[Аккад. евр. ; сир. ; греч. Νινεύη; лат. Nineve; араб. ], древний город в В. Месопотамии, на левом берегу р. Тигр, на территории совр. Ирака (мухафаза Найнава); неоднократно упоминается в Свящ. Писании; в кон. VIII - VII в. до Р. Х. столица Новоассирийской державы (см. Ассирия); древний центр сир. христианства. Ст. Город расположен восточнее Мосула, на месте слияния Тигра с его притоком Хоср, по сторонам к-рого возвышаются 2 холма: Куюнджик и Наби-Юнус. С XIX в. на руинах ведутся археологические раскопки и реставрационные работы (см. в ст. Ассириология). В 2016-2017 гг. руины были сильно повреждены террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ; запрещена законодательством РФ).
Греч. название Νῖνος (позднее также Νινεύη или Νινεύι) может восходить к арамейскому, однако происхождение топонима не семитское, а вероятно, хурритское. В восприятии греч. авторов классической и визант. эпох Н. (Нин) была изначальной единственной столицей Ассирийской державы, павшей вместе с ней. Основателем Н. считался легендарный Нин, сын Бэла и отец Сарданапала, 1-й царь Ассирии и основатель монархии как таковой (Herod. Hist. I 7; II 150; Diodor. Sic. Bibliotheca. II 1-7; Clem. Alex. Strom. I 102; Hieron. Chron. // PL. 27. Col. 701; Aug. De civ. Dei. IV 6; XVI 17; Ioan. Malal. Chron. P. 14; Georg. Sync. Chron. P. 71, 194-195; Georg. Mon. Chron. P. 12). Женой Нина считалась царица Семирамида. Среди вост. народов, прежде всего иудеев, в нач. I тыс. до Р. Х. бытовало представление о том, что основателем Н. и прародителем народа ассирийцев был внук Ноя и сын Сима Ассур (Быт 10. 11). В эллинистическую эпоху в ходе взаимного влияния греческих и ближневосточных традиций возникла тенденция к отождествлению Нина и Нимрода, др. легендарного героя, упомянутого в ВЗ (Быт 10. 8-10; 11. 1-9; Мих 5. 5-6; см.: Дандамаева. 1995; Она же. 1997; Немировский. 2001. С. 246-251). Впрочем, полного слияния этих персонажей не произошло; в позднеантичных и византийских всемирных хрониках они упоминаются в разных контекстах: с Нином связывалось основание монархии, а с Нимродом - строительство Вавилонской башни.
Количество археологических данных о доисторическом периоде развития Н. (с VII тыс. до Р. Х.) очень ограниченно. В слое позднего Урука (Н. Месопотамия; 3500-3000 гг. до Р. Х.) найдены сосуды, а также фрагмент таблички с подсчетами, однако язык записи установить невозможно. Жители Н. занимались злаковым земледелием, охотой и собирательством, разведением коз и овец. В IV тыс. до Р. Х. Н. постепенно превратилась в городской центр площадью 40 га. Поселение периода ранней бронзы (ок. 3000-2500 гг. до Р. Х.), располагавшееся в 5-м культурном слое (сильно поврежденном более поздними строениями), дало название целой эпохе истории Сев. Месопотамии - Ниневия-5. Н. имела дипломатические отношения с Шумерским гос-вом 3-й династии Ура (ок. 2112-2004 гг. до Р. Х.). Здесь находился храм Эмишмиш - центр культа хурритской богини Шавушки (впосл. отождествленной с Иштар). Н. входила в состав державы Шамши-Адада I (ок. 1807-1775 гг. до Р. Х.), после его смерти была частью владений некоего туруккейского правителя Зазии, затем - Вавилонской державы Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р. Х.). В хеттских текстах упоминается легенда, согласно которой Пизикарра, царь Н., способствовал разрушению сир. г. Эбла примерно в 1600 г. Одного из среднеассир. царей (ок. 1600 г. до Р. Х.) звали Шу-Нинуа (букв.- Он Ниневийский), что может указывать на наличие связи между Н. и Ассирией уже в то время. В XV-XIV вв. до Р. Х. город находился под властью гос-ва Митанни. Ок. 1365 г. до Р. Х. ассир. царь Ашшур-убаллит I захватил Н., и с этого времени она стала частью Ассирийской державы.
На рубеже VIII и VII вв. до Р. Х., при царе Синаххерибе, Н. вместо Дур-Шаррукина (ныне Хорсабад) стала столицей Ассирии (705/4-672, 669-612 гг. до Р. Х.). В городе были возведены мощные двойные стены с 18 воротами, построены дворцы и храмы, разбиты сады и парки, создана сложная ирригационная система. Здания 2 цитаделей были украшены рельефами с изображениями сцен отправления культа, битв, охоты, пиршеств, с видами построек. Н. была известна монументальной каменной Царской дорогой шириной 34 м и длиной 1 км от ворот Нергала, выходящих к храму Нового года, до главной цитадели; улица предназначалась для триумфальных шествий, публичных мероприятий и культовых процессий. В Н. найдено множество клинописных архивов. Храмы Иштар и Набу были писцовыми школами и интеллектуальными центрами Н., а после того как ассир. царь Асархаддон (680-669 гг. до Р. Х.) начал реализовывать проект по созданию обширного корпуса копий вавилонской лит-ры, таковым стал и царский дворец. Б-ка царя Ашшурбанипала (ок. 668-630 гг. до Р. Х.) считается 1-м полным систематизированным собранием вавилонских научных и лит. текстов. Во дворцах были также архивы, содержавшие офиц. переписку, астрологические отчеты, запросы оракула, пророчества (от Иштар) и др. До правления Синаххериба Н. занимала площадь 150-200 га, на к-рой жили 15-20 тыс. чел. Царь расширил площадь города до 750 га. В Книге прор. Ионы (Иона 4. 11) сказано, что в городе жило более 120 тыс. чел. В наст. время ученые, основываясь на археологических данных (огромные незастроенные пространства), оценивают население столицы в 75 тыс. чел. (Reade. 2001. S. 395). В целом в истории прор. Ионы Н. изображена абстрактно: не сообщаются имена ни царя, ни богов, почитавшихся в городе; Н. характеризуется лишь как «город великий у Бога, на три дня ходьбы» (Иона 3. 3). К этому же периоду относятся и упоминания Н. в Товита книге и в «Повести об Ахикаре Премудром» (см. Ахикар).
Н. в кон. VII в. до Р. Х. была полиэтническим центром, где жили люди со всех концов империи, а также те, кто были депортированы из покоренных стран. Основным разговорным языком был арамейский, писали гл. обр. по-новоассирийски и по-арамейски. Правовая система базировалась на ассирийской, но действовали и арам. нормы, имеющие параллели в более поздней арамейской и в библейской традициях. Н. оставалась священным городом богини Иштар, которая в Новоассирийской империи ассоциировалась с Нинлиль/Муллиссу, женой Ашшура, и упоминалась наряду с ним в клятвенных формулах контрактов. Со времен Синаххериба она считалась божественной защитницей империи.
После смерти Ашшурбанипала начался упадок Ассирийской империи и ее столицы. При разгроме Ассирии мидо-вавилонской коалицией город в 612 г. до Р. Х., после 3-месячной осады, был разрушен до основания. Предсказание о гибели Н.- основная тема пророчеств Наума (ср.: Тов 14. 4; Соф 2. 13). Царь Ассирии Син-шар-ишкун погиб, новым царем стал Ашшур-убаллит II, удержавший часть прежних ассир. владений в Харране. После разгрома Н. в клинописных источниках практически не упоминалась.
История поселения или поселений, возникших на руинах Н. в персидско-эллинистическое время, известна гораздо хуже. Историк Ксенофонт, видевший развалины города на рубеже V и IV вв. до Р. Х., сообщает (Xen. Anabas. III 4. 10-12), что на этом месте находились лишь остатки строений, а само место называлось Μέσπιλα (видимо, от арам. - «заброшенное»); местные информаторы, к сообщениям к-рых в конечном счете восходит рассказ Ксенофонта, осознавали, что некогда это был центр великой, но сокрушенной кем-то державы, однако уже не помнили, какой именно, и ошибочно считали, что это была мидийская крепость, уничтоженная персами при завоевании Мидии. Т. о., известные археологически следы восстановления нек-рых зданий и присутствия людей на холме Куюнджик после падения Н. (возможно, частично относятся уже к VI в. до Р. Х.) не могут свидетельствовать о возрождении на этом месте постоянного городского поселения вплоть до нач. IV в. до Р. Х. Однако затем (скорее всего в раннеэллинистическое время) такое поселение под прежним названием Ниневия здесь все же возникло и стало одним из центров обл. Атурия (возможно, оно находилось уже на др. берегу, на месте буд. Мосула, но точных сведений об этом нет). Географ Страбон (64/63 г. до Р. Х.- 23/24 г. по Р. Х.) упоминал его под обычным греч. названием Нин как городской центр, существовавший в его время (Strabo. Geogr. XI 14. 15; XVI 1. 1). Страбон также утверждал, что это бывш. столица Ассирийского царства, разрушенная при его падении, но через нек-рое время вновь отстроенная (ср.: Ibid. II 1. 31; XVI 1. 2-3). В 1-й пол. III в. рим. писатель Флавий Филострат Старший сообщал о Н. и о грекоязычной части ее населения (Philostrat. Vita Apoll. I 19), видимо появившейся в городе в эпоху эллинистического царства Селевкидов. В составе персид. державы Сасанидов (III-VII вв.) Н. входила в окр. Бет-Нухадра в пров. Адиабена (Хдаяв, Хедаяб). В эпоху римско-персид. войн IV в. начался закат городского поселения в Н. Тем не менее еще рим. историк Аммиан Марцеллин, посетивший город в 359 г., упоминал его неоднократно и описывал как «огромный» (Amm. Marc. Res gest. XVIII 7. 1), называя старым именем, хотя к ассирийской Н. это поселение имело уже мало отношения.
В 627 г. войско византийского имп. Ираклия разбило персов в сражении близ Н. В связи с этим событием визант. хронист прп. Феофан Исповедник (нач. IX в.) упоминает о Н. в туманных выражениях (Theoph. Chron. P. 317-325). В 641 г. провинцию захватило войско араб. полководца Утбы ибн Фаркада. Название Ниневия уже относилось не к старому городу (к-рый был заброшен и превратился в холм - телль), а к зап. предместью, к-рое в персидское время называли Нав-Ардашир, что видно, напр., из повествования о Сухайбе ибн Синане ар-Руми, сподвижнике Мухаммада (см.: Ibn Qutayba. Al-Ma‘a rif. Cairo, 1981. P. 264f). Это предместье стало важным араб. форпостом под названием Мосул. На месте дер. Наби-Юнус (араб. название означает «пророк Иона» и отсылает к истории последнего, в библейской и мусульманской традициях связанной с Н.) в VIII - нач. IX в. возник мусульм. центр паломничества к легендарному месту проповеди прор. Ионы ниневитянам, сохраняющий значимость до наст. времени (см. в ст. Иона).
Христианское присутствие в В. Месопотамии фиксируется уже в первые века по Р. Х., поэтому логично предполагать его и в Н., хотя надежных исторических свидетельств об этом пока не обнаружено. Сообщения о Ниневийском еп. Бар Сахде, к-рый якобы стал жертвой гонений Нисибинского митр. Бар Саумы в 484/5 г., вызывают сомнения (Fiey. 1965. Vol. 2. P. 344). Упоминание 1-го достоверно известного епископа Н. в юрисдикции Церкви Востока Ахудэммеха относится к 554 г., а поставление епископов Н., отличных от митрополитов Бет-Нухадры, впервые зафиксировано в актах Собора 585 г. (Chabot. Synod. orient. P. 366, 423). На основе различных источников исследователи восстанавливают неполный список Ниневийских епископов 2-й пол. VI - нач. IX в. (см., напр.: Fiey. 1965. Vol. 2. P. 343-347). Епископы Н. подчинялись митрополиту Арбелы (Эрбиля). В 630 г. Ниневийский еп. Ишояв (впосл. католикос Церкви Востока Ишояв III) сопровождал персид. царицу Боран в ходе визита к имп. Ираклию. Во 2-й пол. VII в. восточносир. кафедру Н. недолго занимал прп. Исаак Сирин (сир. Мар Исхак). В ряде источников местом его поставления во епископа Ниневийского и даже пребывания назван мон-рь Бет-Аве (Лесной мон-рь; см.: Муравьёв. 2016. С. 43). Этот мон-рь основал Раббан Яэкоб (Иаков), ученик Авраама Кашкарского, в 595/6 г. приблизительно в 35-40 км от Нав-Ардашира (бывш. Н.), на горном склоне, к югу от дер. Херпа (Fiey. 1965. Vol. 1. P. 236-248). В наст. время на месте мон-ря находится комплекс руинированных построек, которые не изучались археологами. В зап. предместье Н. Нав-Ардашир христ. присутствие также фиксируется весьма рано: в посл. трети VI в. мон. Ишояв бар Кусра построил здесь мон-рь, впосл. называвшийся Мар-Эшая (селение Хисна-Иврая). На территории Наби-Юнус находился мон-рь прор. Ионы (Мар-Йонан; араб. Дайр-Юнус), где ок. 700 г. был погребен католикос Хнанишо I; обитель реставрировалась в IX в. и в последний раз упоминается в письменных источниках в связи с ее осквернением одним из иудеев Мосула в 932 г., после чего она, очевидно, была перестроена в мечеть (Idem. 1965. Vol. 2. P. 497-502).
Нехалкидонская община Н. (см. Сирийская яковитская Церковь) первоначально сформировалась в Нав-Ардашире. В нач. VII в. яковиты открыли в Н. школу, в к-рой в эпоху расцвета (сер. IX в.) насчитывалось более 300 учеников (Ibid. P. 499). На горе Альфаф (араб. Маклуб; ок. 20 км к северу от Н.) возник и постепенно расцвел мощный центр яковитского монашества - мон-рь Мар-Маттай, ставший резиденцией яковитских епископов (см. в. ст. Мосул), так что анонимный сиро-араб. автор XII в. даже утверждал, что в этой обители жил прп. Исаак Сирин и именно там он был избран «на престол славной Ниневии» (Муравьёв. 2016. С. 46). Мосульская кафедра яковитов иногда именовалась Ниневийской или Новониневийской (Le Quien. OC. Vol. 2. Col. 1559-1560). То, что иерархи противоборствующих конфессий присваивали себе эпитет «Ниневийский», подтверждает значимость данной кафедры во время острой конфессиональной борьбы, начавшейся в VI в. В средневековье сирийцы употребляли топоним Ниневия почти исключительно в составе титулярного обозначения епископской кафедры; с реальным городом эллинистическо-парфянского времени он был уже слабо связан.