Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НАУМ ОХРИДСКИЙ
48, С. 453-456 опубликовано: 20 июня 2022г.


НАУМ ОХРИДСКИЙ

Равноап. Наум Охридский. Икона. Посл. четв. XIV в. (Галерея икон, Охрид)
Равноап. Наум Охридский. Икона. Посл. четв. XIV в. (Галерея икон, Охрид)

Равноап. Наум Охридский. Икона. Посл. четв. XIV в. (Галерея икон, Охрид)
(Ок. 830 - 23.12.910), равноап. (пам. 23 дек., 20 июня, 27 июля - в Соборе болгарских просветителей), слав. просветитель, ученик равноапостольных Кирилла и Мефодия. Основной источник сведений о Н. О.- его Жития и службы ему. Поскольку Н. О. был одним из ближайших учеников славянских первоучителей и духовным братом равноап. Климента Охридского, возможно, что он происходил из Солуни (совр. Фессалоники) или ее окрестностей. Согласно позднему, т. н. Второму славянскому, Житию (ХVI в.), Н. О. род. в Болгарии («Мисии») в благородной семье. Впосл. присоединился к солунским братьям, «когда они обходили и поучали мисийцев и далматинцев» (во время Моравской миссии). Н. О. был рукоположен во священника одновременно с Климентом и др. учениками в период пребывания равноапостольных Кирилла и Мефодия в Риме, в кон. 867 - нач. 868 г. После смерти Кирилла Н. О. стал помощником Мефодия и, по-видимому, занимался книжным делом. С. Кожухаров предположил, что Н. О. составил канон ап. Андрею еще во время пребывания в Риме для проведения слав. службы в храме ап. Андрея. Судя по отсутствию имени Н. О. в помяннике («Братской книге») мон-ря Райхенау, он, вероятно, не был пленен вместе с архиеп. Мефодием либо содержался в др. месте. После смерти равноап. Мефодия (885) Н. О. был изгнан из Моравии вместе с учениками первоучителей, и, по сообщению Феофилакта Болгарского, автора Жития св. Климента, вместе с Климентом и со св. Ангеларием Охридским (по др. источникам, с Саввой) они «устремились к Болгарии». В Белграде, тогда входившем в Болгарское княжество, они были приняты наместником и направлены ко двору болг. кн. Бориса в Плиску. Вместе с учениками, разными путями попавшими в Плиску, здесь Н. О. занимался книжной деятельностью. После отъезда св. Климента на юго-зап. земли Болгарского гос-ва (в обл. Македония) ок. 886 г. Н. О. остался в Плиске и, вероятно, руководил работой переводчиков и переписчиков. Об этом свидетельствует предисловие Учительного Евангелия, составленное Константином Преславским по просьбам «брата Наума». Нек-рые исследователи (М. Вайнгарт, А. Мазон и др.) без веских аргументов отождествляли Н. О. с Храбром Черноризцем.

После возведения св. Климента в сан «первого епископа болгарского языка» (893/4) царь Симеон (893-927) отправил Н. О. в Македонию продолжать учительское служение. Согласно источникам, Н. О., будучи священником, следовал обетам целибата и нестяжания; ок. 900 г. он принял монашество и, благодаря ктиторам, кн. Борису и царю Симеону, на Охридском оз. основал монастырь во имя арх. Михаила (с XVII в. посвящен основателю, см. Наума Охридского монастырь). В притворе храма этого мон-ря он и был похоронен.

