала под домашним арестом, а затем в Тауэре), Танстолл написал на латыни трактат в защиту доктрины пресуществления.

Во время пребывания в Берик-апон-Туид Н. познакомился с семьей Роберта Боуза, коменданта близлежащего замка, и ок. 1553 г. обручился с его дочерью Дадли Марджери (Марджори). К этому времени англо-шотл. война закончилась мирными договорами 1550-1551 гг., и весной 1551 г. Н. переехал в Ньюкасл, один из крупнейших городов Сев. Англии. Вместе с ним сюда перебрались мн. шотландцы из числа его прихожан в Берик-апон-Туид, здесь же Н. познакомился с Джоном Уиллоком, проповедником, ставшим впосл. одним из лидеров шотл. Реформации. В Ньюкасле Н. получил возможность проповедовать в главной городской ц. св. Николая в присутствии представителей высших слоев местного общества. В окт. 1551 г. его проповедь услышал Дж. Дадли, герц. Нортамберлендский, фактический регент при несовершеннолетнем кор. Эдуарде VI, и она так впечатлила его, что Дадли предложил Н. должность королевского капеллана. К кон. 1551 г. Н. переехал в Лондон и получил место при дворе с внушительным годовым жалованьем. Здесь он продолжал отстаивать свои взгляды на мессу. В первой же проповеди, произнесенной перед королем в Виндзорском замке в сент. 1552 г., он снова говорил о том, что преклонение колен во время причастия есть проявление идолопоклонства. Его выступление было направлено против новой редакции «Книги общих молитв», уже принятой парламентом; в этом варианте документ должен был вступить в силу с 1 нояб. В окт. 1552 г. он вместе с неск. королевскими капелланами вновь поднял этот вопрос в комментариях к проекту др. вероучительного документа Церкви Англии - «Сорока двух статей». Все это привело к конфликту Н. с архиеп. Кентерберийским Т. Кранмером - основным автором обоих текстов.

Позицию примаса Церкви Англии поддержал Тайный совет, и порядок причастия в «Книге общих молитв» остался неизменным. В ее текст был добавлен раздел, известный как «Черная рубрика» (по цвету типографской краски, которой он был напечатан), в нем объяснялось, что хотя коленопреклоненное причастие является обязательным в Церкви Англии, оно не подразумевает ни поклонения Св. Дарам, ни почитания их. Н. был вынужден подчиниться этому решению и вместе с 5 др. капелланами короля также подписал «Сорок две статьи». Его действия были неоднозначно восприняты прихожанами в Берик-апон-Туид, и Н. направил им письмо, в к-ром объяснял, что он не готов разрывать отношения с протестант. Церковью Англии из-за этого конфликта и увещевал их подчиниться решению парламента и Тайного совета и впредь принимать причастие, преклонив колени. Сам он, однако, придерживался прежнего мнения о литургии, чем, возможно, объясняется его отказ от должности ректора ц. Всех святых на Бред-стрит (одного из наиболее важных приходов Лондона), из-за чего его допрашивали перед Тайным советом в февр. 1553 г. Незадолго до этого герцог Нортамберлендский предлагал Н. занять Рочестерскую епископскую кафедру, рассчитывая на то, что Н., став епископом в Кенте, сможет оказать влияние на архиепископа Кентерберийского, а также будет способствовать борьбе против анабаптистов в Юго-Вост. Англии, однако Н. отказался, чем вызвал недовольство своего покровителя. В последней проповеди перед королем Н. на материале сюжетов ВЗ говорил о добрых государях, окруженных нечестивыми советниками, намекая на нек-рых придворных. Тем не менее он сохранил должность королевского капеллана до конца правления Эдуарда VI. 6 июля 1553 г. Н. проповедовал в Кенте и Бакингемшире, где его застала весть о смерти короля.

