(Елецкой и Лебедянской епархии Липецкой митрополии), находится на сев. окраине г. Лебедянь Липецкой обл., на правом берегу р. Дон. Первоначально мужской.
Основан, вероятно, в 1621 г. по благословению новоизбранного патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова). Время основания Л. м. позволяют установить документы Разрядного приказа Белгородского стола, хранящиеся в фондах РГАДА. В 1626 г. строитель Савватий и свящ. Иосиф просили в Разрядном приказе иммунную грамоту, сообщая, что «устроен... монастырь в Лебедянском уезде в лесу, и храм воздвигнут во имя Живоначальные Троицы да Пророка Ильи во 131-м году (1622 или 1623 г.- Авт.), и служба... А питаемся, государи, в тои пустынки Христовым имянем. А землицы, государи, пашенные под монастырем нет ничево».
Изначально Л. м. часто именовали по одному из топонимов - Яблонова пуст., после возведения Троицкого храма - Лебедянский Троицкий мон-рь Яблонова пуст. 1 марта 1680 г. Л. м. был пожалован в Патриарший дом патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову) «вместо взятых к дворцовому селу Павловскому патриарших церковных в Звенигородском уезде пустошей».
В 1764 г. при пожаре сгорели все деревянные постройки и архив, Л. м. был упразднен. По преданию, на следующий день после пожара на яблоне в монастырском саду, между Ильинской ц. и настоятельским корпусом, была обнаружена икона «Живоначальная Святая Троица в явлении трех ангелов патриарху Аврааму», присланная в 1665 г. в Л. м. царем Алексеем Михайловичем. Икону пытались перенести в приходскую церковь с. Ст. Ракитня (ныне Ст. Ракитино) Лебедянского у. и различные мон-ри, но она чудесным образом вновь являлась на яблоне в монастырском саду. В 1768 г. решением Синода мон-рь был восстановлен как третьеклассный. Однако уже через неск. лет обитель пришла в упадок. В 1775 г. в Л. м. состояли игумен, монах и священник.
В том же году вышел указ Синода «О бытии вместо штатного Троицкого Елецкого монастыря таковым же Троицкому Лебедянскому». В 1776 г. в Лебедянь из закрытого елецкого во имя Святой Троицы мон-ря был переведен игум. Климент (Белошапкин) с братией, а вместе с ними Лебедянской обители отошел штат 3-го класса - 12 монашествующих, после чего мон-рь нек-рое время именовался Елецким Троицким, «что в городе Лебедяни».
В 1799 г., после разделения Воронежской епархии, Л. м. был отнесен к Тамбовской епархии. В мон-ре была учреждена архимандрия; сумма на содержание монашествующих увеличена вдвое, жалованье игумена составило 50 р., казначея с братией (11 чел.) - 125 р., 9 служителям и подьячему полагалось 63 р., на починку монастырских строений выделялось 200 р., а на проч. расходы - 179 р. 50 к.
В 1811 г. Л. м. стал заштатным, оставлен «на своем пропитании». При этом лебедянская братия была переведена в Трегуляевский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь, а насельники последнего (23 чел.) во главе со строителем иером. Досифеем перешли в Л. м. При настоятеле (1811-1829) игум. Досифее, которому удалось собрать большие пожертвования, были восстановлены все храмы, колокольня, трапезная, кельи, ограда, обновлена церковная утварь. Преемники о. Досифея совмещали управление Л. м. с должностью инспектора Тамбовской ДС. Нек-рые из них постоянно проживали в Тамбове и редко посещали Лебедянь.
К 1678 г. в Л. м. проживали игумен черный поп, 11 чел. братии, 2 трудника бельца, в кон. XVII в.- черные попы Герман и Авраамий, черный диак. Корнилий, казначей старец Антоний, 29 чел. рядовой братии и несколько трудников, к 1702 г.- игум. Филарет, иеромонахи Герман, Тимофей, Филарет, Иосиф, Корнилий, иеродиаконы Авраамий и Арсений, казначей Феодосий и 47 монахов, к 1775 г.- лишь игум. Венедикт, иером. Иосиф и белый священник. В ХIХ в. количество насельников возросло. В 1857 г. в Л. м. проживали 29 насельников, в т. ч. настоятель и 18 монашествующих служителей, в 1861 г.- 17 насельников, в 1909 г.- 43 насельника, в т. ч. игумен и 7 иеромонахов.
