[Евр. ], в ВЗ народ, связанный с историей Др. Израиля. Название этого народа, соответствует имени Мадиана, 4-го сына Авраама и Хеттуры (евр. Быт 25. 2). Происхождение этого термина неизвестно, существует предположение, что корень несемитского происхождения (Mendenhall. 1973. P. 163-165). Библейская традиция возводит генеалогию М. к Аврааму. Согласно Быт 25. 6, Мадиан вместе с др. сыновьями Хеттуры был отослан Авраамом «в землю восточную», что, по мнению Дж. Менденхолла, подразумевает ханаанское происхождение протоараб. племен с одноименным названием. Лингвистические данные, возводящие арабский язык к Средиземноморскому прибрежному региону периода Бронзового века (Mendenhall. 1985. P. 135-149), свидетельствуют о возможности такой связи.
В истории об Иосифе М. фигурируют как купцы, перевозившие из Галаада в Египет (Быт 37. 25, 28, 36) кроме рабов, среди к-рых оказался и Иосиф, «стираксу, бальзам и ладан» (в Быт 37. 25 М. названы также измаильтянами).
Более тесное соприкосновение М. с евреями описано в истории Моисея, к-рый назван в тексте Рагуилом и Иофором (Исх 2. 15-22). Он скрывался от фараона в «земле Мадиамской» ( ) и женился на Сепфоре, дочери мадианитянского священника. Сепфора родила Моисею сыновей - Гирсама (Гершома) и Елиезера (Исх 2. 22; 18. 3-4). Упоминаемые в этой истории мадианитянские имена, за исключением Елиезера, засвидетельствованы в доисламских арабских надписях (Mendenhall. 1984). Согласно Исх 18, тесть Моисея принял непосредственное участие в устроении жизни израильского общества: он вознес всесожжение Богу (Исх 18. 12), дал Моисею совет поставить помощников в судебных делах (Исх 18. 13-26), что свидетельствует об отсутствии развитого судебного аппарата у израильтян до времени исхода и возводит его структуру к мадианитянской традиции (Mendenhall. 1992. P. 816). Согласно т. н. мадианитянской гипотезе, Иофор и его окружение сыграли значительную роль в формировании Израиля (Propp. 2008. P. 635; Mettinger. 1988. P. 24-28).
В повествованиях о более позднем периоде М. действуют вместе с моавитянами (напр., Числ 22. 4, 7; см. также Числ 25. 1-3, 25. 17-18 и 32. 16, где вина за отступление израильтян и их поклонение Ваал-Фегору возлагается как на моавитян, так и на М.) (Wenham. 1994. P. 159). Дальнейшие контакты с М. имели для израильтян негативные последствия. В истории из Числ 25 рассказывается о влиянии языческих обычаев М. на жизнь общества Израиля. Особо отмечаются приверженность евр. народа к культу Ваал-Фегора и незаконные связи с «дочерями Моава». История убийства израильтянина и мадианитянки ревнителем веры (Числ 25. 6-8) и повеление Моисея убить отступников (Числ 25. 5) и пойти войной «на Мадиама» (см.: Числ 31) отображают сменившееся отношение к М. Краткое свидетельство о военном конфликте приведено также в Нав 13. 21. Имена перечисленных здесь 5 «вождей Мадиамских» так или иначе засвидетельствованы в древних источниках (см.: Mendenhall. 1992. P. 816; Hammond. 1960). В Книге Судей Израилевых описано, как предал Господь израильтян «в руки Мадианитян на семь лет», и дальнейшее поражение последних (см.: Суд 6. 1 - 8. 28).
Краткое упоминание М. в контексте войны в Быт 36. 35 (при перечислении эдомитских царей, правивших «прежде царствования царей у сынов Израилевых» - Быт 36. 31) является последним свидетельством их существования как отдельного народа. Поражение М., о к-ром сообщается в отрывке, можно отнести ко времени немного позднее 1100 г. до Р. Х. (Mendenhall. 1992. P. 816). Дальнейшие сообщения о М. носят географический или генеалогический характер (см.: 3 Цар 11. 18; Авв 3. 7 и Ис 60. 6; Mendenhall. 1992. P. 816). Кроме того, упоминание М. становится лит. топосом, указывающим на поражение врагов Израиля (Пс 82. 10-12; Ис 9. 4; 10. 26).
Немногочисленные имеющиеся данные позволяют сделать вывод о существовании у М. сложно организованного общества и политической коалиции из неск. правителей (см. Числ 31. 8; Нав 13. 21). Согласно археологическим свидетельствам, М. выходят на историческую арену в XIII в. до Р. Х. в Сев. Хиджазе, к востоку от Акабы (Mendenhall. 1992. P. 817). Данные раскопок дают представление о существовании городов и небольших поселений в этом регионе в период поздней бронзы и раннего железного века (см.: Parr, Harding, Dayton. 1970; Ingraham e. a. 1981). В домонархический период истории Израиля М., вероятно, были доминирующим народом, что, возможно, позволяло им пополнять запасы продовольствия в более плодородной Палестине (Mendenhall. 1992. P. 816). Языком М. был архаичный прототип арабского, их высокоразвитая культура имела связи «от Анатолии до Египта» (Ibid. P. 817), искусство гончаров сформировалось под влиянием микенской культуры и мастеров Египта (Parr. 1982).