После восшествия на престол кор. Марии Тюдор (1553-1558) Н. вновь уехал на север, а затем, в нач. 1554 г., покинул Англию. К этому времени Н. в значительной мере разочаровался в англикан. церкви, недовольный недостаточной скоростью и радикальностью проводимых реформ; протестантизм, с его т. зр., был испорчен влиянием властей королевства и герцога Нортамберлендcкого. В то же время, по его собственному признанию, после лет, проведенных в Англии, беды этой страны стали беспокоить его сильнее, чем даже проблемы его родины. Н. написал неск. сочинений, гл. обр. писем, обращенных к пастве, в которых призывал не посещать католич. мессу. В «Благочестивом письме» (Godly Letter, 1554) Н. провел параллель между современной ему Англией и ветхозаветной Иудеей. С его т. зр., англичане нарушили завет с Богом, а потому несут справедливое наказание, себя же он сопоставлял с прор. Иеремией, предупреждения к-рого не были услышаны, теперь же надлежит покаяться, вернуться к соглашению с Богом и тогда Он избавит Англию от обрушившихся бед. В трактате «Истинное наставление» (Faithfull Admonition unto the Professors of God's Truth in England) Н. высказывал сожаление из-за потери Англией политической независимости из-за брака Марии Тюдор с испан. кор. Филиппом II. Саму королеву он сравнивал с Иезавелью и, хотя не призывал к восстанию, надеялся, что ее постигнет такая же судьба.

28 янв. 1554 г. Н. приехал во франц. г. Дьеп, откуда направился в Швейцарию. Там он встретил Г. Буллингера и Ж. Кальвина и обсудил с ними причины поражения Реформации в Англии. Н. интересовало их авторитетное мнение относительно правления несовершеннолетних и женщин, а также допустимости подчинения власти, навязывавшей подданным идолопоклонство. Впрочем, определенного ответа от них он не получил. После нек-рого времени путешествий по Европе, позволивших ему больше узнать о жизни протестант. конгрегаций и познакомиться со мн. сторонниками Реформации на континенте, в авг. 1554 г. Н. решил остаться в Женеве. В сент. того же года англ. эмигранты, обосновавшиеся во Франкфурте, пригласили его стать священником в их общине, и в нояб. 1554 г. он принял это предложение. Здесь он оказался вовлечен в конфликт по поводу порядка отправления литургии. Первая группа англ. эмигрантов, прибывшая во Франкфурт летом 1554 г., лидером к-рой был Уильям Уиттингем, следовала порядку, отличному от зафиксированного в «Книге общих молитв» 1552 г., в то время как приехавший позднее из Страсбурга Эдмунд Гриндел (впосл. епископ Лондонский и архиепископ Кентерберийский) настаивал на строгом следовании «Книге общих молитв». Н., как и раньше, считал предписанную ею литургию порочной, к тому же путешествие по Европе, жизнь в Женеве и общение с Кальвином, существенно повлиявшим на религиозные воззрения Н., способствовали радикализации его взглядов, так что его прибытие усугубило раскол франкфуртской общины. С мнением Н. и Уиттингема согласился Кальвин, к к-рому они обратились за поддержкой. В результате в нач. 1555 г., после того как Гриндел покинул Франкфурт, было достигнуто соглашение, за основу к-рого были взяты предписания «Книги общих молитв», но со значительными изменениями. В марте 1555 г. согласие вновь было нарушено приездом во Франкфурт из Страсбурга Р. Кокса, Дж. Джуэла и Э. Сандиса (впосл. елизаветинские епископы и апологеты «Книги общих молитв»). Их противники, помимо прочего, упрекали Джуэла в том, что он, прежде чем покинуть Англию, по королевскому требованию согласился с католич. учением, а Кокса - в том, что, будучи священником в Англии, он держал неск. бенефициев (Н., в частности, осудил «плюрализм» в специальной проповеди). В свою очередь они обратили внимание властей на то, что Н. в сочинениях резко высказывался об имп. Карле V (1519-1556), называя его таким же врагом христианства, каким был римский имп. Нерон (54-68 гг. по Р. Х.). Городской совет, не желая конфликта с императором, потребовал, чтобы Н. покинул Франкфурт; 26 марта 1555 г. тот отправился обратно в Женеву.

