[Лэбна Дэнгэль; эфиоп. ] (1496/97 (?) - 2.09.1540, мон-рь Дэбрэ-Дамо), царь Эфиопии (с 1 авг. 1508). Вошел в историю под именем, данным ему при крещении и означающим «благовоние (для) Девы (Марии)». Разговорный вариант имени - Этана Дэнгэль (с заменой ключевого слова амхарским при сохранении геэзской синтаксической конструкции) использовался монархом в переписке с королями Португалии Мануэлом I и его сыном Жуаном III. Тронное имя Л. Д. было Давид, 2-е тронное имя или скорее почетное военное прозвище - Анбаса Сагад («Лев склонился»), более известное в разговорной форме - Ванаг Сагад (с заменой 1-го слова харарским); вероятно, Л. Д. получил его после блестящей победы над имамом Махфузом ибн Мухаммадом в 1517 г.
Л. Д. правил страной в критический период истории Эфиопского христ. гос-ва, когда под угрозу было поставлено само его существование. Он был возведен на престол в отроческом возрасте после кончины своего отца царя Наода. Реальная власть в стране оказалась в руках царицы Елены, бездетной вдовы царя Зара Якоба, а также митр. Марка, царицы Наод Могаса, матери Л. Д., и ее фаворита, бехт-вадада (министра двора) Васан Сагада. Мусульманка по происхождению, принявшая христианство, Елена, с одной стороны, была поборницей мирных отношений Эфиопии с султанатом Адаль на основе взаимовыгодной торговли, с другой - сознавала неизбежность скорого военного столкновения с приверженцами ислама из-за нарастания османо-португ. противостояния в Красноморском бассейне и выступила инициатором отправки в 1510 г. посольства во главе с арм. купцом Матфеем в Португалию для заключения военно-политического союза.
Самостоятельное правление Л. Д. можно разделить на 2 этапа. Первый стал периодом наибольшего расцвета средневек. христ. Эфиопии в политическом, экономическом и культурном отношениях. Его начало было ознаменовано разгромом войска имама Махфуза, наместника порта Зайла в Аденском зал., совершавшего регулярные набеги на населенные христианами земли, его гибелью и бегством султана Адаля Мухаммада ибн Азхар ад-Дина с поля сражения в июле 1517 г. Хотя к этому времени между эфиопами и португальцами не было заключено никакого соглашения, почти тогда же порт Зайла был сожжен португ. флотом. Воспользовавшись благоприятными обстоятельствами, Л. Д. вторгся в Адаль и разорил его. Во многом под влиянием этих событий мусульмане Африканского Рога стали воспринимать христ. Эфиопию как непримиримого врага. Жестокое подавление восстания в населенной по преимуществу мусульманами обл. Хадия в 1525 г. лишь усугубило ситуацию.
Уверенный в своих силах Л. Д. в апр. 1520 г. холодно встретил португ. посольство во главе с доном Родригу ди Лимой. Сопровождавший его армянин Матфей вскоре скончался, вероятно отравленный противниками курса царицы Елены на сближение с Португалией. Постоянные раздоры между послом и его заместителем Жоржи д'Абреу доходили до открытых вооруженных столкновений. Духовник и историограф миссии Франсишку Алвариш пытался примирить враждовавшие стороны, но не смог кардинально изменить ситуацию. В отношениях с португальцами, прибывшими ко двору в окт. 1520 г., Л. Д. использовал тактику промедления, всеми силами уклоняясь от заключения союза. В апр. 1526 г. посольство отплыло в Индию, не добившись конкретных результатов.
Между тем в Адале после убийства султана Мухаммада (1518) наступил период нестабильности. В нач. 2-й пол. 20-х гг. XVI в. реальная власть перешла к имаму Ахмаду Ибрахиму аль-Гази (Граню), взявшему курс на уничтожение христ. царства на Африканском Роге. В 1527 г. эфиоп. войско, вторгшееся в Адаль под предводительством зятя Л. Д. Дагальхана, было разгромлено сторонниками имама. 9 марта 1529 г. в решающем сражении при Шембера Куре мусульмане нанесли сокрушительное поражение превосходившим их в неск. раз силам христиан. С нач. 1531 г. набеги объявившего джихад имама Ахмада Граня превратились в систематическое завоевание Эфиопского царства: под его натиском Л. Д. скитался по стране, тщетно пытаясь организовать сопротивление; за 4 года он потерял вслед за Шоа, Дамотом, Ваджем, Амхарой и Дамбией все юж. и центральные области своего гос-ва. Падение Аксума в 1535 г. означало переход под власть мусульман северо-востока Эфиопии. Тогда Л. Д. отправил к португ. королю посольство во главе с Ж. Бермудишем с просьбой о помощи (вернулось уже после смерти Л. Д.). Лишившись всех войск, Л. Д. укрылся в труднодоступных горных районах на севере страны. Его подданные толпами переходили в ислам. Христианству в Эфиопии грозило исчезновение, как в соседней Нубии. В этом отчаянном положении Л. Д. проявил твердость и ответил решительным отказом имаму Ахмаду, который посватался к его дочери, стремясь стать легитимным преемником христ. царя в соответствии с традициями народов, населявших Африканский Рог. Тогда Грань усилил давление на Л. Д.: весной 1539 г. был убит его старший сын и наследник Виктор и взят в плен 3-й по старшинству сын Мина (Минас), к-рого собирались женить на дочери имама, но в конце концов отправили в качестве почетного пленника к османскому паше в йеменский г. Забид. Эти потрясения ускорили кончину Л. Д. Ему наследовал Галавдевос (Клавдий), 2-й сын от его единственной жены Сабла Вангель.
В эфиопской церковной традиции сложилось двойственное отношение к Л. Д.: с одной стороны, его рассматривали как благочестивого царя, наделенного даром прорицания (ему, в частности, приписывали пророчество о грядущем нашествии племен оромо), с другой - воспринимали мусульм. завоевание Эфиопии как Божию кару за гордыню Л. Д.