[Серб. Маноjловић] Коста (4.12.1890, сел. Крнево близ г. Велика-Плана - 2.11.1949, Белград), серб. композитор, регент и педагог. Учился игре на скрипке, церковному пению и хоровому пению в семинарии св. Саввы в Белграде, гармонии - в Сербской музыкальной школе, к-рой руководил С. Мокраняц. Управлял семинарским хором, посещал репетиции Первого белградского певческого об-ва под рук. Мокраняца. Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви был направлен получать муз. образование в Московскую консерваторию, но не сдал вступительные экзамены и уехал в Мюнхен (1912), где учился в Музыкальной академии и на философском фак-те Мюнхенского ун-та у Р. Майера-Гшрая, Ф. Клозе и Э. Шмица. После начала 1-й Балканской войны (1912) вернулся на родину, но не был мобилизован и снова уехал учиться в Мюнхен. С началом первой мировой войны (1914) вернулся в Сербию. Как военнообязанный приехал в Крагуевац, где основал хор Шумадийского медицинского отряда. Вместе с отступавшей серб. армией через Албанию перебрался на о-в Корфу (Керкира), где по разрешению Верховного командования основал Сербский военный хор, с к-рым выступал в храмах и лагерях. Здесь М. завершил работу над «Литургией» для муж. хора, начатой в Крагуеваце, записывал по памяти и перекладывал для муж. хора композиции Мокраняца.
В 1917 г. М. был направлен на 2 года в Оксфордский ун-т, где учился у профессоров Х. П. Алена и Э. Уолкера, сотрудничал с музыковедом Р. Ньюмарч, руководил хором богословского фак-та, к-рый пел на богослужениях и выступал с концертами в Оксфорде, Лондоне, Рединге и Бирмингеме. Много сочинял, его произведения печатались в Лондоне, Париже и Вене. В качестве дипломной работы создал композицию «На реках вавилонских» для 2 смешанных хоров, баритона и оркестра (1919).
После возвращения в Белград был назначен регентом Первого белградского певческого об-ва и учителем музыки в семинарии и в музыкальной школе в Белграде. Стал основателем и руководителем певческого об-ва «Мокраняц» (1932-1939). Являлся секретарем Белградской филармонии, одним из основателей Южнославянского певческого союза, Всеславянского певческого союза и Об-ва югославских композиторов, сотрудником Сообщества друзей искусств «Цвьета Зузорич», Сообщества друзей славянской музыки, Радио Белграда и Этнографического музея. Вместе с С. Христичем и П. Стояновичем участвовал в основании Музыкальной академии в Белграде (1937), был ее 1-м ректором (1937-1939) и профессором (до 1946). Когда по указанию властей М. был уволен из Музыкальной академии, акад. П. Конёвич назначил его сотрудником вновь учрежденного Ин-та музыковедения Сербской академии наук и искусств, однако через неск. месяцев М. скончался.
Занимаясь поиском, систематизацией и сравнительным анализом народных песен, М. обнаружил среди них те, к-рые исполнялись на церковные гласы. Разыскивал в монастырских б-ках древние рукописи с невменной нотацией. В Народной б-ке в Белграде М. нашел и сфотографировал сохранившуюся часть греко-славянской невменной рукописи XV в. с 2 композициями Стефана Сербина (погибла при бомбардировке Белграда в 1941).
В качестве редактора опубликовал сборники Мокраняца «Страно пjениjе» (составлен на основе записей учеников Мокраняца в семинарии) и «Опште поаjане» (записи К. Станковича, Г. Болярича, Н. Тайшановича, Т. Остоича и др.), а также «Божественную литургию» (1935) и «Панихиду» (Помен; 1937) для смешанного хора Й. Маринковича. Изучал серб. пение, используя метод сравнительного анализа светских и церковных напевов.
В муз. наследии М. преобладают хоровые произведения. В области светской музыки ему принадлежат значительное число композиций для смешанного, мужского и женского хоров, а также сольные вокальные произведения и миниатюры для скрипки и фортепиано.
Публиковал статьи и рецензии в югославских журналах «Христианский вестник», «Богословие», «Светосаввье», «Новые горизонты», «Сербский книжный вестник», «Музыкальный вестник», «Музыка», «Звук», «Вестник просвещения», «Югославский вестник», «Даница», «Дело», «Правда», «Наше село», «Новая жизнь», «Мысль», «Вардар», «Новая Европа», «Браилова ризница», «Святая Цецилия», «Кирилло-мефодиевский вестник», «Южное обозрение», «Югославско-болгарское обозрение». Автор статей, посвященных серб. музыке, в «Народной сербско-хорватско-словенской энциклопедии» (1925-1929; 4 кн.) и энциклопедии «Всезнание» (1937).