В кон. лета или в нач. осени 1555 г. Н. решил тайно вернуться в Англию, чтобы жениться и увезти супругу и ее мать (с последней он регулярно переписывался со времени их знакомства во время его службы в Берик-апон-Туид). Свадьба состоялась предположительно весной 1556 г., а брак Н. и Марджери Боуз продлился ок. 4 лет, до ее смерти в 1560 г. Двое их сыновей, Натаниэль и Элеазар, после смерти матери воспитывались родственниками в Англии, получили университетское образование и стали членами кембриджского Сент-Джонс-колледжа. По пути в Англию и обратно Н. проезжал через Шотландию и, хотя и планировал вскоре вернуться в Женеву, в 1555-1556 гг. задержался на родине. Здесь он проповедовал, пользуясь защитой покровителей из числа шотл. лэрдов и нек-рых аристократов, но после того как церковные власти обратили внимание на его активность, 15 мая 1556 г. Н. призвали в доминиканский мон-рь в Эдинбурге для разбирательства - 1-го этапа процесса по обвинению его в ереси. Он явился в сопровождении значительной группы сторонников (что соответствовало шотл. традиции) и, опасаясь вооруженного конфликта, власти решили отменить разбирательство. После этого Н. проповедовал в Эдинбурге, вновь призывая своих слушателей избегать мессы, к-рая есть проявление идолопоклонства, и написал письмо Марии де Гиз, матери Марии Стюарт и регентше Шотландии, убеждая ее реформировать Церковь, однако ответа не получил. В июле 1556 г. Н. покинул Шотландию и отправился в Женеву. Здесь он официально вступил в англ. конгрегацию, образованную в нояб. 1555 г. и ставшую к тому времени крупнейшим центром англ. эмиграции на континенте - ее членам принадлежит, в частности, заслуга подготовки и издания Женевской Библии - самого популярного во 2-й пол. XVI в. перевода Свящ. Писания на англ. язык. Осенью 1556 г. Н. вместе с Кристофером Гудменом был избран священником. Англ. конгрегация в Женеве, имевшая уже собственную новую форму литургии и придерживавшаяся строгой дисциплины в вопросах веры, стала для Н. образцом, к-рый он пытался впосл. воспроизвести в Шотландии. В марте 1557 г. он получил письмо от неск. шотл. аристократов, поддерживавших идею Реформации, с приглашением вернуться на родину. Однако в окт., когда он добрался до Дьепа, его попросили повременить с приездом, и в нач. 1558 г. Н. вернулся в Женеву.

В 1556-1559 гг. Н. написал неск. значительных сочинений, самое известное из них - политический трактат «Первый трубный глас против чудовищного правления женщин» (The First Blast of the Trumpet against the Monstrous Regiment of Women, 1558), в к-ром Н. доказывал, что жен. правление противно закону Бога и законам природы. Идея о том что политическая власть в гос-ве, в особенности верховная, не может принадлежать женщине, не была новой, к тому же среди англ. протестантов в эмиграции она имела конкретный политический смысл: жен. правление связывалось ими в первую очередь с Марией Тюдор. Хотя трактат Н. был направлен прежде всего против нее, шотл. богослов уделил особое внимание доказательству универсальности своей идеи. Из-за этого современники восприняли сочинение Н. как обращенное также против Марии де Гиз, Марии Стюарт и Елизаветы Тюдор, вступившей 17 нояб. 1558 г. на англ. престол после смерти сестры. Впосл. Н. безуспешно пытался объяснить, что Божий Промысл, направляющий благочестивую королеву, сильнее общего закона, запрещающего жен. правление. Н. в своих произведениях рассуждал о задачах праведных правителей (подразумевая не только королей, но и знать) по утверждению истинной веры и защите подданных. В гос-ве же, где завет с Богом уже был установлен и под к-рым он подразумевал Англию, пусть и впавшую в грех вероотступничества, необходимо выбрать правителя, способного вернуть страну к праведному учению. В годы эмиграции Н. написал неск. работ о проблеме предопределения спасения, в т. ч. самый объемный трактат - «Ответ на множество богохульственных придирок» (An Answer to a Great Nomber of Blasphemous Cavillations, 1558, опубл. в 1560), направленный против анонимного анабапт. сочинения, а также трудов др. радикальных протестантов (впрочем, Н. не различал течения).

