Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛАНГТОН
40, С. 8-13 опубликовано: 1 апреля 2020г.


ЛАНГТОН

[Англ. Langton] Стефан (ок. 1150, Лангтон-бай-Рагби, графство Линкольншир - 9.07.1228, Слиндон, ныне графство Зап. Суссекс), англ. церковный деятель, кард. (с 1206), архиеп. Кентерберийский (с 1207), католич. богослов, экзегет. О происхождении Л. и его жизни до возведения в достоинство кардинала сохранились немногочисленные сведения. Он был сыном небогатого рыцаря из графства Линкольншир Генриха Лангтона. Его брат (вероятно, старший) Вальтер († 1234) также был рыцарем и ок. 1211-1218 гг. участвовал в крестовых походах против альбигойцев. Младший брат Симон († 1248) избрал духовную карьеру и учился во Франции. Начальное образование Л., по-видимому, получил в школе при кафедральном соборе Линкольна. К кон. XII в. Линкольн стал одним из главных центров учености в Англии, но о предшествующем периоде истории школы там почти ничего не известно. Возможно, еще в Линкольне Л. познакомился с известными англ. церковными писателями Гиральдом Камбрийским (ок. 1146-1223) и Радульфом Чёрным († после 1199), а также с Гальфридом Плантагенетом, незаконным сыном англ. кор. Генриха II (1154-1189), впосл. архиепископом Йоркским (1189-1212), однако прямых доказательств этому нет (Vincent N. Stephen Langton, Archbishop of Canterbury // Étienne Langton. 2010. P. 71-73).

Считается, что ок. 1165-1170 гг. Л. отправился учиться в Париж. Достоверно неизвестно, кто были его наставники, но сочинения Л. обнаруживают значительное сходство с трудами Петра Кантора († 1197) и богословов, по определению М. Грабманна, т. н. библейско-моральной школы (Grabmann M. Geschichte der scholastischen Methode. Freiburg i. Br., 1911. Bd. 2. S. 476-501). Существует предположение, что Л. мог учиться у Петра Коместора († ок. 1178). После завершения обучения Л. стал преподавать богословие в Париже (с кон. 70-х или нач. 80-х гг. XII в.) и в качестве пребенды получил одну из парижских церквей, хотя и неясно, какую именно (Quinto. 1994. P. 33-35). К 1200 г. Л. либо благодаря знакомству с архиеп. Гальфридом Йоркским, либо по протекции папы Римского Иннокентия III (1198-1216), который тоже учился в Париже, стал каноником кафедрального собора в Йорке. Встречающееся в лит-ре утверждение, что Л. был ректором Сорбонны, ошибочно.

Среди учеников Л. были буд. англ. прелаты Генрих из Сандфорда, еп. Рочестера (1227-1235), Александр из Стейнсби, еп. Ковентри и Личфилда (1224-1238), Ричард Пур, еп. Чичестера (1215-1217), Солсбери (1217-1228) и Дарема (1229-1237), Томас из Марлборо, аббат Ившема (1229-1236). Возможно, у Л. также учились Андерс Сунесен, архиеп. Лунда (1201-1224), и Бернард II, архиеп. Сантьяго-де-Компостела (1224-1237). Учеником Л. был и магистр Гварин, один из осужденных в 1210 г. еретиков-амальрикан (см. ст. Амальрик Бенский). По свидетельству Цезария Гейстербахского, среди парижских богословов, участвовавших в выявлении этой ереси, был и некий «магистр Стефан», к-рого традиционно отождествляют с Л. (Thijssen J. M. M. H. Master Amalric and the Amalricans: Inquisitorial Procedure and the Suppression of Heresy at the University of Paris // Speculum. Camb., 1996. Vol. 71. P. 55-57). По-видимому, уже в парижский период Л. стал известен как проповедник. От современников он получил прозвище Громовой Язык (лат. Lingua Tonante), основанное, вероятно, на созвучии с его родовым прозвищем (Roberts. 1968).

В 1206 г. папа Иннокентий III вызвал Л. в Рим и возвел его в достоинство кардинала-пресвитера с титулярным рим. храмом Сан-Кризогоно. О причинах возвышения Л. достоверно неизвестно. Папа Иннокентий III учился в Париже до сер. 80-х гг. XII в. и несомненно знал Л., но встречающиеся в лит-ре утверждения об их личной дружбе не имеют подтверждений в источниках. Возможно, Л. в Риме преподавал в школе, основанной Иннокентием III при базилике Сан-Джованни-ин-Латерано. Согласно др. гипотезе, получение Л. достоинства кардинала было частью плана по его возведению на кафедру Кентербери, остававшуюся вакантной после смерти архиеп. Губерта Вальтера (13 июля 1205). Выборы его преемника происходили в обстановке ожесточенного противостояния различных партий, избранные кандидатуры неск. раз отклонялись после апелляций в Рим. В кон. 1206 г. прибывшая к Папскому престолу небольшая делегация кентерберийских монахов по прямой рекомендации папы Иннокентия III избрала архиепископом Л. Его кандидатура вызвала резкое неприятие со стороны англ. кор. Иоанна Безземельного (1199-1216). В письме папе Римскому он указывал, что Л. неизвестен в Англии и слишком долго жил во владениях врага - франц. кор. Филиппа II Августа (1180-1223). Однако Иннокентий III отказался принять эти возражения и 17 июня 1207 г. совершил в Витербо епископскую хиротонию Л. В ответ кор. Иоанн Безземельный запретил Л. въезд в Англию и объявил изменником каждого, кто признавал его архиепископом. Репрессиям подверглась семья Л.: отец вынужден был бежать в Шотландию, где скончался, брат Вальтер, вероятно, тогда же отправился на континент.