Среди настоятелей почитался игум. Тихон (Ципляковский; † 23 дек. 1896), духовный писатель, возглавлявший обитель с 1884 г. В 1886 г. по состоянию здоровья он переселился в Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, где стал духовником свт. Феофана Затворника (Говорова). В 1886-1888 гг. Л. м. возглавлял архим. Полиевкт (Пясковский), в 1887 г. разобравший и описавший монастырский архив. В 1892 г. в Л. м. поступил иером. Порфирий (Иванов), автор исторического описания обители (1895). В 1905 г. игум. Порфирий был назначен временно исполняющим должность настоятеля, а в 1907 г. утвержден в должности. Во время его настоятельства в Л. м. поступил иером. Филарет (Аплиев), впосл. духовник братии. Ок. 1850 и в 1861-1875 гг. в Л. м. проживал о. Феодосий (Попов; † 1903), впосл. игумен, насельник скита Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст., автор «Записок… о своей жизни», опубликованных писателем С. А. Нилусом (Нилус С. А. Сила Божия и немощь человеческая. Серг. П., 1992. С. 104-200).
В писцовой книге 1627-1628 гг. упомянута деревянная «клетцки» ц. во имя Св. Троицы с приделом св. прор. Илии, построенная на средства «тое пустыни пустынников и строителев Савелья да Захарья да черново священника Иосифа и всей братьи» и прихожан. В храме стояли «деисусы на тяблех да двои Царские двери с столбцы и с сеньми», имелись чтимые местные иконы Св. Троицы и св. прор. Илии «с венцы», «воздвизальной» деревянный крест, обложенный серебром. Мон-рь окружала деревянная ограда со св. воротами, «а на них деисус на празелени... А под церковью и под кладбищем и под монастырем и под кельями по мере земли вдоль сорок сажен, поперег дватцать пять сажен. А городьба около того монастыря тын стоячей. А питаютца того монастыря братья и белцы Христовым имянем».
Каменное строительство в Л. м. началось в 1642 г., когда игум. Манасия заложил Троицкий собор. В 1659 г. татары сожгли посад и слободы Лебедяни, пострадала и обитель. В 1665 г. каменный собор был возведен и 1 июня 1666 г. освящен игум. Дионисием. Царь Алексей Михайлович пожаловал в иконостас собора местные иконы «в древнегреческом стиле, обложенные золоченым чеканным серебром, с такими же цатами и венцами, украшенными цветными камнями, и небольшую аналогийную икону Пресвятой Троицы в таком же дорогом украшении». В кон. XVII в., при игум. Филарете, завершили отделку собора, выполнили росписи. На 1683 г. в храме упоминаются «царские двери с сенью и с столбцы» и запрестольный образ Пресв. Богородицы, к-рые были присланы в Л. м. по указу патриарха.
Троицкий храм построен в русско-визант. стиле (длина с папертью 10 саж., ширина 5,5 саж., высота до карниза 6 саж.). Кубовидный объем храма с несохранившимся позакомарным покрытием венчают 5 главок. Центральная - световой барабан с 4 узкими окнами (ок. 6 вершков шириной), остальные главки глухие. Фасады собора членятся пилястрами на 3 равных прясла. С вост. стороны собора 3 полукруглые апсиды, выступающие до половины высоты стен, отделены друг от друга полуколоннами и соответствуют 3 нефам 4-столпного храма. В правой апсиде размещалась ризница, в левой - жертвенник. В описании собора 80-х гг. XIX в., сделанном для метрики Императорской археологической комиссии, указаны размеры: длина с запада на восток до иконостаса - 22 аршина, ширина - 13 аршин, высота до крыши - 18 аршин, высота всей церкви - 35 аршин.
Одновременно со строительством собора началось сооружение храмовой части Ильинской надвратной ц., а после 1659 г.- трапезной и каменной монастырской стены. В 1678 г. Ильинская ц. и монастырские стены упомянуты в писцовых и отказных книгах. Храм во имя св. прор. Илии над св. воротами в новопостроенной каменной стене освящен в 1679 г. После пожара 1764 г. в сводах ворот под Ильинской ц. появились трещины, ворота были заложены, одновременно трапезную расширили с западной стороны.