Смерть кор. Марии Тюдор 17 нояб. 1558 г. и восшествие на престол ее сестры Елизаветы, известной протестант. взглядами, от к-рой ожидали восстановления реформированной Церкви, привели к массовому возвращению на родину англ. эмигрантов из Женевы, Франкфурта, Страсбурга и др. мест. Н. покинул Женеву в янв. 1559 г. и решил вернуться в Шотландию, проехав через Англию, однако из-за нападок на жен. правление, к-рые Елизавета приняла в т. ч. и на свой счет, ему был запрещен въезд в страну, и он был вынужден морем отправиться в г. Лит (ныне входит в состав Эдинбурга), где высадился 2 мая 1559 г. К этому времени религ. противоречия между властями и шотл. протестантами, в т. ч. группой аристократов, образовавших в 1557 г. «Первый союз» (First Band - Первый ковенант; см. ст. Ковенантеры) для утверждения борьбы за реформирование Церкви Шотландии и провозгласивших себя Конгрегацией Иисуса Христа, значительно обострились. В 1559 г. провинциальный Собор отказался обсуждать к.-л. возможности компромисса, а неск. позже мн. наиболее крупные протестант. проповедники были объявлены вне закона и им было приказано явиться в Стерлинг для разбирательства. Вместо этого большая группа протестантов в мае 1559 г. собралась в Перте, где ожидала начала переговоров с властями. 11 мая в ц. св. Иоанна Н. произнес перед ними проповедь об очищении храма Христом, направленную против идолопоклонства, спровоцировав тем самым иконоборческое восстание в городе, ознаменовавшее начало военного конфликта между протестантами и регентом. Восстание распространилось на портовые города Файфа, и 11 июня Н. проповедовал в Сент-Андрусе, ставшем главным центром шотл. протестант. движения, 14 июня его сторонники разорили и фактически разрушили Сент-Андрусский собор, кафедральный храм примасов католич. Церкви Шотландии. На протяжении следующего года вооруженное противостояние продолжалось. В это время Н. оставался главным протестант. проповедником в Шотландии, он исполнял обязанности капеллана при армии, а также секретаря Конгрегации, помогавшего составлять ее манифесты. Н. также пытался заручиться поддержкой англичан, чтобы эффективнее противостоять французам, выступавшим на стороне регента, для чего тайно ездил в Сев. Англию на переговоры с приближенными кор. Елизаветы.

Ситуация в Шотландии изменилась летом 1560 г., со смертью 10 июня Марии де Гиз. 5 июля 1560 г. представители Англии, Франции и Шотландии подписали Эдинбургский мирный договор. Шотландцы признавали правителем Марию Стюарт, а также получали право созвать парламент, к-рый 1 авг. 1560 г. принял новое протестант. Исповедание веры, составленное 6 богословами под рук. Н., в то время священника ц. св. Эгидия в Эдинбурге, одной из главных в столице. Он провозгласил независимость Церкви Шотландии от власти папы Римского, запретил католич. мессу и любое учение, кроме установленного шотл. исповеданием. К 1561 г. Н. и 5 его единомышленников закончили работу над «Книгой учения» (Book of Discipline; букв.- Книга порядка), к-рая предполагала переустройство Церкви Шотландии по пресвитерианской модели: упразднение иерархии, выборы священников, учреждение Генеральной ассамблеи Церкви и т. д. В янв. 1561 г. этот проект обсуждался членами парламента, но не был окончательно принят, по-видимому по экономическим соображениям: реформа должна была проводиться за счет бывш. церковного имущества, значительная часть к-рого находилась в это время в руках лэрдов и знати. В дальнейшем проект реформы был отложен из-за возвращения 19 авг. 1561 г. из Франции в Шотландию кор. Марии Стюарт, придерживавшейся католич. взглядов.