Пребывая в изгнании, Л., по-видимому, стремился подражать своему предшественнику на Кентерберийской кафедре католич. св. Фоме Бекету, которого глубоко почитал. В частности, как и Фома Бекет, Л. нек-рое время жил в цистерцианском аббатстве Понтиньи в Бургундии. О деятельности Л. в этот период сохранились лишь отрывочные сведения. В окт. 1209 г. в Мелёне он рукоположил Гуго из Уэлса во епископа Лондонского, в 1210 г. участвовал в улаживании конфликта между горожанами и епископом г. Камбре (Сев. Франция), в 1211 г. в парижском мон-ре Сен-Виктор присутствовал на похоронах влиятельного англ. барона Вильгельма де Бриуза, также жившего в изгнании из-за разногласий с англ. королем. Ок. 1210-1213 гг. Л. вместе с др. парижским богословом англ. происхождения, кард. Робером де Курсоном († 1219), совершил поездку по Фландрии, проповедуя против ростовщичества.

Стефан Лангтон, архиеп. Кентерберийский. Витраж в доме капитула в кафедральном соборе Христа в г. Кентербери. XX в.
Стефан Лангтон, архиеп. Кентерберийский. Витраж в доме капитула в кафедральном соборе Христа в г. Кентербери. XX в.

Стефан Лангтон, архиеп. Кентерберийский. Витраж в доме капитула в кафедральном соборе Христа в г. Кентербери. XX в.

Из-за отказа принять Л. папа Иннокентий III наложил на Англию интердикт (24 марта 1208), а затем отлучил от Церкви кор. Иоанна Безземельного (нояб. 1209). Осенью 1213 г. англ. король, столкнувшись с оппозицией части баронов и опасаясь вторжения в Англию франц. кор. Филиппа II Августа, которому папа Римский формально передал права на англ. престол, пошел на уступки. В нач. 1213 г. его представители, прибывшие в Рим, приняли все условия папы. Англ. король согласился принять Л. и др. изгнанных священнослужителей, выплатить им компенсацию, передать Л. владения Кентерберийской кафедры, к-рые он самовольно удерживал. Иоанн Безземельный признал себя вассалом папы Римского и обязался выплачивать ежегодную подать в 1000 марок серебром. После того как король в присутствии папского представителя субдиак. Пандульфа принял все условия (13 мая 1213), Л. смог прибыть в Англию (9 июля). 20 июля в Уинчестере он снял отлучение с кор. Иоанна Безземельного.

Положение Л. как примаса Английской Церкви осложнялось присутствием в стране папского легата (с сент. 1213) кард. Никколо де Романиса, контролировавшего большинство назначений на епископские кафедры. Так, в 1215 г. Л. пытался добиться избрания своего брата Симона (получившего к тому времени пребенды в капитулах Лондона и Йорка) архиепископом Йоркским, но его кандидатуру отклонил папа Римский.

Подписание кор. Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей. Скульптура. 70-90 гг. XIX в. (музей Чертси, Великобритания)
Подписание кор. Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей. Скульптура. 70-90 гг. XIX в. (музей Чертси, Великобритания)

Подписание кор. Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей. Скульптура. 70-90 гг. XIX в. (музей Чертси, Великобритания)

Окончившийся провалом поход Иоанна Безземельного против кор. Филиппа II Августа (февр.-сент. 1214) вызвал серьезный политический кризис в Англии. Большинство англ. баронов выступили с протестом против нового повышения налогов и потребовали от короля уступок. После короткого военного конфликта Иоанну Безземельному пришлось принять их условия; был подписан документ, получивший название Великая хартия вольностей (15 июня 1215). Роль Л. в этом конфликте не вполне ясна; вероятнее всего, он пытался стать посредником между королем и мятежными баронами. Чрезвычайно дискуссионным остается вопрос о влиянии архиепископа на создание положений Великой хартии вольностей. Ряд ее формулировок обнаруживает явные параллели с содержащимися в сочинениях Л. идеями, в т. ч. о праве подданных на сопротивление тирании монарха. Однако сходные формулировки встречаются и у др. богословов и юристов кон. XII - нач. XIII в. Согласно хронисту 1-й пол. XIII в. Роджеру де Вендоверу, именно Л. обнаружил в кентерберийских архивах и представил баронам коронационную грамоту кор. Генриха I (1100), ставшую образцом для Великой хартии вольностей и ее основой (Roger de Wendover. 1841-1844. Vol. 3. P. 263-266, 293-294). Но текстологический анализ свидетельствует, что составители Великой хартии вольностей использовали не кентерберийскую, а лондонскую версию грамоты Генриха I (Holt. 1992. P. 223-226, 406-411). Сопоставление окончательного текста Великой хартии вольностей и ее предварительных вариантов («Баронские статьи» и «Неизвестная грамота») свидетельствует в пользу того, что Л. принял активное участие лишь в заключительной стадии переговоров. Вероятно, именно по его инициативе к Великой хартии вольностей была добавлена 1-я статья, гарантировавшая свободу и привилегии Английской Церкви, включая право свободного выбора епископов и аббатов (Carpenter. 2011).

