Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛЬВОВСКИЙ
41, С. 749-751 опубликовано: 30 сентября 2020г.


ЛЬВОВСКИЙ

Григорий Федорович (25.01.1830, с. Ленкоуцы (Мерешевка) Сорокского у. Бессарабской губ. (ныне Мерешеука р-на Окница, Молдавия) - 5.10.1894, там же), духовный композитор, регент. Род. в семье мелкого укр. помещика, исполнявшего обязанности псаломщика, к-рый приучил Л. с раннего детства петь и читать в церкви. Окончил сельскую школу, Кишинёвские ДУ и ДС. Был певчим в архиерейском хоре. Во время учебы в семинарии стал регентом ее хора, по окончании семинарии - регентом архиерейского хора. Окончил регентский класс Придворной певческой капеллы в С.-Петербурге со званием регента 1-го разряда. Совершенствовался в игре на скрипке, изучал контрапункт под рук. проф. Н. И. Зарембы. В квартире Л. в Александро-Невской лавре для пения под рук. Л. и бесед на религиозно-философские темы собирались преподаватели и студенты СПбДА, в числе к-рых был прав. Иоанн Кронштадтский. В 1854-1856 гг. Л. служил регентом архиерейского хора в Кишинёве. В 1855 г. женился на девушке из купеческой семьи Т. А. Мазаевой; имел 3 детей.

В 1856 г. С.-Петербургский митр. Никанор (Клементьевский) предложил Л. стать регентом митрополичьего хора в Александро-Невской лавре. Параллельно Л. работал учителем пения в хоре Исаакиевского собора (с 1858), в Смольном ин-те, Преображенском и Семёновском полках, Князь-Владимирской школе и Исидоровском жен. ЕУ (в 2 последних - бесплатно). Он добился значительного профессионального роста митрополичьего хора, обновил его репертуар, введя в него собственные обработки традиц. церковных распевов. Митрополиты Никанор и Григорий (Постников) (1856-1860) были любителями знаменного распева и во всем поддерживали Л., выделяя необходимые средства на содержание хора. Митр. Исидор (Никольский) (1860-1892), напротив, уделял мало внимания хору и, кроме того, не поощрял исполнение переложений Л.

В нач. 80-х гг. Л. начал составлять проекты усовершенствования преподавания в духовных школах. Он считал, что «задача церковных певцов вовсе не в том, чтобы ласкать слух и действовать на чувственность, а в том, чтобы при исполнении всякого песнопения (партесное и проч.) обращать внимание не на одну только звуковую сторону, но преимущественно на смысл и дух песнопений… и быть в постоянной и неразрывной связи с священнослужителем» (цит. по изд.: Карасёв. 1911. С. 20).

По предложению митр. Исидора в 1891 г. Л. составил докладную записку в Синод об улучшении преподавания в духовно-учебных заведениях церковного пения, церковнослав. языка и богослужебного устава, подчеркивая особую важность изучения гласовых напевов в унисон (см.: Там же. С. 125). Синод поручил Л. составить программу по обучению церковному пению для духовно-учебных заведений, к-рая и была принята, за исключением пункта об учреждении в ДА кафедры истории церковного пения.

В докладной записке о нотных книгах Московского об-ва любителей церковного пения (1891) он критиковал составителей этих изданий за публикацию напевов, записанных со слуха, считая недопустимым расхождение с синодальными изданиями (в этом он придерживался тех же взглядов, что и А. Ф. Львов).

По свидетельству А. Н. Карасёва, Л. отличался «нелицемерной религиозностью, большим жизненным опытом, знаниями не только научно-музыкальными, цельностью натуры, сильным критическим умом и чувством меры» (Там же. С. 14). Он пользовался большим уважением в петербургской церковной среде. Несмотря на болезнь сердца и тяжелую форму ревматизма, полностью лишившую его возможности играть на скрипке и причинявшую постоянные боли, «духом он был бодр, все эти мучения вызывали у него постоянное обращение к Богу, отразившееся в его церковных сочинениях» (Там же).

Митр. Палладий (Раев) (1892-1898) потребовал возвращения в репертуар своего хора произведений эпохи классицизма, что не соответствовало направлению работы Л. Митрополит хотел заменить Л. регентом тамбовского архиерейского хора И. Я. Тёрновым, который, однако, согласился занять только место младшего регента при Л. Весной 1893 г. состояние здоровья Л. ухудшилось и он оставил руководство митрополичьим хором, а осенью - исаакиевским хором. Проводил летнее время в родовом имении, где продолжал писать музыку. Летом 1894 г. простудился на прогулке и через неск. месяцев скончался. Отпевание состоялось 12 окт. в Александро-Невской лавре, похороны - на Тихвинском кладбище. В 1939 г. при устройстве т. н. Некрополя деятелей искусств памятник на могиле Л. был снесен (могила находилась на 3-й дорожке, у ограды кладбища, напротив совр. надгробия М. И. Глинки).