Н. считал опасным пребывание в Шотландии католич. королевы, к-рая, как он предполагал, вспоминая недавние события в Англии, намеревалась восстановить католицизм и начать преследования протестант. верующих и проповедников. Н. возражал против данного королеве разрешения посещать католич. мессу в ее капелле, а потому поддержал тех, кто 24 авг. 1561 г., в 1-е воскресенье после приезда Марии, безуспешно попытались помешать проведению мессы в Холирудском дворце, в письмах он даже рассуждал о возможном призыве сторонников к вооруженному восстанию против королевы. Личные контакты Н. и Марии Стюарт были ограниченны - известно лишь о неск. их встречах, описанных Н. в «Истории Реформации в Шотландии» (опубл. в 1587). Впервые королева встретилась с Н. в сент. 1561 г., через неск. недель после своего приезда. Она обвинила реформатора в написании трактата против ее матери (речь шла о трактате «Первый трубный глас...») и против ее собственной власти, на что Н. ответил, что он подчиняется ей, пока она угодна подданным (при этом они имеют право восстать, если сочтут, что монарх нарушает закон или волю Бога), подобно тому как ап. Павел подчинялся власти имп. Нерона, а также напомнил ей, что католич. Церковь есть церковь антихриста и только Библия может быть источником вероучения. Достигнуть согласия во время этой встречи не удалось, не смогли они договориться и во время разговоров в дек. 1562 г. и апр. 1563 г. (королева хотела, чтобы Н. осудил группу протестантов в Эршире, помешавших проведению мессы на Пасху). Летом 1563 г. Н. в проповеди раскритиковал предполагаемый брак Марии Стюарт и Карлоса, сына испан. кор. Филиппа II, опасаясь повторения недавней ситуации в Англии, когда мужем кор. Марии Тюдор был испан. король. 24 июня Н. вновь вызван в Холирудский дворец, где заявил, что, хотя и не рад видеть слезы королевы, его долг прямо и открыто предостеречь всех шотландцев относительно возможных перспектив такого союза. 15 авг. того же года, когда Мария отсутствовала в столице, группа эдинбургских протестантов, до того присутствовавших на службе Н. в ц. св. Эгидия, ворвалась в капеллу Холирудского дворца, где в это время проводилась месса. Двое зачинщиков были привлечены к суду, разбирательство должно было состояться 24 окт. Для их защиты Н. написал письмо, призывая сторонников собраться в Эдинбурге. За это королева хотела привлечь его к ответственности по обвинению в измене, однако советники убедили ее не делать этого, чтобы не обострять конфликт еще больше, хотя Н. и отказался признавать свою вину перед Тайным советом. Подобные действия Н. спровоцировали обострение его отношений с бывш. союзниками из числа аристократов, ставших теперь королевскими советниками. Это привело к еще большему разочарованию реформатора в придворной политике, что было свойственно ему еще со времени жизни при дворе Эдуарда VI. В «Истории Реформации» Н. представлял свои столкновения с королевой и ее приближенными как конфликт Церкви с королевским двором, однако политические разногласия имели место среди всех шотл. протестантов.

В марте 1564 г. Н. 2-м браком женился на Маргарет Стюарт (1546/47 - ок. 1612), дочери Эндрю Стюарта, 2-го лорда Очилтри. Этот союз был воспринят неоднозначно, поскольку Маргарет была дальней родственницей королевы, однако брак оказался удачным, у супругов родились 3 дочери: Марта, Маргарет и Элизабет.