Подписание Великой хартии вольностей не завершило политический кризис. Не доверяя королю, Л. отказался передать ему стратегически важный Рочестерский замок и (вопреки приказу папы, который был издан еще до подписания Великой хартии вольностей) подвергнуть отлучению мятежных баронов. Этот отказ дал повод сторонникам короля Пьеру де Рошу, еп. Уинчестера (1205-1238), и папскому посланнику Пандульфу (с 1215 епископ Нориджа) объявить об отстранении Л. от обязанностей архиепископа. Л. отправился в Рим, однако из-за запрета на служение оказался там практически в полной изоляции и не принял участие в Латеранском IV Соборе (11-30 нояб. 1215). Возможно, уже в нач. 1216 г. он был формально восстановлен в правах архиепископа, но лишь весной 1218 г. получил от папы Римского Гонория III (1216-1227) разрешение вернуться в Англию. О его деятельности в период 2-го изгнания практически ничего не известно; существуют косвенные свидетельства, что он некоторое время преподавал в Париже.

В Англии после смерти кор. Иоанна Безземельного (19 окт. 1216) трон наследовал его малолетний сын Генрих III (1216-1272), регентом при нем стал Вильгельм Маршал, гр. Пембрука († 1219); заметными фигурами в политической жизни были также юстициарий Губерт де Бург († 1243), Пьер де Рош, еп. Уинчестера, и папский легат кард. Гуала Биккьери († 1227). По-видимому, возвращение Л. в Англию было связано с болезнью гр. Вильгельма Маршала, также в это время завершились легатские полномочия кард. Г. Биккьери (осенью 1218 его сменил на этом посту Пандульф, еп. Нориджский). В первые годы после возвращения в Англию Л. играл второстепенную роль в гос. управлении, занимаясь гл. обр. церковными делами. В 1219 г. он входил в комиссию по расследованию посмертных чудес Гуго, еп. Линкольна († 1200; 18 февр. 1220 канонизирован папой Гонорием III). Много внимания Л. уделял подготовке празднования юбилея мученической смерти Фомы Бекета, назначенного (в соответствии с ветхозаветным толкованием понятия «юбилей») на 7 июля 1220 г. В связи с этим была сооружена новая гробница Фомы Бекета и расширен архиепископский дворец в Кентербери. В том же году (17 мая) Л. повторно короновал Генриха III в Вестминстерском аббатстве (его 1-ю коронацию из-за вторжения в страну французского принца Людовика (впосл. кор. Людовик VIII) и изгнания архиепископа Кентерберийского совершил в Глостере 28 окт. 1216 кард. Г. Биккьери в сослужении нескольких английских епископов).

Осенью 1220 г. Л., взяв с собой частицу мощей Фомы Бекета, отправился в Рим и смог добиться от папы прекращения легатских полномочий еп. Пандульфа. Папа также обещал Л., что при его жизни в Англию больше не будут назначаться легатами иностранные прелаты. Вместе с тем Л. не смог получить разрешение на возвращение в Англию своего брата Симона, ранее состоявшего на службе у франц. короля и поддерживавшего права на англ. престол франц. принца Людовика.

Летом 1221 г. вернувшись в Англию, Л. впервые стал действовать как полноправный примас Английской Церкви. В апр. 1222 г. на Соборе церковной провинции Кентербери, собравшемся в аббатстве Осни (ныне в черте Оксфорда), был принят наиболее полный на тот момент в Англии свод постановлений по различным вопросам церковной дисциплины (ок. 80 статей - Councils and Synods. 1964. P. 100-154). Решения этого Собора были призваны дополнить и адаптировать к английским условиям постановления IV Латеранского Собора. Они легли в основу ряда отдельных епископских постановлений и оказали заметное влияние на развитие канонического права в средневек. Англии.

В 1223-1224 гг. Л. выступал как союзник юстициария Губерта де Бурга в борьбе против влиятельной партии франц. баронов, выходцев из Пуату и др. континентальных владений Плантагенетов. В февр. 1225 г. по инициативе Л. кор. Генрих III повторно опубликовал и подтвердил Великую хартию вольностей. В 1227 г. Л. наконец добился разрешения вернуться в Англию для своего брата Симона, который был назначен архидиаконом Кентербери. Вскоре после этого Л. отошел от активного участия в гос. делах, что было, вероятно, связано с ухудшившимся здоровьем и нараставшими трениями между ним и кор. Генрихом III (Cazel. 1964). Л. скончался вскоре после праздника перенесения мощей католич. св. Фомы Бекета (7 июля). Похоронен в соборе Кентербери, в капелле арх. Михаила, в юго-зап. части нефа (перестроена в сер. XV в.).