Духовно-муз. творчество Л. (издано 69 произведений для смешанного хора и 11 - для однородного хора) относится к 1880-1894 гг. Большая их часть - гармонизации распевов из синодальных певч. книг, выполненные в «строгом стиле». Как правило, Л. помещает мелодию в верхнем голосе, сохраняя ее неизменной и подчиняя ей остальные голоса (для к-рых характерна плавность и певучесть), чтобы мелодия «была явственна и в своем течении свободна, избегая при этом параллелизма и разных модуляций» (письмо Л. свящ. В. М. Металлову, цит. по: Герасимова. 2005. С. 169). В теоретических работах «Греческие церковные тоны» и «Об отношении музыкального искусства к русским напевам, церковным и народным» (в наст. время утеряны), следуя идеям В. Ф. Одоевского, Глинки и Ю. К. Арнольда, Л. утверждал, что рус. церковные песнопения основаны не на «общемузыкальных гаммах» (мажор и минор), а на древнегреч. ладах, и поэтому «гласовые и другие древние церковные мелодии должны… при изложении в гармоническое сочетание оставаться неприкосновенными». Гармонизации Л. разнообразнее по муз. языку, чем переложения др. сторонников «строгого стиля» (прежде всего Н. М. Потулова), и характеризуются более свободным голосоведением, по стилю похожи на переложения А. А. Архангельского. По оценке прот. М. А. Лисицына, Л.- «самый талантливый… среди плеяды современных церковных композиторов; он как нельзя лучше овладел древними церковными мелодиями, создал для них строгую, но вместе с тем художественную гармонизацию… Гармония в переложениях… легка и свободна. Мелодии оригинальных сочинений носят дух церковных мелодий».

Л. не смог издать все свои сочинения из-за отсутствия средств и сложного порядка цензуры, введенного в нач. 90-х гг. XIX в. После его смерти многое было опубликовано при содействии Карасёва, написавшего также брошюру о Л. По свидетельству Л. Н. Парийского, мн. произведения Л. распространялись в рукописях без указания его имени, нек-рые (напр., стихиры Пасхи) были известны под названием «лаврские»; в Московской Патриархии хранились его гармонизации стихов «Господи, воззвах», стихир на стиховне и др.