Особенность первых каменных строений: Троицкий собор и Ильинская ц. ориентированы с отклонением продольной оси на юг от линии «восток-запад».
В 3-й четв. XVII в. к северу от Троицкого собора была построена каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Впервые храм упоминается в переписных и отказных книгах 1678 г., в жалованной и меновой грамоте 1680 г.- как храм с трапезой, в описании 1710 г.- как теплый. Длина его с алтарем - 31,25 аршина, ширина - 8 аршин, высота - 7,75 аршина. К кубовидному объему храма с востока примыкает полукружие апсиды, перекрытой конхой. Храмовая часть изначально отделялась от алтаря капитальной стеной с 3 проемами, позднее растесанными и замененными одной аркой. Трапезная храма, значительно расширенная на север и перекрытая высоким коробовым сводом, имеет ширину 20 аршин. Высота храма от основания до подкрестного яблока на фонаре - 19 аршин. С севера к храмовой части примыкают ризница и апсида придела в честь Покрова Пресв. Богородицы, с запада - трапезная и колокольня. Примыкающий к трапезной придельный алтарь, освященный в честь иконы Покрова Пресв. Богородицы, пристроен в 1839 г., при настоятеле (1835-1840) игум. Никоне.
Справа от св. ворот стояла дубовая рубленая 8-угольная колокольня с 4 колоколами. В кон. XVII в. была возведена каменная 3-ярусная колокольня. Изначально колокольня построена как отдельно стоящее здание, поэтому ее ось не совпадает с продольной осью Успенской ц., частью к-рой она является, и смещена к северу. Впосл. колокольня и церковь соединили посредством трапезной. В описании 1702 г. упомянуты 9 колоколов и часы «большие железные»; общий вес колоколов составлял 142 пуда 33 фунта. В 1698 г., при игум. Филарете, в Москве был отлит большой колокол (96 пудов 4 фунта). Работы были произведены на деньги, которые пожертвовали царь Петр I и его свита. Колокола, кроме большого, сильно оплавились во время пожара 1764 г. и были заменены новыми. Согласно описанию 1884 г., нижний этаж колокольни «квадратный, длина и ширина 10 аршин», 2-й этаж 8-гранный, 3-й пирамидальный. Высота 1-го этажа - 14 аршин, 2-го - 6 аршин, 3-го - 7 аршин. Колокольню венчала 8-гранная пирамида с 2 рядами маленьких слуховых окошек (всего 12). Высота колокольни - 37 аршин. На 2-м ярусе располагались архив и б-ка, куда можно было подняться по наружной кирпичной лестнице.
Согласно писцовым книгам 1627 г., в Л. м. было 5 келий, в которых проживали 5 старцев, 2 бельца, 2 дьячка, пономарь; в 1690 г.- неск. келий, в т. ч. 2 игуменские с сенями, липовая гостиная на подклете с сенями, казенная с чуланами, 4 старые и 7 новых братских келий. В 1836 г., при игум. Никоне, был построен каменный корпус с братской трапезной и кухней, в 1839 г. к Успенской ц. пристроен придельный алтарь. В 1897 г. за оградой Л. м. сооружен кирпичный корпус под школу для 70 мальчиков.
В 3-й четв. ХVII в. деревянная ограда обители была заменена каменными крепостными стенами с 3 ярусами бойниц. Монастырские стены (длина зап. стены - 195 м, южной - 260 м, восточной - 235 м, северной - 230 м) образуют в плане неправильный четырехугольник. В описи 1702 г. упомянуты на воротах задней стены 2 «пушечки чугунные». В 40-х гг. XIX в. в юж. стене ограды были построены новые ворота и калитка. Сев.-зап. угол стен после 1763 г. стал частью 2-этажного настоятельского (позднее братского) корпуса. После 1854 г. с юго-зап. стороны мон-ря к стене был пристроен новый настоятельский корпус.
С кон. ХIХ в. монастырский комплекс состоял под охраной Императорской археологической комиссии.