Во время заседаний парламента в июне 1564 г. между Н. и секретарем королевы Уильямом Мейтлендом из Летингтона возник спор о праве королевы вносить изменения в мессу и предоставлять прерогативы светской власти в решении церковных проблем. Н. по-прежнему отстаивал положение о том, что подданные гос-ва, установившие завет с Богом, имеют право на восстание, если власти ведут их к ложной вере. Невзирая на то что его оппонент приводил аргументы из работ Лютера и Кальвина, реформатор настаивал на своем мнении. Осуждение Н. вызвал и брак королевы с Генри Стюартом, лордом Дарнли, летом 1565 г. Хотя Н. и не присоединился к восстанию, к-рое подняли из-за этого неск. аристократов-протестантов, включая Джеймса Стюарта, гр. Морея, и Арчибальда Кэмпбелла, гр. Аргайла, 19 авг. он произнес в ц. св. Эгидия проповедь, сравнив королеву с Иезавелью, а ее мужа - с Ахавом, после чего, невзирая на протесты городского совета, ему запретили проповедовать в Эдинбурге. В ответ Н. опубликовал обличительную речь - единственную сохранившуюся его проповедь с рассуждениями о распространении Слова Божия и защите подданных как о главных задачах власть имущих. Он назвал Шотландию Израилем времен прор. Иеремии и предупреждал о грядущих несчастьях, к-рые истинно верующие должны быть готовы стойко перенести. Осень и зиму 1565 г. Н. провел в поездках по Шотландии, подготовив за это время текст трактата «Порядок общего поста» (Order of General Fast), утвержденный Генеральной ассамблеей Церкви Шотландии в дек. 1565 г. В этом документе устанавливался пост в последнее воскресенье февр. и в 1-е воскресенье марта и пояснялось, что он отличается от католич. поста, к-рого придерживаются демонстративно. Он должен был стать актом покаяния верующих Шотландии, уже «зараженной» католич. мессой, перед лицом грядущих опасностей (напр., возможный «крестовый поход» против протестантов после завершения Тридентского Собора в 1563).

9 марта 1566 г. в Эдинбурге заговорщиками, лояльными лорду Дарнли, был убит Давид Риччо, секретарь кор. Марии Стюарт. Неизвестно, знал ли Н. об этом заговоре заранее, однако он оценил это событие как смерть идолопоклонника, оказывавшего пагубное влияние на королеву. Когда 17 марта она вернулась в Эдинбург с намерением наказать убийц, Н. предпочел уехать в Эршир, где в последующие неск. месяцев работал над «Историей Реформации в Шотландии». В дек. 1566 г. он уехал в Англию, чтобы навестить сыновей. Возможно, он также побывал в Лондоне. Из-за этой поездки Н. не принимал участия в событиях, происшедших в Шотландии в февр.-июле 1567 г., когда был убит лорд Дарнли, а королева вышла замуж за Джеймса Хепберна, гр. Ботуэлла, к-рого считали наиболее вероятным организатором убийства, что спровоцировало восстание, закончившееся поражением Марии Стюарт и ее заключением в замке Лохливен. Н. вернулся в Эдинбург в кон. июня 1567 г., когда споры относительно буд. судьбы королевы были в самом разгаре. В проповеди 19 июля он обвинил королеву в прелюбодеянии и соучастии в убийстве и потребовал ее казни, в то же время он приветствовал восшествие на престол годовалого кор. Якова VI (в 1603 стал также королем Англии под именем Яков I), регентом стал лидер шотл. протестантов граф Морей. Н. произнес проповедь на коронации в Стерлинге 29 июля 1567 г. и сравнил монарха с ветхозаветным Иоасом. С этими переменами Н. связывал надежды на возвращение Шотландии в русло истинной веры, в частности, в проповеди на открытии парламента в дек. 1567 г. он призывал к восстановлению того порядка, к-рый был утвержден парламентом 1560 г. Тем не менее Н. не выказывал желания возвращаться к политике и практически не принимал участия в гражданской войне между «партией короля» и «партией королевы» в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVI в. Но убийство 23 янв. 1570 г. регента, графа Морея, Н. оценил как Божие наказание для Шотландии, не ценившей даров Господа - освобождения от гнета Франции, католич. Церкви, а затем и католич. королевы. В проповеди на похоронах графа Морея Н. назвал его одним из «умерших во Господе». Осенью 1570 г. здоровье Н. значительно ухудшилось, однако он продолжал проповедовать в Эдинбурге, обличая «партию королевы», и в особенности клан Гамильтонов, представители к-рого были ответственны за смерть графа Морея. В кон. апр. 1571 г. удерживавший Эдинбургский замок Уильям Керколди из Грейнджа, бывш. единомышленник Н., а ныне сторонник королевы, потребовал, чтобы все противники Марии покинули Эдинбург. Несмотря на то что для него было сделано исключение, Н. 5 мая 1571 г. переехал в Сент-Андрус. После заключения перемирия летом 1572 г. он вернулся в столицу и продолжил служить и проповедовать в ц. св. Эгидия, несмотря на тяжелое состояние здоровья, из-за к-рого 9 нояб. он был вынужден оставить службу, назначив преемником Джеймса Лоусона из Абердина. Н. умер в своем доме в Эдинбурге.