Сочинения

Л. был одним из наиболее плодовитых католич. экзегетов и проповедников своего времени, однако корпус его сочинений и их текстологическая традиция остаются недостаточно изученными (см.: Sharpe. 1997), датировка большинства сочинений также весьма приблизительна. По-видимому, большинство произведений (кроме части проповедей) было написано в годы преподавания в Париже (ок. 1180-1206), однако во время 2 продолжительных периодов изгнания из Англии (1207-1213, 1215-1218) Л., вероятно, их дополнил и отредактировал.

Большую часть наследия Л. составляют библейские комментарии (их перечень и список рукописей см.: Sharpe. 1997). Их можно разделить на 2 группы: комментарии на текст Свящ. Писания и комментарии «второго порядка» - толкования авторитетных библейских комментариев. К 1-й группе относятся комментарии (во мн. случаях в 2 версиях - на букв. текст и моральную сторону содержания) на все книги ВЗ, за исключением Книги Иова и, возможно, Псалтири; на Деяния св. апостолов и на Соборные послания. Во 2-й группе - 2 версии глосс на «Схоластическую историю» Петра Коместора и комментарий на толкование Посланий ап. Павла в «Magna glosatura» Петра Ломбардского (Quinto. 1994. P. 32-36). Первая версия глосс на «Схоластическую историю» (сохр. в 4 списках) была завершена к 1176 г. (т. е. вскоре после появления сочинения Петра Коместора, к-рое было написано между 1168 и 1173) и стала одной из первых работ Л. По-видимому, она представляет собой запись его лекций (reportatio). Вторую, более подробную версию (сохр. в 3 копиях) Л. написал в 1193 г. Встречающееся в исследовательской лит-ре утверждение, что 1-я версия представляет собой букв. комментарий, а 2-я - моральный, ошибочно: в жанровом отношении они одинаковы (Clark. 2005).

Исследователи предполагают, что комментарии Л. служили базовым инструментом библейских штудий в западноевроп. схоластике вплоть до создания в сер. XIII в. «Постилл» (Postillae) Гуго Сен-Шерского. Опубликована лишь незначительная часть этого обширного корпуса, гл. обр. во фрагментах (см.: Schönberger, Hrsg. 2011).

Важным вкладом Л. в изучение Библии часто называют разработку деления Свящ. Писания на главы, ставшего в дальнейшем общепринятым (не только в католич., но и в правосл. традиции). Однако новейшие исследования свидетельствуют, что эта разбивка на главы в действительности была создана в англ. мон-ре Сент-Олбанс при аббате Симоне (1167-1183). Тем не менее широкое распространение этот вариант библейского текста получил благодаря Л. и др. выходцам из Британии, преподававшим богословие в Париже в нач. XIII в.: Роберу де Курсону и Томасу Галлу († 1246) (Saenger P. The Anglo-Hebraic Origins of the Modern Chapter Division of the Latin Bible // La fractura historiográfica: Las investigaciones de Edad Media y Renacimiento desde el tercer milenio. Salamanca, 2008. P. 177-202).

Л. часто приписывается авторство перечня евр. имен и названий из Библии с указанием их значения. Известны 3 версии этого глоссария, наиболее распространенная (традиционно обозначается по 1-й фразе: Aaz apprehendens) сохранилась примерно в 900 списках. В ранней рукописи (1-я пол. XIII в.; Montpellier. Bibl. de la Faculté de Médecine. 341) ее автором назван Л. При составлении глоссария была использована «Книга толкования еврейских имен» Иеронима Стридонского, дополненная на основании др. источников (включая Glossa ordinaria и сочинения Андрея Сен-Викторского). В глоссарии имена и названия из всех библейских книг упорядочены в едином алфавитном порядке, а не по отдельным книгам, как у Иеронима. Согласно исследованию Дж. Мурано, нет надежных аргументов в пользу авторства Л., хотя оно не исключено (Murano G. Chi ha scritto le Interpretationes Hebraicorum Nominum? // Étienne Langton. 2010. P. 353-371).

Л. принадлежит краткий комментарий на «Сентенции» Петра Ломбардского (наиболее ранний известный комментарий на это сочинение). Он сохранился в единственной рукописи (Neap. VII. C. 14. Fol. 86-99v), где не указан автор, но сочинение надежно атрибутируется Л. на основании данных в тексте (изд.: Landgraf. 1952). Комментарий отличается самостоятельностью суждений: Л. нередко полемизирует не только с Петром Ломбардским, но и с др. авторитетными богословами, в т. ч. с блж. Августином (Quinto. 2011. Vol. 2. P. 1217-1218).

Наиболее значительным богословским сочинением Л. являются «Богословские вопросы» (Quaestiones theologiae) - анализ спорных мест Свящ. Писания или богословских проблем, вероятно основанный на его педагогической практике. Сочинение сохранилось в 10 рукописях XIII-XIV вв., каждая из к-рых представляет собой фактически самостоятельную версию текста, что затрудняет его изучение. Опубликованы лишь кн. 1 (Quinto, Bieniak. 2014) и многочисленные выдержки из этого сочинения (обзор см.: Schönberger, Hrsg. 2011. S. 3615-3616). «Богословские вопросы» Л. оказали заметное влияние на схоластическую теологию 1-й пол. XIII в. Их использовали Робер де Курсон в своей «Сумме» (ок. 1208) и Годфрид из Пуатье в «Богословских вопросах» (ок. 1213), влияние этого произведения заметно также в сочинениях Александра Неккама († 1217), Гвидо Оршельского († ок. 1230), Вильгельма Осерского, Гуго Сен-Шерского († 1263), Роланда Кремонского († 1259). Наряду с «Богословскими вопросами» известны записи лекций (reportationes) Л. (3 рукописи: Paris. lat. 14526; Erlangen. Universitätsbibl.-Hauptbibl. 260; Uppsala. Universitetsbibliotek. C. 290), сохранившийся в 2 списках (Paris. lat. 393 и 14526) сборник из 86 богословских дистинкций (distinctiones; см.: Quinto. 1994. P. 56-76, 91-167) и богословская сумма «De hiis quae dicuntur de Deo» (частично опубл.: Ebbesen, Mortensen. 1985. Р. 37-164). Заметное место в сочинении Л. отведено политике и праву: проблеме справедливой войны, праву подданных на сопротивление тирану, суду и наказаниям и др. (Baldwin. 2008).

Вопросам морального богословия посвящена «Summa de diversis» (др. название - «Summa de vitiis et virtutibus»). Известны ок. 15 списков, существенно различающихся между собой (опубл. фрагмент: Quinto. 1996. P. 302-303). Возможно, Л. принадлежит также небольшой трактат «Спор грехов и добродетелей», сохранившийся в единственной рукописи (изд.: Idem. 2005).

Приписываемые Л. в нек-рых рукописях богословская сумма «Breves dies homines» и флорилегий «Abicere», вероятно, ему не принадлежат (Idem. 1994. P. 56-76).

Из стихотворных сочинений Л. несомненно является автором кратких (7 строф) «Поучений клирикам» (Documenta clericorum; изд.: Powicke. 1928) и собрания гимнов в честь Пресв. Богородицы - «Псалтири Марии» (150 строф; известны ок. 15 рукописей; изд.: Dreves G. M. Psalteria rhythmica: Gereimte Psalterien des Mittelalters. Lpz., 1900. Vol. 1. P. 153-171. (AHMA; 35)). Дискуссионным остается вопрос о принадлежности Л. секвенции «Veni Sancte Spiritus», впоследствии вошедшей в католическое богослужение праздника Пятидесятницы (Quinto. 1994. P. 39-41).

Л. был чрезвычайно плодовитым проповедником. Корпус его проповедей насчитывает ок. 300 текстов, с учетом различных вариантов - до 500. Издана лишь незначительная их часть (ок. 10; см.: Ibid. P. 31-32). Для проповедей Л. характерен живой стиль, частое использование примеров (exempla) не только из Свящ. Писания, но и из недавней истории, совр. политических событий, повседневной жизни. Все сохранившиеся проповеди Л. написаны на латыни, хотя, вероятно, перед преимущественно светской аудиторией Л. проповедовал на народных языках: на старофранцузском, возможно, также и на среднеанглийском. Не решен вопрос об авторстве Л. необычной для нач. XIII в. проповеди, в к-рой для рассуждений о символике Пресв. Богородицы использована популярная любовная песенка на старофранц. языке о «красавице Алис» (Hunt. 1983).

Сохранилось значительное число грамот, изданных Л. как архиепископом Кентерберийским, но из обширной переписки - ок. 10 писем (Acta Stephani Langton. 1950).

Л. приписывается авторство 2 исторических сочинений: жизнеописания англ. кор. Ричарда Львиное Сердце (1189-1199), отрывки из к-рого приводит хронист XV в. Генри Найтон, а также фрагментов несохранившихся «Деяний Магомета» (Quinto. 1994. P. 41). Однако принадлежность обоих сочинений Л. вызывает сомнения у исследователей.