Литературная деятельность

В исторических источниках нет сведений о лит. деятельности Н. О. В 1978 г. Кожухаров в серб. Минее Служебной XIII в. (Ath. Zogr. N 88, серб. правописание) нашел канон ап. Андрею с акростихом «првааго хрстова сла хвалёё нёшчёё наyм» (первого апостола Христова восхваляет нищий Наум). Позднее словац. исследователь Л. Матейко (Matejko. 1998) выдвинул и убедительно обосновал гипотезу о том, что первоначально канон имел 2-ю песнь и начало акростиха читалось как «прво[званн]аго» (это подтверждает единственный рус. список канона, где это слово, составляющее устойчивый эпитет ап. Андрея, помещено в начале 1-го тропаря 1-й песни (Турилов. 2006. С. 31); все известные южнослав. списки дают явно ошибочное написание «прьвозданнаго»). Язык текста отличается архаичностью, нет сомнений, что он принадлежит Н. О. На основе стилистического и лингвистического анализа (в т. ч. примеров передачи звука [tj*] буквами «шч») Кожухаров предположил, что Н. О. был и автором канона на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста с акростихом «Перенесение мощей [мошчёё] Златоуста воспеваю», который находится в т. н. Скопской праздничной минее ХIII в. (НБКМ. № 522; см.: Кожухаров. 2004. С. 33-44). Эту гипотезу оспаривал болг. исследователь Г. Попов; он считал, что автор данного канона - Климент Охридский (Станчев, Попов. 1988. С. 145-147). Не исключено, что в будущем может быть установлено авторство Н. О. одного из минейных канонов с анонимным фразовым акростихом, атрибуция к-рого уточняется.

Почитание

Почитание Н. О. в чине преподобных возникло на юго-западе Болгарии в X в., до завоевания страны Византией. В XI-XIII вв. оно развивалось на территории Охридcкой архиепископии, а после возобновилось в Болгарском царстве Иоанна Аcеня II (1218-1241). Его память вместе с памятями Кирилла и Мефодия и их самых известных учеников включена в Борила царя синодик. В XIV-XVIII вв. Н. О. вместе с равноап. Климентом почитался в Охридской архиепископии как чудотворец и целитель, с XVII в.- в составе Седмочисленников, учеников слав. первоучителей. Рассказы о деяниях Н. О. как «великого чудотворца и лечителя» еще при его жизни распространились в областях вокруг Охрида. Нек-рые из рассказов вошли в славянские и греческие Жития. В устных местных преданиях он представлен более ярко по сравнению с письменной традицией, к-рая отдает предпочтение равноап. Клименту.

Центром почитания Н. О. стал основанный им мон-рь. Среди паломников, стремившихся получить исцеление у мощей Н. О., прежде всего от «душевных» болезней, были болгары, албанцы, греки, валахи и много мусульман, о чем свидетельствуют дарственные записи. После упразднения Охридской архиепископии его почитание сохранилось в Македонии, Греции, Албании и Болгарии. Целебные свойства мощей святого обусловили его широкое почитание не только на Балканах, но и в империи Габсбургов, где переселенцами в его честь был основан храм в г. Мишкольц (совр. Венгрия). Болг. издания о Седмочисленниках ХVIII-ХIХ вв. способствовали распространению почитания в Болгарии. В контексте почитания равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников Н. О. стал известен в XIX в. в России и др. странах.

Агиография и гимнография

В балканской книжности о Н. О. сохранились агиографические и гимнографические тексты. По наказу ученика равноап. Климента - Марка, «четвертого епископа славянского языка» г. Девола, вероятно, уже в X в. было составлено краткое Житие Н. О., к-рое большинство исследователей считают извлечением из несохранившегося обширного Жития равноап. Климента. Это Житие рассказывает и о судьбе учеников первоучителей после смерти равноап. Мефодия. По словам автора Жития, оно было написано после кончины Н. О., «чтобы не остался без почитания брат сего блаженного Климента, и сподвижник, и сострадалец, с которым пресвитер Наум перенес многие беды и страсти от еретиков». Его единственный список сохранился в стишном Прологе нач. XVI в. (Ath. Zogr. Slav. 47), но текст Жития не является частью Пролога, а был прибавлен к концу рукописи свящ. Иоанном Милошевым из Дебра. Существование текста Жития в этой местности в нач. ХVI в. указывает на длительное почитание здесь святого.