Арх.: РГИА. Ф. 502. Оп. 1. Д. 1064, 1065; Письмо Г. Ф. Львовского М. Металлову от 24 окт. 1893 г. // РГБ ОР. М. 10794. № 20.
Муз. соч.: изд. П. И. Юргенсона: «Блажени яже избрал»: Для смеш. хора. М., 1881; изд. автора: «Духовно-муз. переложения с древних распевов и сочинения. СПб., 1887–1888. № 1–34: Для смеш. хора; № 1–10: Для муж. хора; То же. СПб., 1891–1893. № 1–45: Для смеш. хора; № 1–11: Для однородн. хора; Три молитвы ко Пресв. Богородице: Для 4 однородн. голосов. СПб., 1891; изд. А. Н. Карасёва: «Духовно-муз. переложения с древних распевов и сочинения. М., 1900–1901. № 1–66: Для смеш. и однородн. хоров; То же. СПб., 1900–1901. М., 1903. № 1–69; изд. Синод. тип.: «Степенны 8 гласов знам. расп.: Для 4 однородн. голосов. М., 1889; Подобны 8 гласов знам. и киев. расп.: Для смеш. или однородн. хора. СПб., 1900; совр. изд.: «Благослови, душе моя, Господа» (Пс 103): Греч. расп. // Церковно певч. сб. СПб., 1903. М., 2002р. Т. 1. Отд. 1. № 2; «Сам един еси безсмертный» // Обиход церк. пения Синодального хора / Под ред. А. Д. Кастальского. М., 1914, 1999р. Ч. 2. С. 69; Херувимская песнь, «Тебе поем», «Никто же притекаяй к Тебе»: Из напевов Александро-Невской лавры // Нотный сб. правосл. рус. церк. пения. Лондон, 1962. [М.], б. г.р Т. 1. С. 94–95, 210, 325–326; Полиелей // Там же. 1975. [М.], б. г.р Т. 2. Ч. 1. С. 69–71; «Слава в вышних Богу»: [Стихира]: Знам. расп. // Песнопения Рождества Христова: Для смеш. хора / Сост.: М. И. Ващенко. СПб., 1998. С. 128–130; «Ныне силы небесныя», «Вкусите и видите» // Избр. песнопения Литургии Преждеосвященных Даров / Сост.: Е. С. Кустовский. М., 1998. С. 27–32; «Апостоли от конец»: Киево-печерский расп. // Ексапостиларии и светильны: Для небольшого смеш. хора / Сост.: Е. С. Кустовский, Е. Манакова. М., 2000. С. 68; Догматик [2-го гласа]: Знам. расп. // Песнопения воскресной службы: Глас 2. М., 20002. № 5; «Свете тихий» // Обиход церк. пения. Ч. 1: Всенощное бдение: Для смеш. хора / Под общ. ред. Г. Н. Лапаева. М., 2000. С. 26; Прокимны великие: Знам. расп. Глас 8 // Триодь церк. пения: Седмичные службы Великого поста. Вечерня в неделю вечера. Утреня. Час 1 й. М., 2007. С. 12–13; Полиелей // «Хвалите имя Господне» / Сост.: О. А. Бычков. М., 2009. Ч. 1. № 7; «Христос воскресе» // Тропарь Пасхи: Песнопения разных авторов / Сост.: Е. С. Кустовский. М., 2009. С. 31; «Дева днесь»: Болг. распев // Рождество Христово: [Ноты] / Сост.: О. А. Бычков. М., 20132. № 53; «В молитвах неусыпающую Богородицу»: Для 3 муж. голосов, Ирмосы канона: Глас 1; «Апостоли от конец»: Киево-печерский напев [все 3]; «На бессмертное Твое успение»; Кондак Акафиста Успения: Глас 2 // Успение Пресв. Богородицы: [Ноты] / Сост.: О. А. Бычков. М., 2014. № 33, 60, 77, 85, 135; Ектения во время Чина Воздвижения Креста, «Кресту Твоему»: Обычн. распев // Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста: [Ноты] / Сост.: О. А. Бычков. М., 20152. Вып. 2. № 78, 105.
Лит.: В-в С. Духовно-муз. соч. Г. Ф. Львовского // ПрибЦВед. 1892. № 36. С. 1262-1263; Г. Ф. Львовский: [Некролог] // Там же. 1894. № 42; Лисицын М., свящ. Г. Ф. Львовский как композитор: Очерк // РМГ. 1895. № 3. Стб. 191-198; он же. Композиции Г. Ф. Львовского // СПбДВ. 1898. № 37. С. 665-667; он же. [Рец. на изд.:] Львовский Г. Ф. Духовно-муз. перелож. с древнейших распевов и сочинения // Народное образование. СПб., 1901. Т. 1. Библиогр. листок. С. 46-53; В. Л. К постановке памятника Г. Ф. Львовскому // РМГ. 1896. № 3. Стб. 343-346; Нелидов К. П. Г. Ф. Львовский как духовный композитор // Там же. 1899. № 41. Стб. 1010-1014; № 45. Стб. 1132-1135; № 46. Стб. 1169-1173; П[етрушев]ский В. [Рец. на изд.:] Духовно-муз. перелож. с древних расп. и сочинения Г. Ф. Львовского // Церковно-приходская школа. К., 1900. Кн. 3. С. 211-212; Карасёв А. Н. Г. Ф. Львовский и его духовно-муз. произв. М., 1911; Парийский Л. Н. Памяти Г. Ф. Львовского // ЖМП. 1948. № 11. С. 68-78; Герасимова М. А. Г. Ф. Львовский - церк. регент и духовный композитор: 1830-1894; Из эпистолярного наследия Г. Ф. Львовского // Тр. МРПС, 2002-2003. М., 2005. С. 158-180; Плотникова Н. Ю. «По меркам истинного таланта» // Она же. Русская духовная музыка XIX - нач. ХХ в.: Страницы истории. М., 2007. С. 90-93.
С. И. Никитин
Ключевые слова:
Регенты церковные Композиторы русские Придворная певческая капелла, первый (начиная с реформ имп. Петра I Алексеевича) в в России профессиональный хор и 1-е муз. учебное заведение Львовский Григорий Федорович (1830 - 1894), духовный композитор, регент
См.также:
АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1884– 1946), рус. хор. дирижер, композитор, педагог
БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836 - 1910), русский композитор, глава новой рус. школы - "Могучей кучки"
БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751-1825), рус. композитор
БУЙЛОВ Нил Сергеевич (2-я пол. XIX-1-я треть XX в.), регент, учитель пения, духовный композитор
ВАРЛАМОВ (1801 - 1848), рус. композитор, певец, педагог-вокалист, дирижер
ГОЛОВАНОВ Николай Семенович (1891 - 1953), рус. дирижер, регент, композитор и пианист-аккомпаниатор
ГРОЗДОВ Христофор Николаевич (1854 - 1919), муз. деятель, педагог, композитор, издатель, исследователь груз. церковного пения и народной музыки
ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель