[Небо, Навав], гора хребта Аварим в Заиорданье, в 7 км к западу от Мадабы (Иордания), высота 817 м над уровнем моря; на ней находится паломнический центр «Мемориал Моисея» Св. земли. Горный массив Н. ограничен долинами с востока - Вади-Африт, с севера -Айун-Муса, с юга - Вади-Джудейде и Вади-аль-Каниса. Вершина горы с пиком Сияга почитается как св. место иудеями, самаритянами, мусульманами и христианами. Второй пик, аль-Мухайят, идентифицируется с древним поселением Нево. В Вади-Айун-Муса находятся «источники Моисея», из которых, по местному преданию, древние израильтяне пили воду на пути к Иордану.
Многовековое почитание Н. основано на Втор 34. 1-6, где сказано, что перед смертью прор. Моисей взошел на гору, чтобы увидеть с нее землю обетованную. Здесь же он умер и был похоронен в долине Моава, напротив Бет-Пеора, но место его могилы неизвестно.
Н. в иудейской традиции первых веков по Р. Х. отождествлялась с горой Аварим, к-рая находилась напротив Иерихона, у вост. берега Иордана. Здесь могила Моисея почиталась как иудеями, так и самаритянами (Ios. Flav. Antiq. IV 8. 48; Euseb. Onomast. 2. 728). Во 2-й пол. IV в. это место стали почитать и христиане. Так, паломница Эгерия, посетившая Св. землю в 80-х гг. IV в., писала, что на вершине горы построена небольшая церковь, где «Моисей был погребен ангелами». Надгробие находилось на месте ее амвона. Эгерия также первая свидетельствует о присутствии монахов на Н., к-рые в то время жили в пещерах и кельях в районе Вади-Айун-Муса (Eger. Itiner. 12).
Во 2-й пол. V в. Н. посещал Петр Ивер, один из лидеров монофизитства. Паломник из Пьяченцы (2-я пол. VI в.) упоминает, что от Иордана до места, где умер Моисей, 8 миль (Anon. Placent. Itinerarium. 10. 5). Сведений о пребывании позднейших паломников на Н. нет. Археологи установили, что во 2-й пол. IV в. на Сияге был построен храм в виде триконха, перед к-рым с зап. стороны располагался небольшой атриум. С севера и юга к триконху примыкали приделы с почитаемыми погребениями. Храм вскоре был разрушен землетрясением, но восстановлен по прежнему плану. В эпоху имп. Юстиниана I сев. придел вместе с частью атриума был перестроен в диаконник и украшен напольной мозаикой; освящен в авг. 530 г. Сохранившаяся мозаика высокого качества и представляет собой одно из лучших произведений Мадабской мастерской. Также во 2-й пол. VI в. на месте атриума была построена 3-нефная базилика, закрывшая собой прежнюю центральную часть атриума. На рубеже VI и VII вв. юж. часть комплекса перестроили в баптистерий и придел Пресв. Богородицы. О монашеском присутствии на Н. в мон-ре известно до IX-X вв.
Поселение Нево на вершине аль-Мухайят упоминается в надписи на стеле моавитского царя Меши (IX в. до Р. Х.) и в ВЗ (Ис 15. 2; Иер 48. 22). Археологами установлено, что оно существовало непрерывно с позднего бронзового века (II тыс. до Р. Х.) до конца визант. правления в этом регионе (VII в. по Р. Х.). Погребения вокруг поселения датируют между XVII в. до Р. Х. и VII в. по Р. Х. В V-VI вв. в аль-Мухайят были построены 3 христианских храма и небольшой монастырь; здания украшались напольными мозаиками. Все храмы представляли собой базилики сир. типа: как правило, 3-нефные, с коротким основным наосом, с полукруглой алтарной апсидой, которая была вписана в вост. стену и не была видна снаружи. Высшую точку горы занимала самая большая по сравнению с др. постройками ц. св. Георгия; в 536 г. она была украшена мозаикой. В юж. части поселения находилась ц. мучеников Лота и Прокопия с мозаикой, созданной в сер. VI в. при еп. Мадабском Иоанне. Юго-вост. край поселения занимала церковь ктиторов Амоса и Касисея, построенная при епископах Фиде и Иоанне Мадабских.
Небольшой христ. мон-рь Пресв. Богородицы в Вади-аль-Каниса находился на горе к востоку от аль-Мухайят. В его храме сохранилась мозаичная надпись 762 г., украшенная изображениями 4 райских рек. В ней сказано, что мон-рь перестраивался в то время, при еп. Иове Мадабском.
С 1894 г. в иерархии католич. Церкви существует титулярная епископская кафедра Н. В 1932 г. вершина Н. с 2 пиками была выкуплена католич. об-вом «Кустодия Святой земли». С этого времени на горе Библейское об-во ордена францисканцев активно проводит археологические исследования. В 1963 г. над раскрытыми фундаментами и мозаиками храма Моисея была построена металлическая кровля от ветра и дождей. В 2007-2016 гг. проведены масштабные работы по реконструкции и укреплению кровли.
На вершине Н., рядом со смотровой площадкой, находится совр. скульптурная композиция Дж. Фантони, которая символизирует Моисеев жезл, обвитый «медным змием» (ср.: Числ 21. 8: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив»). Надпись на скульптуре гласит: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин 3. 14).