Второе слав. Житие Н. О., типа проложного, где он именуется «преподобный и богоносный наш отец Наум, великий чудотворец из Ливания Деволского близ города Охрида», известно лишь по утраченному во время второй мировой войны списку из Народной б-ки в Белграде, предположительно XVI в. Кроме заимствований из греч. Жития равноап. Климента архиеп. Феофилакта Болгарского в этом Житии сохранились сведения из др. источников, напр. об основании обители арх. Михаила, о смерти и погребении Н. О.

Пространное греч. Житие Н. О., «постника, пастыря и учителя… в Мизийской земле», составлено на основе славянских и греческих текстов в XII или XIII в. в Охриде и сохранилось в списке XVII в., обнаружено в 1938 г. И. Дуйчевым и издано Е. Траппом (Trapp. 1974). Исследователи считают, что его автором является архиеп. Охридский Константин II Кавасила. В сокращенном виде в 1695 г. оно переиздано вместе с греч. службой святому в Венеции, в 1740 и 1742 гг.- в Мосхополе (ныне Воскопоя, Албания). Во 2-й пол. XVIII в. это Житие переведено на церковнослав. язык.

Вероятно, одновременно с 1-м слав. Житием Н. О. была составлена и несохранившаяся слав. служба ему (И. Снегаров, К. Нихоритис, С. Николова). Другие известные гимнографические произведения в честь Н. О. (службы, паннихис и молебное последование) были написаны на греч. языке. Древнейшая греч. служба написана ок. 1255-1260 гг. Константином Кавасилой, имя которого указано в акростихе. Служба известна в 3 редакциях по 2 рукописным спискам (Афинскому и Софийскому) и 7 старопечатным изданиям. Остальные греч. и слав. службы составлены в XVII-XIX вв. на ее основе. В 2 изданиях (1695 и 1740) и в церковнослав. переводе к тексту службы прибавлена паннихис с акростихом, в к-ром указано имя автора Григория, вероятно архиепископа Охридского нач. ХIV в. Новогреч. анонимное молебное последование, возникшее ок. 1800 г., отражает почитание Н. О. в то время. В ХХ в. на болг. языке ему составлен акафист.

Иконография

Равноап. Наум Охридский. Икона. 2-я пол. XIV в. (Галерея икон, Охрид)
Равноап. Наум Охридский. Икона. 2-я пол. XIV в. (Галерея икон, Охрид)

Равноап. Наум Охридский. Икона. 2-я пол. XIV в. (Галерея икон, Охрид)
Cохранилось относительно немного средневек. изображений Н. О., самые ранние из к-рых относятся ко 2-й пол. XIV в. и локализованы в Охриде и его окрестностях: литийная двусторонняя икона XIV в. из храма Пресв. Богородицы Перивлепты, или «старой церкви св. Климента», в Охриде (на обратной стороне - равноап. Климент), икона из храма Пресв. Богородицы Больничной в Охриде, фрески храма Св. Софии в Охриде (1355-1368), «малого» храма св. Климента в Охриде (1378), Пресв. Богородицы Захумской (1361) и Пресв. Богородицы в с. Пещани (Пештани, 1370). На них Н. О. изображается в монашеском одеянии, с темными волосами и окладистой бородой.

Равноап. Наум Охридский. Роспись часовни кафоликона мон-ря Наума Охридского. 1800 г.
Равноап. Наум Охридский. Роспись часовни кафоликона мон-ря Наума Охридского. 1800 г.

