Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАШТОЦ
44, С. 419 опубликовано: 24 мая 2021г.


МАШТОЦ

[Арм. Մաջտռց], богослужебная книга, требник Армянской Апостольской Церкви, к-рый содержит чинопоследования таинств, а также молитвы и чины освящений и благословений на разные случаи (см. также ст. Армянский обряд). Происхождение названия традиционно связывается с именем св. Месропа Маштоца (V в.) или, согласно историку XIII в. Киракосу Гандзакеци, с именем арм. католикоса Маштоца I Егивардеци. В арменоведении более достоверным считается свидетельство Киракоса Гандзакеци. М. формировался с IV-V вв., сохраняя следы даже ряда древнейших обрядов, распространенных в дохрист. Армении. В процессе формирования М. участвовали святые Григорий Просветитель, католикосы Саак I Партев, Григор II Вкаясер, Нерсес IV Шнорали, Григор Татеваци и др. В М. вошли переводы цикла канонов и отдельных проповедей и молитв святителей Василия Великого, Григория Богослова, Ефрема Сирина, Кирилла Иерусалимского, а также самостоятельные сочинения ритуального содержания армянских авторов. Существует несколько типов М.: 1) малый, или «ручной», М. ((?)ռթղ, առձեռճ Մաջտռց) содержит обряды, совершаемые священником; 2) большой, или епископский, М. (Մայյր Մաջտռց) составлен из текстов обрядов рукоположения, вручения жезла, освящения храма, помазания, погребения священника, а также содержит большие благословения; 3) М. католикоса ((?)այյր Մաջտռց), включающий обряды, совершаемые католикосом (помазание на царство, рукоположение во епископа, освящение мира и др.).

В рукописных М. тексты канонов перемежаются с невмированными псалмами, шараканами, гандзами и тагами. В позднем средневековье появились сборники смешанного типа - М.-Гандзаран, М.-Тагаран, в которых появляются светские и народные таги и вохбы (плачи). Наличие канонических и неканонических песнопений в последованиях М., тенденция к т. н. открытым формам данных последований составляют основное отличие М. от др. арм. музыкально-богослужебных книг. Арм. писцы создали ряд образцовых М. К их числу относятся рукописи Матен. 1001 (IX-X вв.), N 457 б-ки Конгрегации ордена мхитаристов о-ва Сан-Ладзаро-дельи-Армени в Венеции (IX-X вв.), N 2027 б-ки Армянского Иерусалимского патриархата (1266).

Первый печатный М. был издан в 1667 г. в Амстердаме усилиями печатника Воскана Ереванци.

Лит.: Conybeare F. Rituale Armenorum. Oxf., 1905; Аrevšatyan A. Le Maštoc' ou rituel: origines et évolition littéraire et musicale // REArm. 1987. T. 20. P. 153-166; eadem. (Arevchatian A.). Les structures des cycles musicaux du Rituel «Machtotz» // Musica Antiqua, VIII. Vol. 1: Acta musicologica. Bydgoszcz, 1988. P. 19-33; она же (Аревшатян А.). Сборник «Маштоц» как памятник арм. средневек. муз. культуры. Ер., 1991 (на арм. яз.); она же. О некоторых особенностях муз. циклов арм. Требника «Маштоц» // Муз. культура Средневековья. М., 1992. Вып. 2. С. 75-77; Орманян М. Словарь обрядов. Ер., 1992 (на арм. яз.); Маштоц (ркп. Матен. 1001) / Предисл., изд. и коммент.: Г. Тер-Варданян. Эчмиадзин, 2011 (на арм. яз.).
А. С. Аревшатян