Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НАУПАРЕ
48, С. 460-462 опубликовано: 20 июня 2022г.


НАУПАРЕ

[Наупара], жен. монастырь в честь Рождества Пресв. Богородицы Крушевацкой епархии Сербской Православной Церкви. Находится в 13 км от г. Крушеваца, в одноименном селе на берегу р. Расина, на склоне горного массива Ястребац. О происхождении названия Наупаре существует неск. легенд. Возможно, оно происходит от выражения «новые деньги» (серб. «нови пари»), к-рые чеканили в существовавшем некогда поблизости пос. Саса. Другая легенда повествует о том, что, готовясь к битве с османами, серб. кн. Лазарь († 1389) велел закопать все богатства под местной ц. мц. Параскевы (Петки), чтобы после боя (Косовский бой, 1389), когда «на уме будут только деньги» (серб. «на уме буду паре»), раздать их воинам. Согласно 3-й легенде, кн. Лазарь брал камень из этих мест для строительства мон-ря Лазарица (храм св. Стефана) в своем г. Крушеваце и направил сына Стефана (см. Стефан Лазаревич; † 1427) познакомиться с мастерами. Стефану так понравилось место, что часть камней он оставил для возведения своего мон-ря. Узнав об этом, отец спросил его, что он задумал (серб. «на ум пало»), впосл. этот оборот дал название селу и обители. Разозлившись, князь проклял это место, в котором якобы медведи рождаются, а сын назвал Лазарицу местом, где спариваются тур. кони. Когда Лазарь освящал Лазарицу, сын позвал его в Н.; ослепленная светом от храма лошадь под князем оступилась - с этим связывают название местечка Уступ близ с. Горни-Степош.

Кафоликон мон-ря Наупаре. 1377–1382, 1835 гг.
Кафоликон мон-ря Наупаре. 1377–1382, 1835 гг.

Кафоликон мон-ря Наупаре. 1377–1382, 1835 гг.
Впервые «двор в Наупаре с церковью» письменно упоминается в Повелье от 2 марта 1382 г., в которой кн. Лазарь вместе с патриархом Спиридоном утвердил список владений новооснованного монастыря Дренча (Новаковић С. Законски споменици српских држава средњег века. Београд, 1912. С. 761-764). Поэтому возведение храма в Н. датируют периодом с 1377 (год строительства Лазарицы) по 1382 г. В силу того, что ктиторами Дренчи были хиландарский мон. Дорофей и его сын иером. Даниил, буд. Сербский патриарх Даниил III Баньский (1390/91 - не позже 1400), возникла гипотеза, предполагавшая, что Н. тоже была основана ими и поначалу являлась родовым аристократическим городищем с приходским храмом.

Благодаря дарениям деспота Стефана обитель процветала, но после османского завоевания Сербии, в 1454 г., была разрушена и оставалась в запустении до нач. XIX в. После освобождения от власти османов Крушеваца во время 1-го серб. восстания (1804-1813) храм и территорию Н. расчистили. Свящ. Богдан Милетич получил разрешение у тур. властей открыть в Н. храм для причащения верующих. Возможно, здесь причащались воины сербского вождя Карагеоргия (см. в ст. Карагеоргиевичи).