Равноап. Наум Охридский. Роспись часовни кафоликона мон-ря Наума Охридского. 1800 г.
Кроме спорной идентификации Н. О. на иконе архиерея в храме свт. Николая Больничного в Охриде (1480-1481), в XV в. изображения святого неизвестны, а следующая по времени икона (2-я пол. XVI в.) в «старой церкви св. Климента» является списком с упомянутой иконы XIV в. В храме вмч. Георгия в с. Врбяни в Македонии (1602) Н. О. изображен как архиерей вместе с почитаемыми святыми Саввой Сербским, Ахиллием Ларисским, Прохором Пшинским и Кириллом Философом. Кон. XV - нач. XVI в. датирован образ Н. О. с архангелами Михаилом и Гавриилом на большом кресте из охридского «малого» храма св. Врачей (Космы и Дамиана), к-рый мог быть изготовлен в Охридском мон-ре св. Наума.

В нач. XVIII в. Константин Зограф написал икону Н. О. и Климента Охридского (1711) для мон-ря св. Наума; по ее образцу Х. Жефарович в 1737 г. создал образ «Св. Наум и св. Григорий Синаит» для мон-ря Боджяни и гравюру «Св. Наум и св. Никодим» для своей «Стематографии» (1741). По сообщению В. И. Григоровича, в храме вмч. Димитрия в Битоле (1830) в 2 приделах, посвященных равноапостольным Н. О. и Клименту, находились их древние иконы.

На печати мон-ря св. Наума 2-й пол. XVII в. (ЦИАМ. № 6071) образ Н. О. окружен сценами его чудес, изображением мон-ря и греческой надписью: «Святой Наум чудотворец». Известные из устных преданий чудеса Н. О. (святой запрягает медведя в плуг вместе с волом; возвращение украденных котла и чаши; исцеление мусульманина; наказание пытавшихся похитить его мощи и проч.) представлены и на хранящейся в мон-ре иконе 1711 г. Иконография чудес получила развитие на иконе и гравюре Жефаровича «Св. Наум с житием» (1741-1743), на иконе для ц. во имя Н. О. в Мишкольце и на заказанной купцом Наумом Бикерацем из Мосхополя иконе для мон-ря св. Наума. Известны многочисленные живописные реплики этой иконографии в XIX в. в храмах Будимской епархии и Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви, Бератской митрополии Албанской Православной Церкви и Болгарии. Одна из таких икон, хранящаяся в Народном музее Сербии, написана рус. мастерами.

В XVII-XIX вв. Н. О. в основном изображается среди Седмочисленников, почитание к-рых с XVI в. известно на Афоне, с XVII в.- в Македонии (напр., фрески храма Пресв. Богородицы в Сливнице 1612 г.): в ц. свт. Николая Чудотворца в г. Крагуевац (1735, ныне в Сербии), в храме мон-ря Арденица (1743, ныне в Албании). В 1869 г. литография «Св. Седмочисленники», где указан и «Св. Наум, чудотворец Охридский», напечатана в Москве и получила широкое распространение на Балканах. Образы Н. О. среди св. Седмочисленников в сер.- 2-й пол. XIX в. создавали мастера Самоковской художественной школы в Болгарии. В 1899 г. мастера Марко и Теофил Миновы написали икону св. Седмочисленников, к-рая хранится в ц. апостолов Петра и Павла в Софии. Седмочисленники представлены в росписях храма в их честь (1903) и патриаршего собора блгв. кн. Александра Невского (1912) в Софии.

Храмы и монастыри

Надгробная плита над захоронением равноап. Наума Охридского в мон-ре Наума Охридского
Надгробная плита над захоронением равноап. Наума Охридского в мон-ре Наума Охридского

Надгробная плита над захоронением равноап. Наума Охридского в мон-ре Наума Охридского
Древний храм в основанном Н. О. мон-ре, где находились его мощи, был разрушен, на его фундаменте в османское время возвели храм во имя основателя. Остатки древнего храма и место погребения святого раскрыты в 1955 г. при раскопках под церковью. Во имя Н. О. возведены храмы в с. Асамати, близ оз. Преспа (вероятно, XVII в.), и в квартале «Дружба-1» в Софии (2002).

