[Арм. Մարմաջեճ], монастырский ансамбль в пров. Ширак (Армения), к северо-западу от Гюмри и в 2 км от с. Ваграмаберд, на левом берегу р. Ахурян. Историограф Самуэл Анеци относит строительство монастыря к 986-994 гг. Согласно надписи на южной стене большой церкви (Католике (Катогике)), мон-рь строил кн. Вахрам Пахлавуни с 986 по 1029 г., последнюю дату нек-рые ученые связывают с окончанием работ на Католике. Если учесть, что кн. Вахрам в 980-1020 гг. носил титул ишханац-ишхана (князя князей), а в 1020-1045 гг. был спарапетом (воеводой), можно предположить, что церковь была построена после 1020 г. Вахрам подарил М. деревни и сады, а также дома и торговые лавки в столице Ани. М. служил родовой усыпальницей князей Пахлавуни. В 1045 г. погибшего в битве у Двина Вахрама Пахлавуни похоронили перед зап. стеной большой церкви.
М. пострадал от нашествия сельджуков. Согласно надписи 1225 г. на сев. стене Католике, князья Закаряны восстановили Пахлавуни в правах наследования поместьями, в т. ч. мон-рем М. В этот период представителями рода Пахлавуни, архиеп. Григором и кн. Гарибом, была возобновлена община, устранены разрушения, М. были подарены богато украшенные одеяния, золотой и серебряный кресты, Евангелие, отданы во владение 2 деревни. Во время монголо-татар. завоевания М. был вновь разорен и покинут. Беженцы из Карса, переселившиеся в М. во время русско-тур. войны 1828-1829 гг., использовали Католике в качестве приходской церкви (службы прекратились в 1923). В 1870 и 1900 гг. в М. проводились восстановительные работы, в 1883 г. была построена школа. До 50-х гг. XX в. постройки М. находились в обветшавшем состоянии; в наст. время периодически проводятся археологические и восстановительные работы.
Комплекс построек состоит из нижней и верхней групп; сооружения возведены из чисто отесанных блоков красного туфа. Основная, нижняя группа состоит из свободно стоящих, но композиционно сгруппированных 4 церквей, напоминая комплексы античной традиции. Главным сооружением является ц. Католике - одно из лучших произведений анийской школы арм. архитектуры. Предположение о том, что церковь построена зодчим Трдатом, строителем Анийского кафедрального собора (989-1001), основанное на иконографически близких чертах пластического декора этих храмов, вряд ли обоснованно: их строительство разделяет большой временно́й промежуток. Католике относится к группе компактных купольных залов, в которых алтарная часть максимально приближена к купольному квадрату. Часто членящиеся подкупольные пилоны в сочетании с обобщенно трактованными арками соответствуют стилистике последнего периода расцвета анийской школы в 20-30-х гг. XI в. В апсиде выделяются высокий подиум и вереница пластически оформленных ниш. Внешние формы храма стандартных крестово-купольных сооружений имеют оригинальное оформление аркатурой по периметру основного яруса и колоннадой на 12-гранном барабане, несущем широкий зигзагообразный карниз складчатого шатра. Такой тип купола характерен для памятников 20-х гг. XI в. (Хцконк, Амберд, 1026). Аркатура стройных пропорций, составленная из 5 звеньев на зап. и вост. фасадах и из 7 на продольных, представляет собой непрерывную последовательность архивольтов, опирающихся на спаренные полуколонки и пучковые пилястры на углах здания. Глубокие треугольные ниши вписаны под архивольты, соседствующие с центральными, причем тромпы ниш декорированы концентрическими валами, которые вместе с архивольтами создают эффект многослойного перспективного перекрытия. Декорация центрального окна юж. стены в виде пучковых колонн и перспективно трактованного архивольта перекликается с этими нишами. Портал эллинистического типа, известный уже по памятникам первых десятилетий XI в. (Гагкашен и собор Апостолов в Ани), в М. индивидуален и представляет собой плоскостно исполненную стилизацию основных форм и листьев аканфа. Репертуар резных мотивов в основном не выходит за пределы античной тематики. Орнаментация карнизов резко ограничена, в декоре доминирует профилировка. Оригинальным изобретением анийской школы являются капители с волютами или напоминающие ряды свитков, использованные как в капителях подкупольных пилонов, так и снаружи - в капителях аркатуры и пучковых колонн барабана. Столь торжественное оформление храма - яркий и характерный для эпохи пример проникновения столичной эстетики в монастырскую среду.
К северу и югу от Католике стоят 2 однотипные более поздние (вероятно, ок. сер. XI в.) постройки меньших размеров. Северная, наполовину разрушившаяся при землетрясении 1883 г. композиционно и по внешнему оформлению аркатурой считается уменьшенной копией Католике. В неск. десятках метров к западу от них раскопками 1954-1956 гг. выявлены остатки профилированного цоколя и внутренних стен круглого храма, изнутри представлявшего собой тетраконх с 4 комнатами между рукавами. В 1924 г. Т. А. Тораманян высказал предположение о существовании этой церкви (Егиазарян. 1957. С. 37); ближайшая аналогия - ц. Сурб-Саркис (св. Сергия) мон-ря Хцконк (1024). Поэтому не исключено строительство круглой церкви М. ранее Католике и даже церкви Хцконка. Не ранее нач. XIII в. перед Католике был построен большой 4-столпный жаматун (гавит), сохранились основания стен и отпечаток перекрытия на зап. стене церкви. Между гавитом и круглой церковью обнаружена часовня-усыпальница. В М. был водопровод, его фрагмент обнаружен к западу от гавита.
Т. н. верхний мон-рь расположен на холме, к северу от нижней группы построек. От него сохранились остатки крестообразной купольной церкви XI в.
На территории монастырского кладбища к востоку от нижней группы построек в 1954 г. обнаружена капитель, напоминающая образцы из Двина VI-VII вв., что свидетельствует о существовании здесь сооружений задолго до основания М.