Значение и влияние

Современники чрезвычайно высоко оценивали Л. как богослова и преподавателя и как церковного деятеля. Во время конфликта с кор. Иоанном Безземельным поэты Матвей из Риво и Генрих Авраншский посвятили Л. хвалебные поэмы, сравнивая его с католич. св. Фомой Бекетом и называя «ангельским мужем» (Wilmart A. Les Mélanges de Matthieu, préchantre de Rievaulx au début du XIIIe siècle // RBen. 1940. T. 52. P. 57-58; The Shorter Latin Poems of Master Henry of Avranches Relating to England / Ed. J. C. Russell, J. P. Heironimus. Camb. (Mass.), 1935. P. 54). Сходное сравнение встречается и у Гиральда Камбрийского, который даже утверждал, что Л. сознательно надеялся в противостоянии с королем стяжать мученический венец (Geraldi Cambrensis Opera. L., 1861. Vol. 1. P. 401-407). Хронист Альберик из Труа-Фонтена (сер. XIII в.) называл Л. «известнейшим доктором богословом» (nominatissimus doctor theologus), упоминал его многочисленные экзегетические труды (MGH. SS. T. 23. P. 886, 922). Анонимный анналист из англ. цистерцианского мон-ря Уэйверли (XIII в.) утверждал, что Л. был непревзойденным богословом своего времени (Annales monastici / Ed. H. Luard. L., 1865. Vol. 2. P. 304). Роджер де Вендовер († 1236), историк из английского мон-ря Сент-Олбанс, приводит рассказ о том, что в 1232 г. Генрих из Сандфорда, еп. Рочестерский (вероятно, учившийся у Л. в Париже), видел, как из чистилища в рай были отпущены души кор. Ричарда Львиное Сердце, Л. и одного из его капелланов (Roger de Wendover. 1841-1844. Vol. 4. P. 234). Хронист Матвей Парижский († 1259) составил жизнеописание Л., от к-рого сохранились лишь 2 фрагмента (изд.: Lieberman. 1879. S. 318-329; см. также: Bolton. 2004). Л. представлен благочестивым священнослужителем и выдающимся богословом и проповедником, обратившим ко Христу множество людей. Матвей Парижский называл Л. «святым мужем» и рассказал об исцелении им одержимого в Тоскане (in quadam civitate… cui nomen Thusicano). Возможно, сочинение Матвея Парижского было написано в расчете на канонизацию Л., однако др. свидетельств его почитания не сохранилось.

В позднее средневековье интерес к фигуре Л. уменьшился. Большинство его сочинений, насколько можно судить, практически не переписывали и не читали после XIV в. В Англии авторы тюдоровской эпохи (Р. Холиншед, Дж. Бейл и др.) негативно оценивали Л., представляя его «предателем» и агентом папы Римского, стремившегося поработить Англию. Этот образ нашел отражение и в пьесе Шекспира «Король Иоанн» (ок. 1596). Д. Юм в «Истории Англии» (1754-1761) представил избрание Л. архиепископом Кентерберийским как проявление амбиций Рима, но вместе с тем впервые отметил его участие в составлении Великой хартии вольностей как заслугу Л. Эту идею развили др. авторы викторианской эпохи (в т. ч. Дж. Р. Грин в получившей широкую известность «Краткой истории английского народа», 1875). Под их влиянием Л. стал считаться главным и едва ли не единственным автором Великой хартии вольностей, защитником традиц. вольностей и свобод англичан от королевской тирании. В наиболее радикальной форме этот образ был выведен в популярном в свое время историческом романе М. Ф. Таппера «Стефан Лангтон» (1858), отличавшемся крайне вольным обращением с источниками (в нем Л. не только убежденный англ. патриот и активный борец против тирании кор. Иоанна Безземельного, но и предшественник Мартина Лютера, противостоявший амбициям и моральному разложению Рима). По-настоящему научный подход к оценке личности и деятельности Л. стал возможен после того, как в 20-30-х гг. ХХ в. англ. историк Ф. М. Поуик и его ученица Б. Смолли вместе с американским медиевистом пресв. Дж. Лейкомбом начали изучение богословских и экзегетических сочинений Л., до того практически полностью обойденных вниманием исследователей. В кон. ХХ - нач. XXI в. благодаря работам Дж. Болдуина, С. Эббесена, Р. Квинто и др. Л. рассматривается как важный и оригинальный представитель лат. схоластики рубежа XII и XIII вв., сыгравший заметную роль в развитии не только богословия, но и политических и правовых теорий средних веков.

