в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия), расположен в с. Кэприана р-на Стрэшень Республики Молдова, в 40 км к северо-западу от Кишинёва. К. был основан в нач. XV в. при молдавском господаре Александру Добром и перестроен при господаре св. Стефане Великом (1457-1504). Первые монастырские здания были из дерева. В 1545 г. началось возведение большой каменной ц. Успения Пресв. Богородицы. После землетрясения 1820 г. монастырь был восстановлен. Основу монастырского ансамбля составляют 3 церкви: Успения Пресв. Богородицы, вмч. Георгия Победоносца и свт. Николая Чудотворца. Последние 2 церкви были возведены в XIX - нач. ХХ в. В монастыре имеется также ряд др. построек. В 1689 г. буд. молдавский господарь Антиох Кантемир приписал обитель Зографскому монастырю на Св. Горе Афон. К. играл большую роль в церковной жизни Молдавии. Некоторое время здесь находилась резиденция молдавского митрополита, имелась также богатая монастырская б-ка. После присоединения Бессарабии к России в 1812 г. К. был самым крупным монастырем этого края, о чем митр. Кишинёвский Гавриил (Банулеску-Бодони) писал обер-прокурору Синода кн. А. Н. Голицыну. По ходатайству митрополита К. м. был приписан к Кишинёвскому архиерейскому дому и в нем, как и в др. бессарабских монастырях, были введены начала общежития. В 1947 г. в монастырских строениях разместили санаторий, а в 1962 г. монастырь был официально закрыт. К. вновь стал действующим в 1989 г. За эти годы в нем были произведены значительные реставрационные работы. В монастыре похоронен митр. Кишинёвский Гавриил (Банулеску-Бодони; 1821).
Архитектурный комплекс мон-ря имеет замкнутую структуру плана. В центре большой площади расположен Успенский собор, служащий летней церковью. Собор К. упоминается уже в 1470 г. (во время правления господаря Стефана Великого), в 1545 г. его каменное здание было сооружено на средства и по заказу молдав. господаря Петру Рареша. Оно сильно пострадало от землетрясения 1820 г., но сохранились апсиды с конхами, почти полностью остались в первоначальном состоянии план церкви, свод усыпальницы, а также декор в виде 2-ярусного фриза из рельефных аркатурных ниш, характерных для молдавского зодчества. При митр. Гаврииле (Банулеску-Бодони) между 1819 и 1820 гг. храм восстановили, сохранив его древнюю 3-конховую структуру. В надписи на могиле архим. Гавриила (Андрианополиса), находящейся во дворе мон-ря, он упоминается как «архитектор в переделке церкви Каприяновского монастыря». При нем были восстановлены стены, крупный 8-гранный барабан и колокольня, имеющая 9 колоколов, один из к-рых был отлит здесь же, в мон-ре. Архитектура Успенского собора принадлежит к «молдавскому стилю»: высокий вертикально устремленный силуэт, план в форме трилистника, четкая структура 3-частного деления (алтарь - наос, усыпальница - пронаос, притвор), стены с контрфорсами, тип «молдавского свода», декор фасада с лопатками-пилястрами и аркатурными нишами. В качестве строительного материала для стен применен красный кирпич, а для декора - белые аппликативные детали из камня-ракушечника (чередующиеся ряды плоских арочных ниш),- традиц. прием молдав. строителей и зодчих XV-XVI вв. Окна с прямоугольным обрамлением сильно вытянуты по вертикали (2,5×0,8 м) и забраны ажурными, ромбовидного рисунка коваными решетками. В камне выполнены контрфорсы, аркатура из плоских ниш и пилястры во внешнем декоре, стрельчатые готические профили цоколя. Лаконичная композиция объемов церкви и монументальность достигаются четкой планировкой, пропорциональным строем, контрастом вертикальных призматических завершений и полукруглых оснований. Первоначальный декор на древней части здания расположен в 2 яруса: это плоские продолговатые ниши-фириды, а также «окницы» - небольшие арочные малозаглубленные ниши, образующие фриз (выполнен из кирпича), расположенные в 1 или 2 яруса над фиридами. Подобные формы были широко известны в балкано-визант. архитектуре ХI-ХV вв.
Особенностью собора К., как и мн. молдавских церквей, согласно визант. традиции, является прием декорирования рельефными аркатурами по всей высоте здания, а не только на апсидах. Ярусная система сводов, расположенных под углом 45° друг к другу, подчеркивает конструктивную основу здания. Развитая конструкция перекрытий с опорой подпружных арок на монолитные консоли, выходящие из стен, свидетельствует об опыте мастеров и зодчих по возведению «молдавского свода». Натурные обследования и обмеры позволили выявить, что летний Успенский собор К., как и все молдавские православные 3-апсидные церкви ХV-ХVI вв., имеет специфическую структуру, включающую алтарь, наос, усыпальницу (отделение между наосом и пронаосом длиной 3,38 м без толщины стен), пронаос (помещение, к-рое следует за наосом с зап. стороны, отгороженное от наоса стеной с центральным входом в виде большой полукруглой арки) и нартекс (притвор). Длина всего здания составляет 31,5 м, ширина - 7,5 м, в апсидной части - 13,9 м. Высота собора в купольной части достигает 24,9 м, диаметр центрального купола - 6,28 м.
Успенский собор К. относится к числу зданий-триконхов с куполом над наосом, как, напр., собор в Нямецком мон-ре (кон. XV в.), где между наосом и пронаосом находится помещение усыпальницы; их планы также почти полностью совпадают. В архитектуре собора в честь Успения Пресв. Богородицы применены аналогично румынским церквам та же конструктивная система арок, опирающихся на консоли, «молдавский свод», декоративная обработка стен фасада в виде неглубоких ниш-фирид, характерные элементы профиля в цоколях контрфорсов.
Зимняя Георгиевская ц. (1840) - 3-частная в плане, с юга и севера к ней примыкают одноэтажные кельи. Невысокое однонефное, 3-частное в плане здание принадлежит к «молдавскому стилю». Храм имеет сводчатые перекрытия под общей с кельями скатной кровлей; его кровля чуть выше основной, с крестами по коньку. Это небольшое сооружение выделяют трапециевидные контрфорсы в алтарной части, а также полукружие апсиды и кресты. Живописные силуэты, расчлененные массы архитектурных объемов, характерный для молдав. зодчества декор и планово-пространственная структура позволяют отнести оба храма К. к лучшим произведениям молдав. архитектуры ХIX в.
Строительство нового собора во имя вмч. Георгия (1903) на месте бывш. ц. Вознесения Пресв. Богородицы внесло изменения в планировку мон-ря. Крупный объем здания расположен на более высокой террасе, асимметричен существующему комплексу. Самостоятельное композиционное ядро, созданное вокруг нового собора, впоследствии не получило развития.