Амбарцум [Арм. Լիմռճջեաճ (?)ամբարձռւմ] (1768, К-поль - 29.06.1839, там же), арм. композитор, музыкант-теоретик, педагог, создатель безлинейной армянской нотописи. Учился у известных церковных певцов и муз. теоретиков К-поля армян диак. Зенне Погоса (1746-1826) и Григора Гапасакаляна (1740-1808), греч. псалта Онуфрия. В совершенстве овладел теорией и практикой арм. церковного пения. Одновременно брал уроки у дервишей, прежде всего у принадлежавшего к ордену мевлеви тур. композитора и теоретика Хаммамизаде Исмаила Деде Эфенди, изучал жанры и формы традиц. вост. музыки. Преподавал в лицее им. Григория Просветителя и в семинарии при арм. кафедральной церкви в К-поле. Среди учеников Л.- его сыновья Танбури Алексан и Зеноб Лимонджян, а также Петрос Чомлекчян и Аристакес Ованисян.
Л.- автор ряда вокальных монодийных произведений на стихи армянских поэтов, духовных песнопений и произведений в традиционном восточном жанре бесте (разновидность персид. газели). В частности, им написано свыше 20 тагов во всех ладах на слова «Քրիստռս յյարեաւ» (Христос воскресе). Созданная Л. в 1813-1815 гг. система записи мелоса явилась связующим звеном между арм. традиц. невменной нотацией (см. Хазы) и западноевроп. 5-линейной нотацией. В 70-х гг. XIX в. по инициативе католикоса Геворга IV в Вагаршапате (Эчмиадзине) с помощью созданной Л. нотации были записаны и изданы песнопения из основных богослужебных книг Армянской Апостольской Церкви - Патарагаматуйц (Литургиарий), Жамагирк (Часослов) и Шаракноц (Гимнарий). Безлинейная нотопись Л. по приказу султана Селима III была принята в Османской империи. Нотопись Л. сыграла важную роль в сохранении муз. наследия арм. народа. Ею широко пользовались для записи как духовных мелодий, так и народных песен Е. Тынтесян, архим. Комитас (Согомонян) и С. А. Меликян. Л. был похоронен на центральном армянском кладбище К-поля Сурб-Акоп (в наст. время на этом месте площадь Таксим).