Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НЕВО
48, С. 499-500 опубликовано: 22 июня 2022г.


НЕВО

«Жезл Моисея». Скульптура Дж. Фантони на вершине г. Нево. 2005 г.
«Жезл Моисея». Скульптура Дж. Фантони на вершине г. Нево. 2005 г.

«Жезл Моисея». Скульптура Дж. Фантони на вершине г. Нево. 2005 г.
[Небо, Навав], гора хребта Аварим в Заиорданье, в 7 км к западу от Мадабы (Иордания), высота 817 м над уровнем моря; на ней находится паломнический центр «Мемориал Моисея» Св. земли. Горный массив Н. ограничен долинами с востока - Вади-Африт, с севера -Айун-Муса, с юга - Вади-Джудейде и Вади-аль-Каниса. Вершина горы с пиком Сияга почитается как св. место иудеями, самаритянами, мусульманами и христианами. Второй пик, аль-Мухайят, идентифицируется с древним поселением Нево. В Вади-Айун-Муса находятся «источники Моисея», из которых, по местному преданию, древние израильтяне пили воду на пути к Иордану.

Фрагмент напольной мозаики в диаконнике старой базилики на г. Нево. 1-я треть VI в.
Фрагмент напольной мозаики в диаконнике старой базилики на г. Нево. 1-я треть VI в.

Фрагмент напольной мозаики в диаконнике старой базилики на г. Нево. 1-я треть VI в.
Многовековое почитание Н. основано на Втор 34. 1-6, где сказано, что перед смертью прор. Моисей взошел на гору, чтобы увидеть с нее землю обетованную. Здесь же он умер и был похоронен в долине Моава, напротив Бет-Пеора, но место его могилы неизвестно.

Н. в иудейской традиции первых веков по Р. Х. отождествлялась с горой Аварим, к-рая находилась напротив Иерихона, у вост. берега Иордана. Здесь могила Моисея почиталась как иудеями, так и самаритянами (Ios. Flav. Antiq. IV 8. 48; Euseb. Onomast. 2. 728). Во 2-й пол. IV в. это место стали почитать и христиане. Так, паломница Эгерия, посетившая Св. землю в 80-х гг. IV в., писала, что на вершине горы построена небольшая церковь, где «Моисей был погребен ангелами». Надгробие находилось на месте ее амвона. Эгерия также первая свидетельствует о присутствии монахов на Н., к-рые в то время жили в пещерах и кельях в районе Вади-Айун-Муса (Eger. Itiner. 12).

Во 2-й пол. V в. Н. посещал Петр Ивер, один из лидеров монофизитства. Паломник из Пьяченцы (2-я пол. VI в.) упоминает, что от Иордана до места, где умер Моисей, 8 миль (Anon. Placent. Itinerarium. 10. 5). Сведений о пребывании позднейших паломников на Н. нет. Археологи установили, что во 2-й пол. IV в. на Сияге был построен храм в виде триконха, перед к-рым с зап. стороны располагался небольшой атриум. С севера и юга к триконху примыкали приделы с почитаемыми погребениями. Храм вскоре был разрушен землетрясением, но восстановлен по прежнему плану. В эпоху имп. Юстиниана I сев. придел вместе с частью атриума был перестроен в диаконник и украшен напольной мозаикой; освящен в авг. 530 г. Сохранившаяся мозаика высокого качества и представляет собой одно из лучших произведений Мадабской мастерской. Также во 2-й пол. VI в. на месте атриума была построена 3-нефная базилика, закрывшая собой прежнюю центральную часть атриума. На рубеже VI и VII вв. юж. часть комплекса перестроили в баптистерий и придел Пресв. Богородицы. О монашеском присутствии на Н. в мон-ре известно до IX-X вв.

Поселение Нево на вершине аль-Мухайят упоминается в надписи на стеле моавитского царя Меши (IX в. до Р. Х.) и в ВЗ (Ис 15. 2; Иер 48. 22). Археологами установлено, что оно существовало непрерывно с позднего бронзового века (II тыс. до Р. Х.) до конца визант. правления в этом регионе (VII в. по Р. Х.). Погребения вокруг поселения датируют между XVII в. до Р. Х. и VII в. по Р. Х. В V-VI вв. в аль-Мухайят были построены 3 христианских храма и небольшой монастырь; здания украшались напольными мозаиками. Все храмы представляли собой базилики сир. типа: как правило, 3-нефные, с коротким основным наосом, с полукруглой алтарной апсидой, которая была вписана в вост. стену и не была видна снаружи. Высшую точку горы занимала самая большая по сравнению с др. постройками ц. св. Георгия; в 536 г. она была украшена мозаикой. В юж. части поселения находилась ц. мучеников Лота и Прокопия с мозаикой, созданной в сер. VI в. при еп. Мадабском Иоанне. Юго-вост. край поселения занимала церковь ктиторов Амоса и Касисея, построенная при епископах Фиде и Иоанне Мадабских.

Небольшой христ. мон-рь Пресв. Богородицы в Вади-аль-Каниса находился на горе к востоку от аль-Мухайят. В его храме сохранилась мозаичная надпись 762 г., украшенная изображениями 4 райских рек. В ней сказано, что мон-рь перестраивался в то время, при еп. Иове Мадабском.

С 1894 г. в иерархии католич. Церкви существует титулярная епископская кафедра Н. В 1932 г. вершина Н. с 2 пиками была выкуплена католич. об-вом «Кустодия Святой земли». С этого времени на горе Библейское об-во ордена францисканцев активно проводит археологические исследования. В 1963 г. над раскрытыми фундаментами и мозаиками храма Моисея была построена металлическая кровля от ветра и дождей. В 2007-2016 гг. проведены масштабные работы по реконструкции и укреплению кровли.

На вершине Н., рядом со смотровой площадкой, находится совр. скульптурная композиция Дж. Фантони, которая символизирует Моисеев жезл, обвитый «медным змием» (ср.: Числ 21. 8: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив»). Надпись на скульптуре гласит: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин 3. 14).

Лит.: Bagatti B. Edifici cristiani nella regione del Nebo // RACr. 1936. Vol. 13. P. 101-142; Saller S. The Memorial of Moses on Mount Nebo. Jerus., 1941-1950. 3 vol.; idem. Iron Age Tombs at Nebo, Jordan // LA. 1966. Vol. 16. P. 165-198; idem. Hellenistic to Arabic Remains at Nebo, Jordan // Ibid. 1967. Vol. 17. P. 5-64; Saller S., Bagatti B. The Town of Nebo. Jerus., 1949; Milik J. T. Notes d‘épigraphie et de topographie Jordaniennes // LA. 1960. Vol. 10. P. 145-184; Corbo V. Nuovi scavi archeologici nella cappella del battistero della basilica del Nebo (Siyagha) // Ibid. 1967. Vol. 17. P. 241-258; idem. Scavi archeologici sotto i mosaici della basilica del monte Nebo (Siyagha) // Ibid. 1970. Vol. 20. P. 273-298; Yonick S. The Samaritan Inscription from Siyagha // Ibid. 1967. Vol. 17. P. 162-221; Piccirillo M. Campagna archeologica a Khirbet el Mukhayyet (Città di Nebo) agosto-septembre 1973 // Ibid. 1973. Vol. 23. P. 322-358; idem. Campagna archeologica nella basilica di Mosé Profeta sul monte Nebo-Siyagha // Ibid. 1976. Vol. 26. P. 281-318; idem. Campagne archéologique dans la basilique du mont Nébo-Siyâgha // RB. 1977. Vol. 84. P. 246-253; idem. Una chiesa nell‘wadi Ayoun Mousa ai piedi del monte Nebo // LA. 1984. Vol. 34. P. 307-318; Puech É. L'inscription christo-palestinienne d'Ayoun Mousa (Mont Nebo) // Ibid. 1984. Vol. 34. P. 319-328; Piccirillo М., Alliata E. Mount Nebo: New Archaeological Excavations, 1967-1997. Jerus., 1998.
И. Н. Попов
Ключевые слова:
География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Нево [Небо, Навав], гора хребта Аварим в Заиорданье, в 7 км к западу от Мадабы (Иордания)
См.также:
АБУ-ГОШ придорожное селение в Иудее (12 км на северо-запад от Иерусалима)
АВАНА река, берущая начало в горах Антиливана и протекающая в окрестностях Дамаска
АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана
АВЕЛ составной элемент некоторых библейских географических названий