Главными святынями были 2 чудотворных образа Св. Троицы. Малая икона «Пресвятой Троицы в явлении трех ангелов Аврааму», сохранившаяся в пожаре 1764 г., находилась за правым клиросом Успенского храма. Икону, написанную на пальмовой доске, украшала серебряная позолоченная чеканная риза с драгоценными камнями (Хитров. 1861. С. 303). На задней стороне имелась надпись: «Сей Живоначальной Троицы образ написан в Москве в 1666 году и отделан был в серебряном позлащенном окладе при игумене Иосифе». В 1814 г. по благословению еп. Тамбовского и Шацкого Ионы (Василевского (Васильевского)) и по ходатайству горожан в честь малой иконы были устроены крестные ходы из всех городских церквей в Л. м.: 1-й - в праздник Сошествия Св. Духа на апостолов, а 2-й - в день пророка Илии (20 июля по ст. ст.). После пожаров в Лебедяни в 1864 и 1872 гг. перед иконой стали служить молебны, и город избавился от пожаров. По ходатайству граждан указом Синода от 6 июля 1883 г. был установлен крестный ход с этой иконой вокруг города в среду 1-й седмицы Петрова поста. После 1917 г. жители Лебедяни и уезда совершали крестные ходы с иконой Св. Троицы в Сезёновский мон-рь и по окрестным селам, по домам. В годы советской власти необходимо было получить соответствующее разрешение в милиции, чтобы совершить любую службу или требы. В архиве сохранились заявления приходов за 1925 и 1926 гг. о разрешении проведения крестных ходов с чудотворной иконой. В сопровождении 2 монахов икона покидала обитель с мая по июль.
Др. икона Св. Троицы, с предстоящими ветхозаветным патриархом Авраамом и Саррой, также почитаемая чудотворной, была большего размера и хранилась в Троицком соборе. Длина иконы - 149 см, ширина - 115 см. Особое прославление и почитание иконы началось в 1831 г., когда после совершения перед ней молебна в Лебедяни прекратилась холера. При игум. Никоне на икону была сделана серебряная риза весом 30 фунтов 66 золотников. В 1847-1848 гг. холера повторилась, но после молебнов прекратилась. В 1849 г., при игум. Сергии, серебряная риза на иконе была вызолочена и украшена серебряными с позолотой венцами со стразами и с камнями.
В Троицком соборе находились неск. икон «греческаго письма», подаренных царем Алексеем Михайловичем в 1665 г. и обложенных «чеканным серебром и цветными камнями». Среди них - икона Спасителя на престоле с изображениями 2 ангелов по сторонам, свт. Алексия, митр. Московского, и прп. Алексия, человека Божия, внизу. На иконе имелись серебряные с позолотой венцы, украшенные драгоценными камнями. Икону Успения Пресв. Богородицы «со Спасителем, принявшим Пресвятую Душу, с премирными чины ангелов и принесением на облацех св. апостолов» украшали 60 серебряных вызолоченных венцов. На иконе Воскресения Христова и сошествия во ад «с вои небесных сил для воскресения мертвых» имелся серебряный вызолоченный оклад с 88 венцами. Икону «Пресвятые Богородицы, что Тя наречем, о, Благодатная» украшала серебряная вызолоченная риза с венцами, «каменьями и стразами», заказанная в 1839 г. по инициативе троекуровского старца прп. Илариона (Фомина).
В Л. м. хранились серебряный чеканный крест (1660) с частицами мощей различных святых - вклад схим. Адриана (Десятого) «в Яблонную пустынь, по себе и родителях своих»; серебряный с позолотой и чернью крест с частицами мощей, вложенный лебедянским купцом Карчагиным; деревянный, украшенный серебром крест с надписью: «1740 г. построил сей крест благословенной монах Епифаней Л. Т. М. Я. П.» (Хитров. 1861. С. 304).
