[Греч. Μνάσων] († кон. I в. (?)), сщмч. (?) (пам. греч. 18, 19 окт.), еп. Тамасский (Кипрский). В Деяниях св. апостолов упоминается «некий давний ученик, Мнасон Кипрянин» (Деян 21. 16), принявший в своем доме, к-рый находился либо между Иерусалимом и Кесарией Палестинской, либо в самом Иерусалиме, ап. Павла и его спутников. В греч. Житии сщмч. Ираклидия (BHG, N 743; см. ст. Ираклидий, еп. Тамасский), составленном в IV в. (Nau. 1907. P. 126-127) или в V в. (Halkin. 1964. P. 135-136), упоминается М., сподвижник Ираклидия, занявший после его кончины епископскую кафедру Тамаса. В Житии говорится, что некий христианин Феодор записал деяния М. и поручил Родону, от лица к-рого ведется повествование, составить общий рассказ об Ираклидии и о М. В тексте указано, что отца М. звали Хрисипп, сам он стал учеником Ираклидия, а затем и его преемником на епископской кафедре Тамаса. Совместно они проповедовали Христа жителям Кипра, крестили их и совершали множество чудес: воскрешали умерших, исцеляли больных, изгоняли бесов. О дальнейшей жизни и кончине М. после смерти Ираклидия в тексте не сообщается.
В более поздней агиографической традиции Кипра были совмещены сведения о Мнасоне из НЗ и о М., еп. Тамаса. М. происходил из языческой семьи, проживавшей в Тамасе. Родители отправили его с другом Феоной в Рим для разрешения спора между язычниками Кипра. В Риме М. и Феона встретили нек-рых апостолов от 70, бежавших туда после мученической кончины архидиак. первомч. Стефана, и от них узнали о Христе. Для того чтобы углубить свои познания, друзья отправились в Иерусалим, где от ап. Иоанна услышали подробный рассказ о земной жизни Спасителя, приняли крещение и затем вернулись на Кипр. В это время на острове находились ап. Варнава, ап. Марк и ап. Павел, к-рых вместе с Ираклидием М. нашел в пещере недалеко от Тамаса. М. стал сподвижником Ираклидия в деле проповедования христианства киприотам. Предчувствуя близкую смерть, он назначил Родона своим преемником на епископской кафедре Тамаса и через 3 дня (19 окт.) почил. М. был похоронен учениками рядом с еп. Ираклидием. Впосл. недалеко от могилы святых был основан мон-рь во имя М. В 1735 г. В. Г. Григорович-Барский, путешествуя по Кипру, видел мон-рь М. По его словам, обитель, «малая и тесная», была заново отстроена христианами во время тур. владычества. Григорович-Барский видел в мон-ре, состоявшем из храма и 3 келий, 2 насельников: игумена и иеромонаха, к-рые вели весьма бедное существование, занимались земледелием и собирали милостыню в соседних поселениях (Пешеходца Василия Григоровича-Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, мон. антиохийского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 г. СПб., 1793. Ч. 1. С. 452-453). В наст. время на месте мон-ря, около дер. Политико, находится небольшая ц. во имя М., где ежегодно память святого отмечается 19 окт. В сел. Потамиу (Кипр) находится частица мощей (рука) М.
В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 19 окт. содержится память М. как священномученика без сказания (SynCP. Col. 150). В Типиконе Великой ц. М. также назван священномучеником и поминается под этим же числом вместе со свт. Модестом, патриархом Иерусалимским (Mateos. Typicon. T. 1. P. 70-71). В некоторых визант. Минологиях память святого обозначена под 18 окт. В греч. печатной Минее (Венеция, 1774) содержится служба в честь М. Память М. и посвященное ему двустишие, в к-ром говорится, что святой был усечен мечом, были внесены под 18 окт. в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. Бывш. митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис) считал, что Мнасона, упомянутого в НЗ, не следует отождествлять с М.- епископом Кипра, к-рый, согласно визант. Синаксарям, претерпел мученическую кончину за Христа.
В зап. «исторических» Мартирологах IX в. содержится память Мнасона, известного из Деяний св. апостолов. Впервые свт. Адон, архиеп. Вьеннский, внес его имя под 12 июля в свой Мартиролог и в т. н. Древний или Малый Римский Мартиролог (в искаженной форме - Насон (Nason)). Местом кончины святого Адон указал Кипр (Ado V. Le martyrologe: ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 224). В Мартирологе Узуарда имя Мнасона под 12 июля также искажено и указано как Насон (MartUsuard. 1965. P. 266). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог под 12 июля память не Мнасона, а Иасона (возможно, ап. от 70 Иасона, упомянутого в Деян 17. 4-9 и в Рим 16. 21; см ст. Иасон и Сосипатр), назвав его «давним учеником Христа» и указав Кипр местом кончины святого (MartRom. P. 283). В совр. редакции Римского Мартиролога под 12 июля не обозначена ни память Мнасона, ни память Иасона.
Свт. Димитрий, митр. Ростовский, в составленных им Четьих-Минеях упомянул под 4 янв. Мнасона в числе апостолов от 70, но без указания номера, и высказал сомнения в том, что его следует отождествлять с ап. от 70 Иасоном (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 267 об.). В современном календаре РПЦ имя М. не обозначено.