[Серб. Мокрањац; наст. фамилия Стоянович; серб. Стоjановић] Стеван (9.01.1856, Неготин - 30.09.1914, Скопье), серб. композитор, регент, мелограф, педагог, музыковед. Семья Стояновичей происходила из с. Мокране близ Неготина (совр. Вост. Сербия). Отец М., торговец и владелец гостиницы, умер на 3-й день после рождения М., в семье было еще 4 сына и 4 дочери. М. учился в начальной школе в Неготине и Белграде (с 1862), в гимназии - в Заечаре и Неготине (с 1866), в старших классах гимназии - в Белграде (1870-1873/74). Основы муз. искусства он получил в семье и на службах в церкви при поддержке еп. Тимокского Евгения (Симеоновича), уроженца обл. Банат. В 1875-1877 гг. учился на отд-нии естественных наук и математики философского фак-та Белградской высшей школы (впосл. Белградский ун-т), но не окончил его из-за увлечения музыкой. В Белграде в школьные и студенческие годы брал частные уроки игры на скрипке; в 1870-1872 гг. был певцом-стажером в Белградском певческом об-ве (в наст. время Первое белградское певческое об-во), с 1876 г. стал его постоянным членом; в 1872 г. в Неготине руководил певч. об-вом в гимназии, в 1877 г.- хором; в тот же период создал первые обработки народных песен и композиций К. Станковича. В 1878 г. вернулся в Белград.
Как стипендиат Белградского певческого об-ва и Мин-ва просвещения Сербии учился в Королевской муз. школе в Мюнхене (1879-1883) у Й. М. Э. Сахса и Й. Г. Райнбергера. К этому периоду относится создание хоровой композиции М. «Тебе, Бога, хвалим». Из-за материальных проблем и разногласий с руководством школы в 1883 г. он вернулся в Белград. Здесь он написал «Отпевание» для смешанного хора (соль минор) и первые 2 хоровые рапсодии (Руковети, букв.- снопы; первые 6 рапсодий имеют общее название «С моей родины»). Вновь получив гос. стипендию, поехал в Рим учиться музыке у А. Паризотти (1884/85), затем продолжил обучение в консерватории в Лейпциге (1885-1887) у С. Ядассона, К. Г. К. Райнеке и А. Д. Бродского. Накануне выпускного экзамена М. был лишен стипендии и был вынужден вернуться в Белград без диплома. Преподавал музыку в 1-й Белградской гимназии (до 1900). Возобновил работу с Белградским певческим об-вом (в 1887 стал его главным дирижером), что оказало сильное влияние как на его жизнь и творчество, так и на муз. жизнь Белграда и Сербии в целом.
М. продолжил сочинять духовную и светскую музыку, преимущественно для смешанного хора. Написал Отпевание фа-диез минор для смешанного хора (1887; к 100-летию со дня рождения В. Караджича), новые рапсодии цикла «Из моей родины», «Две песни XVI века» и обработки ряда песен. Также сочинял произведения для женского и детского хоров. В 1892 г. стал руководителем церковно-певч. об-ва «Корнелий Станкович», хор к-рого регулярно пел на службах в белградском соборе арх. Михаила. В тот период М. создал такие церковные композиции, как 2 стихиры Великой пятницы («Тебе одеющагося», «О, како беззаконное») по напеву Белградского митр. Феодосия (Мраовича), «Во Иордане», величание свт. Савве Сербскому, Акафист Пресв. Богородице. В хоре познакомился со своей буд. супругой Марией Мицей Предич, с которой обвенчался в 1898 г., в следующем году у них родился сын Момчило (впосл. профессор-химик). Для исполнения в церкви написал песнопения Литургии св. Иоанна Златоуста, записывал традиционные напевы в исполнении опытных певцов: так, бывш. директор гимназии М. Татич напел ему херувимскую песнь 1-го гласа карловацкого распева. В 1894 г. М. завершил Литургию для смешанного хора (к-рая в наст. время считается одной из вершин хоровой духовной музыки a cappella), в следующем году Белградское певч. об-во и хор «Корнелий Станкович» исполнили ее под управлением М. в соборе арх. Михаила в Белграде. По его инициативе в 1896 г. к отд-нию духовной музыки Белградского певческого об-ва присоединились хоры «Даворье» и «Корнелий Станкович». С этим расширенным хором М. впервые исполнил большинство своих произведений, много концертировал в Сербии, Греции, в Османской, Австро-Венгерской, Германской и Российской империях (1896: С.-Петербург, Н. Новгород, Москва, Киев). Турне Белградского певческого об-ва стали не только культурной миссией, но и успехом дипломатической службы Королевства Сербия. Это было время самых значимых композиторских и исполнительских достижений М. Он продолжал писать хоровые рапсодии (в общей сложности 15), песни для голоса и фортепиано, праздничные хоровые композиции, обработки тур., венг., румын., укр. народных песен.
Начав заниматься собиранием светских и церковных напевов в 1896 г. в Косове, M. продолжал это дело всю жизнь; свои записи он использовал в хоровых композициях. В 1899 г. он основал 1-ю муз. школу в Белграде, в 1901 г. стал профессором музыки в Белградской ДС. Начал подготовку издания Осмогласника в качестве учебника пения; несмотря на мн. препятствия, оно было выпущено в 1908 г. Предисловие к этому сборнику является одним из первых теоретических исследований о серб. пении. Для учеников семинарии М. записал и частично гармонизовал блаженны на разные праздники, а также многочисленные праздничные песнопения.
Основал Содружество сербских музыкантов (1907) и Союз певческих обществ (1910).
Награжден серебряной медалью свт. Саввы в Неготине и удостоен премии Музыкального об-ва в Любляне (Словения). Член-корреспондент Сербской королевской академии наук и искусств (1906) и Французской академии искусств (1911).
Последние, менее известные хоровые произведения - «Отче наш» и «Верую» - М. написал во время отдыха на Бохиньском оз. (Словения). Будучи уже больным, в Пожареваце вместе с церковным певцом Й. Костичем готовил новую редакцию сборника богослужебных песнопений «Страно пjениjе» (1914), который он намеревался передать Архиерейскому Собору Сербской Православной Церкви. Во время войны эта рукопись была утрачена, но впосл. усилиями К. Манойловича реконструирована и опубликована. М. умер в Скопье, куда он переехал из-за военных действий, здесь же был похоронен. Его почитатели основали в городе певческое об-во «Мокраняц». В 1923 г. Белградское певческое об-во организовало 2-дневные торжества и перезахоронение его останков на Новом кладбище в Белграде. Тогда же состоялись поминальная служба в белградском соборе, концерт в Народном театре с участием 25 хоров; были проведены конгресс Союза сербских певческих обществ и заседания Лиги певческих союзов Королевства сербов, хорватов и словенцев.