Современный облик церковь Н. получила в 1835 г., когда по поручению кн. Милоша Обреновича (см. в ст. Обреновичи), во время правления митр. Белградского Петра (Йовановича), при игум. Савве (Петровиче) и иером. Пахомии, на средства братьев Стояна и Алексы Симичей (согласно надписи над входом в церковь) она была восстановлена. Обновление церкви завершилось в день прор. Илии в 1836 г., когда в нее вложили антиминс. В штат Н. были назначены 2 священника и диакон. Впоследствии число священнослужителей возросло. В 1847 г. Н. получила право пользоваться окрестными лесными угодьями совместно с жителями села. В 1848 г. в Н. был устроен муж. мон-рь. Первым настоятелем стал Симеон (Теодорович), происходивший из г. Сараево, к-рый занялся строительством жилых корпусов (конаков) и формированием братии. К 1852 г. он построил жилые и хозяйственные корпуса, купил для обители луга и нивы, посадил виноградник и фруктовый сад, а также построил школу и стал в ней 1-м преподавателем (в этом здании школа находится до сих пор). Впосл. игум. Симеон был переведен в мон-рь Раваница. В XIX в. мон-рь владел многочисленными лесными угодьями, лугами и нивами, имел мельницы и трактир. Он не пострадал во время сербско-тур. войны, хотя военные действия проходили на его землях, а в конаках располагался серб. штаб. Большие владения стали причиной неск. имущественных конфликтов и вызвали смену игуменов, особенно в нач. ХХ в.

Во время первой мировой войны, в 1915 г., болгары ограбили обитель и взяли в плен ее настоятеля о. Рафаила. После войны активная вырубка и частые пожары практически уничтожили монастырские леса.

Свое положение обитель восстановила в 1929 г., при игум. Порфирии (Ильичком), приехавшем из России после революции. Помимо духовного руководства братией он занимался восстановлением здания и начал возведение новых, привел в порядок лес, основал пасеку, питомники и открыл производство растительных масел.

Во время второй мировой войны обитель была вновь ограблена и подожжена, а игумен убит. После войны коммунистические власти отняли у обители ок. 2 тыс. га земли. В 1949 г. храм в Н. вошел в список национального богатства, а в 1979 г. был признан архитектурным памятником. В 1950 г. мон-рь был преобразован в женский; в нем поселилось неск. сестер из мон-ря Дивляне. В 1956 г. проведена консервация памятника, а в нач. 90-х гг. XX в.- археологические исследования и реставрация. В 1988-1991 гг. возведены новые конаки. В 2011 г. гос-во передало мон-рю 1479 га лесных угодий. В настоящее время в монастырский приход входит 3 села: Наупаре, Горни-Степош и Буковица. В обители проживает неск. сестер, иногда в ней проводятся научные конференции. Особенно сестры почитают основателя св. деспота Стефана.

Декор зап. фасада кафоликона мон-ря Наупа-ре
Декор зап. фасада кафоликона мон-ря Наупа-ре

Декор зап. фасада кафоликона мон-ря Наупа-ре
Храм в Н. является ярким памятником моравской архитектурной школы. Этот однонефный триконх на высоком цоколе с куполом и богато декорированными фасадами возведен из квадратных тесаных камней и напоминает ц. архидиак. Стефана в Крушеваце (т. н. Лазарицу). Алтарная часть сделана в виде многогранной апсиды, а диаконник и жертвенник устроены в толще стены. Доминирующая центральная подкупольная часть фланкирована 2 полностью открывающимися и поднятыми вровень с рукавами креста боковыми конхами. Стройный барабан прорезан множеством окон. Западная 2-этажная припрата (притвор) отделена от храма стеной. Вероятно, при обновлении храма была изменена форма купола над центральной частью храма, снижена высота здания, а над нартексом возведены глухой купол и 4-угольная башня с небольшим помещением внутри.

Композиция фасадов Н. напоминает мон-рь Грачаница ступенчато возвышающимися полукружиями над каждой стеной. На вост. фасаде с очень узким центральным пряслом ступенями поднимается к своду конха, затем закомара, усиленная аркой и большим кокошником на постаменте барабана. На фасадах храма сохранились фрагменты росписи, имитирующей полосатую каменную кладку, и орнаментика цветочного типа: по всей видимости, эта роспись ранее покрывала всю площадь стен.