Соч.: Landgraf A. M., Hrsg. Der Sentenzenkommentar des Kardinals Stephan Langton. Münster, 1952; Saltman A., ed. Commentary on the Book of Chronicles. Ramat-Gan, 1978; Roberts P. B., ed. Selected Sermons of Stephen Langton. Toronto, 1980; eadem. Master Stephen Langton preaches to the People and Clergy: Sermon Texts from 12th-Cent. Paris // Traditio. N. Y., 1980. Vol. 36. P. 237-268; Ebbesen S., Mortensen L. B. A Partial Edition of Stephen Langton's Summa and Quaestiones with parallels from Andrew Sunesen's Hexaemeron // CIMAGL. 1985. Vol. 49. P. 25-244; Bataillon L.-J. Il commento di Stefano Langton al libro di Giona // Medioevo: Riv. di Storia della Filosofia Medievale. Padova, 2003. Vol. 28. P. 251-272; Bejczy I. P. Two questions of Stephen Lanton on the cardinal virtues // Ibid. 2006. Vol. 31. P. 299-335; Bieniak M. A Critical Edition of Stephen Langton's († 1228) theological question «De persona» // CIMAGL. 2006. Vol. 77. P. 85-109; Quinto R., Bieniak M., eds. Stephen Langton Quaestiones theologiae: Liber I. Oxf., 2014.
Библиогр.: Schöngerger R., Hrsg. Repertorium edierter Texte des Mittelalters aus dem Bereich der Philosophie und angrenzender Gebiete. B., 20112. S. 3614-3619.
Ист.: Roger de Wendover. Chronica, sive Flores Historiarum / Ed. H. O. Coxe. L., 1841-1844. 5 vol.; Matthaeus Parisiensis. Chronica Majora / Ed. H. R. Luard. L., 1874-1883. 7 vol.; Liebermann F. Ungedruckte anglo-normannische Geschichtsquellen. Strassburg, 1879; Acta Stephani Langton Cantuariensis Archiepiscopi, A. D. 1207-1228 / Ed. K. Major. Oxf., 1950; Councils and Synods with other Documents Relating to the English Church / Ed. F. M. Powicke, C. R. Cheney. Oxf., 1964. Vol. 2. Pt. 1; The Letters of Pope Innocent III (1198-1216) Concerning England and Wales / Ed. C. R. Cheney, M. G. Cheney. Oxf., 1967; The Letters and Charters of Cardinal Guala Bicchieri, Papal Legate in England, 1216-1218 / Ed. N. Vincent. Woodbridge, 1996.
Лит.: Maurice C. E. Stephen Langton. L., 1872; Powicke F. M. Stephen Langton. Oxf., 1928; Dulong M. Etienne Langton, versificateur // Mélanges Mandonnet. P., 1930. T. 2. P. 183-190; Lacombe G., Smalley B. Studies on the Commentaries of Cardinal Stephen Langton // AHDLMA. 1930. T. 5. P. 5-182; Landgraf A. M. Zur Chronologie der Werke Stephan Langtons // RTAM. 1931. T. 3. P. 67-71; Smalley B. Stephen Langton and the Four Senses of Scripture // Speculum. Camb., 1931. Vol. 6. P. 60-76; eadem. Exempla in the Commentaries of Stephen Langton // BJRL. 1933. Vol. 17. N 1. P. 121-129; eadem. The Study of the Bible in the Middle Ages. Oxf., 19843; Glorieux P. Répertoire des maîtres en théologie de Paris au XIIIe siècle. P., 1933. T. 1. P. 238-260; Major K. The «Familia» of Archbp. Stephen Langton // EHR. 1933. Vol. 48. N 192. P. 529-553; Antl L. An Introduction to the «Quaestiones Theologicae» of Stephen Langton // Franciscan Studies. N. S. St. Bonaventure (N. Y.), 1952. Vol. 12. P. 151-175; Vaux Saint-Cyr B. C., de. Les deux commentaires d'Étienne Langton sur Isaïe // RSPhTh. 1955. T. 39. P. 228-236; Schneyer J. B. Eine Sermonesliste des Kardinals Stephen Langton, Erzbischofs von Canterbury // RTAM. 1962. T. 29. P. 159-205; Cazel F. A. The last Years of Stephen Langton // EHR. 1964. Vol. 79. N 313. P. 673-697; Roberts P. B. Stephanus de Lingua-Tonante: Studies in the Sermons of Stephen Langton. Toronto, 1968; eadem. Stephen Langton and St. Catherine of Alexandria: A Paris Master's Sermon on the Patron Saint of Scholars // Manuscripta. St. Louis, 1976. Vol. 20. N 2. P. 96-104; eadem. Stephan Langton's «Sermo de virginibus» // Women of the Medieval World: Essays in Honour of J. H. Mundy / Ed. J. Kirshner, S. F. Wemple. Oxf., 1985. P. 103-118; eadem. Archbp. Stephen Langton and His Preaching on Thomas Becket in 1220 // De ore Domini: Preacher and the Word in the Middle Ages / Ed. T. L. Amos e. a. Kalamazoo, 1989. P. 75-92; Baldwin J. W. Masters, Princes and Merchants: The Social Views of Peter the Chanter and his Circle. Princeton, 1970. 