Память

Память Н. О. была установлена в день его кончины - 23 дек. Ранее считалось, что при архиеп. Охридском Иоасафе II, в 1720, 1727 или 1740 г., она была перенесена на 20 июня. Но С. Николова привела аргументы, обосновав, что эта память существовала и ранее, возможно и при архиеп. Константине Кавасиле (Николова. 2001). В Болгарской Православной Церкви память Н. О. отмечается и 23 дек., и 20 июня, а также в день памяти Седмочисленников - 27 июля, в Бератской митрополии Албанской Православной Церкви - 26 нояб., в РПЦ - в день Седмочисленников - 27 июля.

Ист.: Лавров П. А. Жития св. Наума и служба ему // ИОРЯС. 1908. Т. 12. Кн. 4. С. 1-51; Trapp E. Die Viten des Hl. Naum von Ochrid // Bsl. 1974. Vol. 35. N 2. P. 161-185.
Лит.: Мирковић Л. Свети Наум Охридски // Гласник Српске Православне Патриjаршиjе. Београд, 1924. С. 17-21; Гошев И. Старите печати на манастира св. Наум в Македония // Сб. в памет на проф. П. Ников. София, 1940. С. 91-108. (ИБИД; 16(18)); Киселков В. С. Проуки и очерти по старобълг. лит-ра. София, 1956. С. 51-56; Jовановић М. Икона св. Наума из Народног Музеjа у Београду // Рад воjвођанских музеjа. Нови Сад, 1959. Књ. 8. С. 240-242; Георгиев Е. Разцветът на бълг. лит-ра в IX-X в. София, 1962. С. 155-160; Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 17-20; Кожухаров С. Хилядолетното българско слово: Новооткрити произведения от Наум Преславско-Охридски и Константин Преславски // АБВ: Еженед. София, 1979. № 21. С. 1-2; он же. Песенното творчество на старобългарския книжовник Наум Охридски // Литературна история. София, 1984. № 12. С. 3-19; он же. Мефодий и Наум Охридский и формирование слав. гимнографической традиции // Symposium Methodianum: Beiträge der Internationalen Tagung in Regensburg (17. bis 24. April 1985) zum Gedenken an den 1100. Todestag des hl. Method. Neurid, 1988. С. 425-428, 430; он же. Наум Охридски // КМЕ. 1995. Т. 2. С. 795-798; он же. Химнописецът Наум Охридски // Он же. Проблеми на старобългарската поезия. София, 2004. Т. 1. С. 33-44; Стоjчевска-Антиќ В. Климент и Наум Охридски в народната традициjа. Скопjе, 1982; она же. Свети Наум Охридски. Скопjе, 1997; Иванова К. Жития на св. Климент Охридски // КМЕ. 1985. Т. 1. С. 698-704; Станчев К., Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988. С. 147-149; Ристески С. Легенди и преданиjа за св. Наум. Скопjе, 1990; Гергова Е. Агиографските произведения за Наум: Литературни източници и текстови взаимоотношения // КМС. 1991. Кн. 8. С. 165-177; Бакалова Е. Една неизвестна житийна икона на св. Наум от Софийския Археологически музей // Проблеми на изкуството. София, 1993. № 4. С. 12-20; она же. Седмочислениците в изобразителното изкуство // КМЕ. 2003. Т. 3. С. 580-585; Николова С. За един непознат препис от Службата на св. Наум Охридски // Хиляда осемдесет години от смъртта на св. Наум Охридки. София, 1993. С. 31-57; она же. Охрид като център на богослужебната прослава на св. Наум Охридски // Светите Климент и Наум Охридски и придонесот на Охридскиот духовен центар за словенската просвета и култура. Скопjе, 1995. С. 261-271; она же. Установяване на датите за честване на св. Наум Охридски и архиеп. Иоасаф // Palaeobulgarica. София, 2001. Год. 25. № 3. С. 5-30; Хиляда и осемдесет години от смъртта на