[нем. Bullinger] Генрих (18.07.1504, Бремгартен - 17.09.1575, Цюрих), швейцар. теолог, преемник У. Цвингли в руководстве церковной общиной Цюриха.
Внебрачный сын священника, позже ставшего сторонником Реформации, Б. испытал в школьные годы в Эммерихе (на Н. Рейне) влияние движения devotio moderna. В 15 лет он стал студентом Кёльнского ун-та, оплота католицизма в Германии. Знакомство с сочинениями М. Лютера и Ф. Меланхтона и занятия экзегетикой способствовали возникновению у Б. реформационных настроений. Вернувшись в 1522 г. на родину в Бремгартен (неподалеку от Цюриха), в янв. 1523 г. он стал преподавателем в мон-ре Каппель. В сер. 20-х гг. Б. познакомился с Цвингли и стал его сторонником. Он сопровождал Цвингли на диспут 1528 г. в Берне, после к-рого в этом городе победила Реформация и был заключен важный для ее развития в Швейцарии политический союз городов Берна и Цюриха. Когда в 1529 г. цвинглианство утвердилось в Бремгартене, Б. был избран пастором, вступил в брак с бывш. монахиней Анной Адлишвайтер. После гибели Цвингли во время II Каппельской войны с католич. кантонами магистрат и капитул собора в Цюрихе избрали Б. (дек. 1531) соборным проповедником, преемником Цвингли как главы цюрихской церковной общины. Совместно с Л. Юдом он разработал правила деятельности пасторов и церковных синодов - нормы, применявшиеся затем в течение почти 300 лет. Сам Б. на протяжении всей жизни проповедовал в Цюрихе. Особой популярностью пользовались 50 его проповедей (1549-1551), собранных в «Декады» и получивших название «Hausbuch» (Домашняя книга). Б. многократно отстаивал перед магистратом свободу проповеди, права Церкви при замещении вакантных мест проповедников (проведение выборов и оплата труда их осуществлялись городскими властями), компетенцию Церкви в распределении средств на нужды школы и бедных. В 1534 г. он вел переговоры с лютеранами о возможности сближения их конфессиональных установок с учением цюрихской Реформации. В 1536 г., поддерживая стремления М. Буцера к поискам единства в стане Реформации, он вместе с О. Миконием и С. Гринеем разработал первое Гельветическое исповедание, к-рое получило в Швейцарии широкое признание, но позже было вытеснено кальвинист. формулировками Женевского катехизиса 1545 г. В 1549 г. Б. выработал компромиссные позиции в главных доктринальных тезисах, в т. ч. в вопросе о Евхаристии, между цвинглианским Берном и кальвинист. Женевой (т. н. Consensus Tigurinus). В 1562 г. по запросу курфюста Пфальца Фридриха III Благочестивого о сходстве и различиях между лютеран. (тогда еще господствовавшим в Пфальце) и кальвинист. исповеданиями Б. составил собственный вариант текста. Он был опубликован в 1566 г., получил название Второго Гельветического исповедания и вызвал резонанс не только в Швейцарии и Пфальце, но и в Шотландии, Чехии, Польше, Венгрии, на севере Нидерландов.
Специфика теологии Б. выражена в его стремлении к системной «всеохватывающей» теологической концепции. Основу этой теологии усматривают в акценте на понятии «союза» с Богом: согласно Б., Дух живет в этом союзе, союз живет в Духе. Характерной особенностью учения Б. была также прагматическая тенденция - стремление связать вопросы доктрины с актуальными потребностями времени. Помимо богословских занятий Б. мн. годы вел подробную хронику событий цюрихской Реформации и автобиографические записи. Особую ценность представляет его история Реформации в Швейцарии до 1532 г. Б. был автором дидактических пьес, принадлежащих к лучшим образцам лит-ры этого рода в XVI в. Зачастую он перерабатывал античные сюжеты, придавая им немецко-швейцар. колорит.