2 vol.; idem. Master Stephen Langton, Future Archbishop of Canterbury: The Paris Schools and Magna Carta // EHR. 2008. Vol. 123. N 503. P. 811-846; D'Esneval A. Images de la vie universitaire parisienne dans l'œuvre d'Étienne Langton (vers 1150-1228) // Bull. de la société de l'histoire de Paris. P., 1976/1977. T. 103/104. P. 35-48; Hunt T. De la chanson au sermon: «Bele Aalis» et «Sur la rive de la mer» // Romania. P., 1983. T. 104. P. 433-456; Dahan G. Exégèse et polémique dans les Commentaires de la Genèse d'Étienne Langton // Les Juifs au regard de l'histoire: Mélange en l'honneur de B. Blumenkranz. P., 1985. P. 129-148; Ebbesen S. The Semantics of the Trinity According to Stephen Langton and Andrew Sunesen // Gilbert de Poitiers et ses contemporains: Aux origines de la «logica modernorum» / Éd. J. Jolivet, A. de Libera. Napoli, 1987. P. 401-436; Holt J. C. Magna Carta. Camb., 19922; Buc P. L'ambiguïté du livre: Prince, pouvoir et peuple dans les commentaires de la Bible au Moyen Âge. P., 1994; Quinto R. «Doctor Nominatissimus»: Stefano Langton († 1228) e la tradizione delle sue opere. Aschendorff; Münster, 1994; idem. Il codice 434 di Douai, Stefano Langton e Nicola di Tournai // Sacris erudiri. Turnhout, 1996. Vol. 36. P. 233-261; idem. The Conflictus uitiorum et uirtutum attributed to Stephen Langton // Virtue and Ethics in the 12th Cent. / Ed. I. P. Bejczy, R. G. Newhauser. Leiden; Boston, 2005. P. 197-268; idem. Stefano Langton e la teologia dei maestri secolari di Parigi tra XII e XIII sec. // Archa Verbi: Yb. for the Study of Medieval Theology. Münster, 2008. Vol. 5. P. 122-142; idem. Dalla discussione in aula alla «Summa quaestionum theologiae» di Stefano Langton: Testi sul timore di Dio dal ms. Paris, BnF, lat. 14526 ed Erlangen, Universitätsbibliothek-Hauptbibliothek, 260 // RSF. 2009. Vol. 64. P. 363-398; idem. Stephen Langton // EMPh. 2011. Vol. 2. P. 1215-1219; D'Avray D. L. «Magna Carta»: Its Background in Stephen Langton's Academic Biblical Exegesis and its Episcopal Reception // Studi medievali. Ser. 3. Spoleto, 1997. Vol. 38. P. 423-438; Sharpe R. A Handlist of the Latin Writers of Great Britain and Ireland before 1540. Turnhout, 1997. [Vol. 1]. P. 624-632; Luscombe D. E. Stephan Langton // TRE. 2001. Bd. 32. S. 157-160; Bolton B. Pastor bonus: Matthew Paris's Life of Stephen Langton, Archbishop of Canterbury (1207-1228) // Dutch Review of Church History. Leiden, 2004. Vol. 84. P. 57-70; Holdsworth C. Stephen Langton // ODNB. 2004. Vol. 52. P. 516-521; Clark M. J. The Commentaries on Peter Comestor's «Historia scholastica» of Stephen Langton, Pseudo-Langton, and Hugh of St.-Cher // Sacris erudiri. 2005. Vol. 44. P. 301-446; idem. Le cours d'Étienne Langton sur l'Histoire scolastique de Pierre le Mangeur: Le fruit d'une tradition unifièe // Pierre le Mangeur on Pierre de Troyes, maître du XIIe siècle / Ed. G. Dahan. Turnhout, 2013. P. 243-266; Nielsen L. O. Three Questions on the Old Law and the Gospel Precepts by Stephen Langton // CIMAGL. 2008. Vol. 78. P. 3-36; Valente L. Logique et théologie: Les écoles parisiennes entre 1150 et 1220. P., 2008; Baumann D. Stephen Langton: Erzbischof von Canterbury im England der Magna Carta (1207-1228). Leiden; L., 2009; Étienne Langton: Prédicateur, bibliste, théologien / Éd. L.-J. Bataillon e. a. Turnhout, 2010; Carpenter D. A. Archbishop Langton and Magna Carta: His Contribution, His Doubts and His Hypocrisy // EHR. 2011. Vol. 126. N 522. P. 1041-1065.
С. Г. Мереминский
Ключевые слова:
Кардиналы Римско-католической Церкви Богословы католические Архиепископы Кентерберийские Экзегеты католические Лангтон Стефан (ок. 1150 - 1228), английский церковный деятель, кардинал (с 1206), архиепископ Кентерберийский (с 1207), католический богослов, экзегет
См.также:
КАЭТАН Фома (1469-1534), доминиканец, кардинал, католический церковный и политический деятель; философ, богослов, экзегет
АЙЛЕРАН МУДРЫЙ († 665), раннесредневековой ирландский богослов, экзегет, св. (пам. зап. 29 дек.)
АНСЕЛЬМ ЛАНСКИЙ (ок.1050-1117), католич. богослов и экзегет, возглавл. Ланскую школу схоластики
БЕЛЛАРМИН Роберт (1542-1621), католич. св., учитель Катол. Церкви, кардинал, богослов
БОНАВЕНТУРА (Иоанн Фиданца; 1221–1274), западный богослов и философ
ДАНИЕЛУ Жан (1905 - 1974), кард., богослов, патролог, историк древней Церкви
ДЮПОН Жак (1915 - 1998), бельг. католич. библеист и богослов
ИОАНН ГАЛЬГРИН [Иоанн из Абвиля] (кон. XII в. - 1237), кард., средневек. католич. богослов
КЁНИГ Франц (1905-2004), кард., архиеп. Вены (1956-1985), католический теолог, историк религии
КОНГАР Ив (монашеское имя Мари Жозеф) (13.04.1904 - 22.06.1995), кардинал, католический богослов и историк богословия