Мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Манастир в окрестностях г. Прилепа (Республика Македония), на правом берегу р. Црна. Об истории мон-ря до 1271 г. сведений не сохранилось; в XVI в., в период тур. господства, он не был разрушен и продолжал существовать. Монастырский храм во имя свт. Николая Чудотворца был возведен в 1095 г. при имп. Алексее Комнине; в 1266 г. перестроен и расписан (1271) по заказу игум. Акакия (в миру - Иоанникий) при визант. имп. Михаиле VIII Палеологе. Работами мастеров руководил диак. Иоанн, референдарий Охридской архиепископии. Эти сведения известны благодаря сохранившейся в росписи пространной посвятительной надписи (на греч. языке), к-рая помещена на стенах центрального нефа над ростовыми изображениями святых в нижнем ярусе (надпись прочел и расшифровал проф. Ф. Баришич; см.: Баришић. 1964).
Церковь свт. Николая Чудотворца представляет собой 3-нефную базилику, сложенную из туфа и камней; главный неф перекрыт цилиндрическим сводом и отделен от боковых аркадой. В качестве опор для нешироких, но высоких пролетных арок использованы столбы. Потолки в боковых нефах деревянные, плоские (результат реставрации кон. XIX - нач. XX в.). Центральный неф заканчивается на востоке апсидой, циркульной внутри и граненой снаружи, с двойным окном в нижней части, боковые апсиды - полукруглые; все 3 снаружи украшены декоративными слепыми нишами.
Росписи в ц. свт. Николая Чудотворца были открыты в 1954 г. и впервые опубликованы Д. Коцо и П. Мильковиком-Пепеком в 1958 г. Их тематика обширна. В центральной апсиде композиции: «Богоматерь с поклоняющимися архангелами» (в конхе), «Причащение апостолов» и «Поклонение Жертве» (в нижней зоне); над апсидой на вост. стене - «Благовещение». На сев. и юж. стенах главного нефа: в 2 нижних ярусах - фигуры святых воинов, мучеников ростовые (в нижнем ряду), поясные (во 2-м ряду) и в медальонах; циклы земной жизни Спасителя и Страстной (в верхнем ярусе). В нижнем ярусе росписи главного нефа особо выделены образ свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя церкви (на сев. стене), и ростовой 3-фигурный Деисус (на юж. стене); они расположены ближе всего к зоне алтаря, напротив друг друга. В сев. нефе: в апсиде - архангел (в конхе) и святители Ахиллий и Епифаний, в сев.-вост. углу справа от апсиды - 2 диакона и 2 столпника, один из к-рых прп. Симеон; на стенах - святые в рост и по пояс (в 2 нижних ярусах), ктиторская композиция в нижнем ярусе, в 3-м ярусе на юж. стене развернутая сцена «Страшный суд». В юж. нефе в апсиде - ап. Иоанн Богослов (бюст, в конхе), ниже - святители Онисифор и Тарасий (в рост). Святительский ряд на том же уровне на сев. стене апсиды продолжают фигуры Петра Александрийского, Климента Анкирского, на юж. стене изображения утрачены. На сев. и юж. стенах нефа - по аналогии с центральным и сев. нефами - расположены однофигурые изображения избранных преподобных и святителей (в рост и по пояс); рядом с ростовым образом свт. Николая Чудотворца на сев. стене помещено изображение Богоматери с Младенцем, а также композиция «Древо Иессеево» (частично переходит на стены арок), на западной - «Лествица прп. Иоанна Лествичника» (встречается впервые в памятниках Македонии); помимо этого в верхнем ярусе стенописи на вост., юж. и сев. стенах находится житийный цикл свт. Николая Чудотворца, включающий 8 сцен.
На склонах арок, разделяющих центральный и боковые нефы,- полуфигуры избранных святых, среди к-рых преобладают образы праотцев и пророков. Редким по иконографии является изображение праотца Авраама, держащего в руках медальоны с образами Ревекки и Исаака; это 1-й известный пример такого извода в визант. искусстве Македонии.
Исследователи росписи М. (Коцо и Мильковик-Пепек, В. Джурич, П. Костовска, А. В. Захарова) единодушны во мнении, что стенописи ц. свт. Николая Чудотворца были выполнены группой мастеров, работавших одновременно. Они выделяли руки 3 или 4 художников и отмечали присутствие в стенописи неск. манер, представляющих различные стилистические направления в визант. искусстве XIII в. Коцо и Мильковик-Пепек писали о 3 манерах: в 1-й выполнены образы пророков в арках между центральным и сев. нефом и образы святых в диаконнике, во 2-й - росписи центральной апсиды, фигуры одних святых в боковых нефах и других в центральном (святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Феодор Стратилат), а также праотцев в арках между центральным и южным нефом, в 3-й - остальные фрески центрального нефа. Манеры 4 художников различает Костовска. Джурич считал самой слабой с художественной т. зр. роспись сев. нефа. Наиболее развитыми в стилистическом отношении он находил росписи в главном нефе и на столпах, ведущих в юж. неф, а архаическими, связанными с традициями визант. искусства XI-XII вв., в частности с фресками ц. Св. Софии в Охриде,- росписи в юж. нефе. В росписи главного нефа в неск. ликах, исполненных пластично и обобщенно, исследователь видел черты, современные палеологовскому искусству (Джурич. 2000. С. 49). По мнению Захаровой, бо́льшую часть фресок в апсиде и юж. нефе выполнил мастер, для к-рого характерны нек-рая консервативность и сознательная подчеркнутая ориентация на произведения позднекомниновского маньеризма (ц. вмч. Георгия в Курбинове, 1191; фрески в апсиде ц. свт. Николая в г. Прилепе). Второй мастер исполнил значительную часть отдельных фигур в главном нефе и, вероятно, нек-рые сцены евангельского цикла в верхних частях стен; этот художник ориентировался на новейшие столичные образцы (фрески ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани, ок. 1265; ц. Архангелов в г. Прилепе, ок. 1394, и др.). Третий художник написал неск. фигур праотцев в проходах из главного нефа в южный. Его манера ближе всего к манере знаменитых солунских мастеров Михаила и Евтихия, создавших росписи ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1295). Фрески М.- «ранний пример того стиля, для которого характерен подчеркнутый интерес к передаче трехмерности, жесткая моделировка словно граненых поверхностей, гипертрофированная мощь фигур, резкая выразительность некрасивых, грубоватых лиц, нередко граничащая с гротеском» (Захарова. 2012. С. 127).
Т. о., росписи М. свидетельствуют, с одной стороны, о глубокой приверженности мастеров традициям визант. искусства комниновского времени, а с другой - об их знакомстве с передовыми художественными течениями современного им искусства 2-й пол. XIII в.