св. Наум Охридски. София, 1993; Попов Г. Следи от разпространението на Наумовия канон за св. ап. Андрей // Старобългарска лит-ра. София, 1994. Кн. 28/29. С. 10-22; он же. Канонът за св. ап. Андрей от Наум Охридски в Хлудовия празничен миней № 166 // Пѣти достоитъ: Сб. в памет на С. Кожухаров. София, 2003. С. 15-24; Грозданов Ц. Свети Наум Охридски. Скопjе, 1995; Светите Климент и Наум Охридски и придонесот на Охридскиот духовен центар за словенската просвета и култура: Прилози от Науч. собир одржан на 13-15 септ. 1993. Скопjе, 1995; Миљковиќ-Пепек П. Големиот крст од Охридската црква Мали св. Врачи: Првобитно во обновената Наумова манастирска црква // Тематски зб. на трудови: Икони, иконопис, иконостас, иконографиja. Скопjе, 1996. С. 151-162; Целакоски Н. Свети Наум Охридски чудотворец. Прилеп, 1997; Matejko L. K poézii Zlatého veka // Slovensko-bulharské jazykové a literárne vztahy. Brat., 1998. S. 25-31; Кръстев А. Още веднъж за житията, службите, образите и творчеството на св. Наум Охридски // Преславска книжовна школа. София, 2000. Т. 5. С. 321-326; Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 2000; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000 (по указ.); Йовчева М. Служби за св. Наум Охридски // КМЕ. 2003. Кн. 3. С. 676-680; Чешмеджиев Д. Бележки върху култа на св. Седмочисленици в средновек. България // Пѣти достоитъ. София, 2003. С. 425-444; Свети Наум Охридски: Живот и дело: Зб. на трудови од Меѓународ. науч. собир. Скопjе, 2006; Турилов А. А. К уточнению объема и состава древнейшего слав. оригинального гимнографического корпуса в древнерус. рукописной традиции (на мат-ле минейных служб) // Старобългарска лит-ра. София, 2006. Кн. 35/36. С. 29-31; То же // Он же. Slavia Cyrillomethodiana: Источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси. Межславянские культурные связи эпохи средневековья. М., 2010. С. 72-74, 83-84; Škoviera А. Svätí slovanskí sedmopočetníci. Brat., 2010; 1100 години од упокоjувањего на св. Наум Охридски: Зб. на трудови од Меѓународ. науч. симпозиум. Охрид, 2011; Свети Наум Охридски и словенската духовна, културна и писмена традициjа: Зб. на трудови од Меѓународ. науч. Собир. Скопjе, 2011; Преславска книжовна школа. Шумен, 2012. Т. 12: Мат-ли от Международ. симпозиум «Св. Наум - дело, съратници и последователи»; Nagy M. Ohridi Szent Naum magyarországi kultusza: Mint az etnikai identitás megőrzésének megnyilatkozása. Bdpst, 2013.
Д. И. Полывянный, Д. Чешмеджиев, К. Иванова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Равноапостольные Русской Православной Церкви Наум Охридский (ок. 830 - 23.12.910), равноапостольный (пам. 23 дек., 20 июня, 27 июля - в болгарских просветителей), славянский просветитель, ученик равноапостольных Кирилла и Мефодия
См.также:
АВЕРКИЙ († ок. 167, или 190, или 195), еп. г. Иераполь, равноап. (пам. 22 окт.)
АНГЕЛАРИЙ ОХРИДСКИЙ (1-я пол. IX в. - после 885 г. ), ученик и сподвижник святых равноапостальных Кирилла и Мефодия, св. равноап. (пам. 27 июля)
БОРИС († 907), св. равноап. кн. (852-889), креститель Болгарии
ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых)
ГОРАЗД († после 886), равноап., исп. (пам. 27 июля)
ЕЛЕНА (между 248 и 257 - после 327/8, ранее 337), равноап. (пам. 21 мая, пам. зап. 18 авг.)