К 1627 г. в библиотеке хранились: напрестольное Евангелие («евангелисты медные позолоченные»), толковое Евангелие, Апостол, 2 Триоди, 2 Псалтири, «Шестоднев», 2 Служебника, общая Минея, часовник, «потребник», а также рукописные «Златоуст и пролог». В 1695 г., по преданию, Л. м. посетил царь Петр I со свитой и сделал значительный вклад, в т. ч. подарил Евангелие (М., 1689) весом ок. 2 пудов, богато украшенное «серебряными с позолотой изображениями». В XIX в. среди книг Л. м. самыми древними считались Евангелия 1640, 1657, 1677 и 1681 гг. Особый интерес представлял монастырский синодик, написанный полууставом не позднее 1688 г., при игум. Иосифе III: «Сенадик святыя соборныя и апостольския церкви, сиречь поминание прежде отшедших душ к Богу». Длина книги составляла 30 см, ширина - 20 см, а толщина - 7 см, переплет кожаный, доски дубовые. К кон. XIX в. из книг, пожалованных царем Алексеем Михайловичем, сохранилась только 2-я часть бесед свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея.
В челобитной 1626 г. упомянуто монастырское дворовое место в остроге. Согласно писцовой книге 1627-1628 гг., Л. м. владел 10 дес. в Романцовском лесу и 10 дес. земли около леса «на животинной выгон и на пазбище», пустошами Утренняя Поляна и Терновая Поляна, «а в тех полянах по мере дикого поля шестьдесят чети в поле, а в дву потому ж».
В 1630/31 г. царь Михаил Феодорович пожаловал Л. м. «на свечи и на ладон и на всякое монастырское строенье под мельницу и под мельнишной двор» земли на р. Лебедянке. С 1637 до 1663/64 г. Л. м. владел мельницей на р. Девице, сенокосами и рыбными ловлями в Воронежском у. После 1664 г. вместо отобранной мельницы Л. м. должен был получать «с Лебедяни и с таможенных и с кабацких доходов» по 60 р. в год. Кроме того, за оградой Л. м. «у передних ворот десять шелашей, поставлены для торговых людей, как бывает съезд из розных городов в Троицен день. Оброк и пошлины емлют в монастырь». Обитель владела дворами в Большом остроге Лебедяни и «на посаде по конец Стрелецкой слободы от острогу». В 1680 г. царь Феодор Алексеевич дал Л. м. жалованную грамоту на земли «за речкою Павловскою дикова поля триста четвертей в поле, а в дву потому ж, сена... тысяча двести копен. Да под Павловским лесом... дикова поля триста пятдесят десятин, да к тому дикому полю сенных покосов на пятьсот копен». В 1690 г. в Л. м. имелись 2 житницы, за оградой - конюшенный двор, 2 кельи с чуланами, 2 конюшни, сарай и проч. службы. В 1702 г. упоминаются ледники, «омшаник», квасоварная палата, амбары, погреба, каменная палата, пристроенная к колокольне, каменная поварня с каменной кельей, каменная хлебня с деревянными сенями, гумно, овин, 5 житниц и проч. Мон-рю принадлежали сад, пасека на 115 ульев, конюшенный двор с постройками, где содержались 24 лошади. В обители имелась кузница.
В 1646 г. за Л. м. числились двор, в котором проживала вдова, и 4 бобыльских двора. К 1680 г. обители принадлежали и крестьяне, переведенные из патриаршей вотчины Венева во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря. С вхождением Л. м. в Патриарший дом патриаршие приказчики приобрели многочисленные земельные наделы в Лебедянском и Елецком уездах. Первое приобретение патриархом земли в Лебедянском у. состоялось 1 нояб. 1679 г., незадолго до пожалования Л. м. в Патриарший дом: «...воеводе... Григорию Писареву... велено в Лебедянском уезде в Городцком стану пустошь дикое поле, что межевано лебедянцом детем боярским Артемью Дорошину с товарыщи, и сверх их дачь останетца, и ту лишнюю землю отмерять и отмежевать ему, святейшему Иоакиму патриарху в вотчину». Мн. помещики-однодворцы, устав платить налоги с поросшей бурьяном земли, меняли поместья на крошечные наделы из земельного фонда мон-ря. За «перехожие чети» они получали деньги.