«История Реформации в Шотландии» - одно из наиболее значительных произведений Н. и 1-я пресвитериан. история, практически сразу получившая широкое распространение и завоевавшая популярность. Автор представляет Реформацию в Шотландии как эпизод вечной борьбы Христа с антихристом, сопровождая текст библейскими образами, метафорами и аллюзиями. Тем не менее работа оценивается исследователями как достаточно достоверный источник, хотя порой проверить ее сообщения не представляется возможным из-за отсутствия др. данных.

Соч.: The Works of John Knox / Ed. D. Laing. Edinb., 1846-1864. 6 vol.; John Knox's History of the Reformation in Scotland / Ed. W. C. Dickinson. Oxf., 1949. 2 vol.; Нокс Дж. Первый трубный глас против чудовищного правления женщины / Пер.: О. А. Руденко // Английская реформация: (Док-ты и мат-лы) / Ред.: Ю. М. Сапрыкин. М., 1990. С. 55-63; On Rebellion / Ed. R. Mason. Camb.; 1994.
Лит.: MacGregor G. The Thundering Scot. Phil., 1958; Ridley J. John Knox. Oxf., 1968; Reid W. S. Trumpeter of God. N. Y., 1974; Kyle R. G. The Mind of John Knox. Lawrence, 1984; Marshall R. John Knox. Edinb., 2000; Dawson J. e. a. The Politics of Religion in the Age of Mary, Queen of Scots: The Earl of Argyll and the Struggle for Britain and Ireland. Camb.; N. Y., 2002; Farrow K. D. John Knox: Reformation Rhetoric and the Traditions of Scots Prose, 1490-1570. Oxf., 2004; Guy J. My Heart is my Own: The Life of Mary Queen of Scots. L., 2004; McEwen J. S. John Knox: The Faith of John Knox: The Croall lectures for 1960. Glasgow, 2004; Warnicke R. M. Mary Queen of Scots. N. Y., 2006; Walton K. P. Catholic Queen, Protestant Patriarchy: Mary, Queen of Scots and the Politics of Gender and Religion. Basingstoke, 2007; Kyle R. G., Johnson D. W. John Knox: An Introd. to His Life and Works. Eugene (Oregon), 2009; Graham R. John Knox: A Man of Action. Edinb., 2013; Dawson J. John Knox. New Haven, 2015.
В. А. Таубер