Особым украшением фасадов являются 12 розеток с различными переплетениями. Признанные самыми изящными в моравской школе 2 розетки находятся на зап. фасаде. Верхняя, т. н. большая, наупарская розетка, гигантский диаметр которой заполнен тонкой резьбой, состоит из нескольких богато орнаментированных колец, из центра расходятся 12 радиальных лучей с мотивами, заимствованными из западноевроп. традиции, в т. ч. с фигурами херувима с 2 миниатюрными животными и двуглавого орла. Нижняя, меньшая, розетка находится над входом, сверху ее огибает полувенец, из ее центра исходят 13 лучей с медальонами на концах.

Первоначальная роспись храма, вероятно, к XIX в. уже была утрачена, т. к. в 1835 г. стены были покрашены. В 1860 г. Никола Стругаркович (Янкович) вырезал иконостас и написал неск. икон (престольную икону арх. Михаила, убивающего змея, архидиак. Стефана, Пресв. Богородицы, св. апостолов, прп. Симеона Мироточивого и свт. Саввы Сербского) и неск. фресок (святых Космы и Дамиана, Иоанна Крестителя и свт. Николая). В 1888 г. серб. исследователь М. Валтрович сообщал, что в Н. ничего из древних фресок не сохранилось (Валтровић М. Белешке с пута // Старинар. Београд, 1888. Год. 5. Бр. 3. С. 87-99).

В 1992-1995 гг. группа реставраторов под рук. М. Станойловича и С. Поповича раскрыла многочисленные фрагменты фресок кон. XIV - нач. XV в. Несмотря на то что иконографическая программа просматривается только частично, очевидно, что изначально росписи покрывали все внутренние стены храма: в куполе были представлены Христос Пантократор, пророки и евангелисты; в подкупольном пространстве, на сводах и полукалотах боковых апсид,- великие праздники; в правой зоне юж. певницы - св. воины; в юго-вост. части припраты находилась ктиторская композиция, в люнете над входом в наос - поясное изображение Пресв. Богородицы с Христом (Ристић. 1994).

Арх.: Николић Т. Описание монастира Неупаре (у окр. Крушевачком, писано 1852) // Архив САНУ. Бр. 9115.
Лит.: М. С. П. Православни манастири епархиjе нишке // Православни календар за 1942 г. Ниш, 1941. С. 93-121; Катанић Н. Учешће браће Стоjана и Алексе Симића у културним прегнућима XIV в. // Саопштења Републичког завода за заштиту споменика културе. Београд, 1982. Књ. 14. С. 183-199; она же. Декоративна камена пластика Моравске школе. Београд, 1988. С. 93-105; Станоjловић М. Црква Св. Богородице у Наупари: Испитивачки и сликарско-конзерваторски радови на унутрашњим зидовима и фасадама током 1992 // Гласник Друштва конзерватора Србиjе. Београд, 1993. Књ. 17. С. 101-104; Тодоровић Д. Манастир Наупара: Испит и рестаураторски радови у 1992 г. // Там же. С. 98-100; он же. Манастир Наупара: Истраживачки и конзерваторско-рестаураторски радови 1993 // Там же. 1994. Књ. 18. С. 94-96; он же. Манастир Наупара: Конзерваторско-рестаураторски радови у 1994 // Там же. 1995. Књ. 19. С. 103-104; Ристић В. Новооткривене фреске у цркви Св. Богородице манастира Наупаре // Саопштења Републичког завода за заштиту споменика културе. 1994. Год. 26. С. 131-149; он же. Наупара и касновизантиjско сликарство // ЗРВИ. 1998. Књ. 37. С. 221-232; Поповић С., Ћурчић С. Наупара. Београд, 2000; Стошић А. Крушевац и околина. Крушевац, 2002; Думић О. Претварање Наупара из мирске цркве у манастир // Расински анали. Крушевац, 2005. Бр. 3. С. 283; Поповић Љ., Ђокић Н., Стевић М. Прилог познавању историjе манастира Наупаре до Првог светског рата // Там же. С. 29-41; Мальцева С. В. Архитектура Сербии 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в.: Моравская школа: Канд. дис. СПб., 2016. С. 87-89.
С. Юрич