В кон. XVII в. в с. Павловском имелось монастырское подворье с хозяйственными службами, в с. Куймань - главное подворье и 2 конных завода. В с. Лубна Л. м. владел скотным двором и конным заводом, а с 1690 г.- мельницей на Дону под Лебедянью. В XVII-XVIII вв. Л. м. управлял патриаршей вотчиной в Лебедянском у., насчитывавшей 253 двора с 603 крестьянами муж. и 306 - жен. пола в селах Куймань, Телепнево, Лубна, Вешаловка, деревнях Хмелевка и Крутая.
В 1692-1693 гг. у патриаршей обители имелось разрешение беспрепятственно пропускать «на Дон с хлебными запасами на продажу, а обратно с купленными солью и рыбой работников… домового Троицкого монастыря». В это время Л. м. принадлежали даже собственные струги. Рядом с Л. м. на ярмарочной площади имелись монастырские лавки и амбары, торговали «солью и рыбою монастырскою». В 1690 г. цари Иоанн и Петр Алексеевичи предоставили братии право «брать на Троецкой ярмонки с конской продажи пошлину». В 1716 г. Л. м. принадлежали уже 2 скотных двора, на к-рых работали 16 мужчин и 14 женщин.
К 1764 г. Л. м. владел слободой, 2 селами, 3 деревнями, 2 пустошами, 2 водяными мельницами; 15 681 дес. 524 кв. саж. земли, в т. ч. 291 дес. 2220 кв. саж. усадебной, 11 717 дес. 963 кв. саж. пашни, 2087 дес. 706 кв. саж. сенных покосов, 80 дес. строевого, 900 дес. 2086 кв. саж. дровяного леса.
Материальное положение Л. м., подорванное последствиями от пожара 1764 г. и лишением собственности при закрытии, улучшилось к нач. XIX в. По указу 1797 г. Л. м. была отдана казенная «водяная мельница о трех поставах с толчеею» на р. Семенек, 30 дес. пахотной, 30 дес. сенокосной земли, озера для рыбной ловли Струительное, Перерывное, Толмачево и Андреевское; всего 400 дес. В 1807 г. бывший монастырский крестьянин П. Часовников и др. уступили обители 10 дес. земли. К 1840 г., при игум. Никоне, Л. м. владел 150 дес. земли, в 1845 г. получил 25 дес. казенного леса, в 1853 г., при игум. Сергии,- еще 45 дес. земли близ дер. Филимоновки Тамбовского у. В 10 верстах от мон-ря на 30 дес. земли был устроен хутор с пчельником из более 200 ульев. В 1890 г. Л. м. без учета запашки в селах Сланском и Тютчеве Лебедянского у. принадлежало 199,5 дес. земли. После оформления 240 дес. земли, доставшейся мон-рю по завещанию титулярного советника Л. А. Федотова, общая площадь владений обители достигла 400 дес. По сведениям на 1895 г., мон-рь владел также мельницей в дер. Венюковой Лебедянского у. В этом году денежный капитал Л. м. в процентных бумагах составлял 27 040 р., в 1911 г.- 44 983 р. 90 к.
В 1919 г. Л. м. был официально закрыт, 14 авг. 1922 г. братия подписала договор аренды на используемые храмы и постройки. 19 мая 1923 г. здания мон-ря были переданы из ведения Губсельтреста в Отдел по делам музеев при Наркомпросе. В 1924 г. братия зарегистрировалась как трудовая община - сельхозартель. К 1927 г. в общине под рук. архим. Серапиона (Мартынова) было 36 насельников. 4 марта 1929 г. на заседании Лебедянского горсовета был заслушан вопрос «об упразднении» мон-ря. Все строения переданы Лебедянской группе совхозов № 30, насельники изгнаны.
27 дек. 2005 г. решением Синода Л. м. был восстановлен как женский. По благословению Липецкого и Елецкого еп. Никона (Васина) в отремонтированном келейном корпусе с домовой ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы поселилось 7 сестер во главе с игуменией. Восстановлен и 6 нояб. 2005 г. освящен Троицкий собор, рядом с которым, на месте уничтоженного братского кладбища, воздвигнут скульптурный образ ангела. Ведется реставрация Успенского и Ильинского храмов, монастырской ограды, строительство гостиницы. В Л. м. проживают настоятельница игум. Гликерия (Соболева) и неск. насельниц.