Леонид Антонович (7.11.1889 - 22.05.1959, Ленинград), российский историк искусства, специалист по памятникам эпохи великого переселения народов, Византии и раннехрист. Причерноморья (особенно монументальной живописи средневек. Грузии), по древнерусскому искусству; д-р искусствоведения, член-корреспондент АН Грузии (1946). Ученик Д. В. Айналова, М. в дореволюционные годы внес вклад в исследование памятников Вел. Новгорода (Знаменский собор, храмы Детинца) и Пскова (Снетогорский мон-рь). Изучал фрески ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода (издал 1-е монографическое исследование, обосновав дату создания фресок (XIV в.) и сопоставив стиль с визант. и южнослав. фресками); фотосъемка М. 1909-1910 гг. утраченных в годы Великой Отечественной войны фресок Успенской ц. использована М. В. Алпатовым и др.; введена в научный оборот Г. И. Вздорновым в кн. «Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода» (М., 1989).
С 1918 г. М. работал ученым хранителем, зам. директора ГЭ (1920-1921), зав. отделом ГЭ визант. и «готской» коллекции (1939-1952). Организовал одну из первых в мире выставок визант. искусства - «Византия и эпоха великого переселения народов» (с 8 нояб. 1927, в наст. время залы итал. живописи Ренессанса), в концепции к-рой раскрыл на примере формирования стилевого единства процесс перехода памятников эллинистическо-римской культуры к христ. памятникам копт. Египта, К-поля и Причерноморья. На материале визант. серебряной посуды IV-VII вв. М. создал особый метод атрибуции, сочетавший стилевой анализ со скрупулезным археолого-музейным исследованием. Основанная на этом методе капитальная работа «Византийский антик» (1929) стала одной из классических в мировом искусствоведении. В ней обоснована датировка предметов ГЭ VI-VII вв. (ранее относили ко II-III вв.) и выделен особый стиль изображения мифологических сюжетов ранней Византии: лишенный античного натурализма и пластической моделировки, условно-схематичный.
В годы гонений на православную веру отд-ние Византии в ГЭ было закрыто (1931), но М. сумел и в 30-40-х гг. XX в. дополнить и развить свою концепцию, изучив культурное взаимодействие варваров и Византии и выдвинув гипотезу об изготовлении в империи особых даров для дипломатических целей, выполненных с учетом вкуса варваров. Для этого он обратился к изучению культуры готов и сарматов, работая в сармато-готской секции ГЭ и в ГАИМК (1928-1941). С 20-х гг. XX в. и особенно в конце жизни М. исследовал позднеантичные и средневековые памятники Грузии. М. преподавал в Ин-те истории искусства ИСА РАН (1918-1922), в ЛГУ (1939-1952); столетие со дня его рождения ученики отметили специальной научной сессией ГЭ.