[груз. კუმურდო], кафедральный собор исторической Кумурдойской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), памятник груз. средневек. зодчества, выделяющийся как по сложности художественного замысла, так и по качеству исполнения. Расположен в одноименном селе, в 12 км к западу от г. Ахалкалаки.
Первая церковь К. была воздвигнута посланниками визант. имп. Константина I Великого (306-337) к царю Картли св. Мириану в 1-й пол. IV в. С кон. V в. здесь восседал епископ Кумурдойский (кумурдоели). Совр. церковь была выстроена во 2-й пол. Х в. Строительная надпись, высеченная над юж. входом, сообщает, что еп. Кумурдойский Иоанн «положил основание этой церкви рукою» зодчего Сакоцари в царствование абх. (западногруз.) царя Леона III в короникон 184 (964 г.), «в месяце мае, в день субботний первой луны, в эриставство Звиада». Еп. Иоанн как заказчик строительства храма также упомянут в надписи в верхней части вост. фасада, на др. фасадах имеются многочисленные поминальные и пояснительные надписи, исполненные асомтаврули. Зодчий Сакоцари из др. источников неизвестен. Архитектура К. позволяет предположить, что это был один из лучших груз. мастеров Х в. В постройке церкви деятельное участие также принимал «убогий Георгий» - вероятно, один из главных мастеров: его имя упомянуто в надписи, высеченной с правой стороны тимпана юж. входа. Местные феодалы оказывали значительную помощь К., за их пожертвования церковь устанавливала агапы (поминания), соответствующие надписи наносились на фасаде церкви (напр., агапа Ваче эристави, 60-е гг. X в.; агапы Голиафа и Мирдата, кон. X - нач. XI в., и др.). К. принадлежали сел. Арешти, пожертвованное представителями кларджетской ветви рода Багратиони в кон. IX в., сел. Бертакана (груз.- Поле монахов; ныне здесь находится высеченный в скале 3-ярусный мон-рь), где на церкви сохранилась надпись еп. Кумурдойского Зосимы (XI в.), а также земли в окрестностях Цунды (Бердзенишвили. 1985. С. 120-121; Корпус эпигр. памятников Джавахети. 2012. С. 29, 36-37).
В XI в. вокруг зап. рукава К. был устроен 3-сторонний притвор - стоа. В надписи, высеченной на ее юж. стене, упомянуты царь Грузии Баграт IV (1027-1072), в правление которого произошло строительство, его мать царица Мариам и еп. Кумурдойский Зосима. С учетом исторических реалий и архитектурных данных постройку притвора можно датировать 1030-1040 гг.; тогда же был возобновлен алтарь, украшена икона Спасителя, обновлена утварь собора, о чем говорится в 9-строчной лапидарной надписи еп. Зосимы на юж. фасаде кафоликона.
С течением времени храм претерпел значительные повреждения. В нач. XVI в. был частично восстановлен разрушенный зап. рукав храма. В надписи зап. входа, датируемой 1511-1515 гг., «вторым строителем» храма назван патрон Элисбал. Купол вместе с барабаном рухнул предположительно в XVIII в. и с тех пор не восстанавливался. Частично разрушены также юж. придел и зап. рукав. Перекрытие сохранилось в вост., юж. и сев. рукавах здания. В XIX в. армянами-переселенцами в развалины зап. рукава была «вмазана весьма грубо армянская церковь» (Такаишвили. 1909. С. 36). К. вызывал восхищение даже в руинированном состоянии. Так, М. И. Броссе писал, что «Кумурдский храм своими прекрасными формами и обширными размерами, изяществом своего плана, искусным подбором тесаного камня, артистическим выполнением работы, в особенности же богатством надписей, сохранившихся на его стенах, превосходит все, что я до сих пор видел в Грузии» (Brosset. 1851. Р. 166). В XX в. К. реставрировался дважды: в 30-х гг. под рук. Н. П. Северова и в 70-80-х гг. под рук. Р. Гвердцители и Т. Немсадзе. Фасадная кладка была восстановлена в 70-х гг. XX в.
Храм имеет план в форме креста, вост. и зап. рукава которого длиннее южного и северного при относительно равной ширине. Ядром композиции церкви является подкупольный 6-угольник, образованный несущими барабан столбами, к его граням примыкают 5 апсид и зап. прямоугольный рукав. В юж. и сев. рукава креста вписаны по 2 апсиды, расположенные параллельно друг другу; вост. рукав занимает алтарная апсида с глубокой вимой и длинными 2-этажными пастофориями с обеих сторон. Зап. рукав имеет 2-ярусный открытый внутрь 3-сторонний обход.
Шесть 8-гранных столбов, на которые опирался купол, привязаны к стенам тонкими перемычками, не имеющими конструктивного назначения. Линии соединения слегка заостренных подкупольных арок отмечены гранеными столбиками, поставленными на капители столбов. Переход от подкупольного 6-гранника к круглому основанию барабана осуществлялся посредством парусов с вписанными тромпами. Эта комбинированная система хорошо известна в архитектуре Юго-Зап. Грузии с сер. Х в., она использована во мн. храмах Тао-Кларджети. Однако благодаря своеобразию планировки храма тромпы в К. имеют больший угол (120°), чем в зданиях с квадратным подкупольным пространством. Сверху тромпы очерчены арками. Основание барабана выделено круглым карнизом с сильным выносом, на к-ром на равном расстоянии друг от друга расставлены небольшие декоративные 3-лопастные ниши, по 2 над каждой подкупольной аркой.
На восточном фасаде внутреннему 3-частному членению алтаря соответствуют 2 глубокие треугольные в плане ниши. По одной аналогичной нише врезано между апсидами на юж. и сев. фасадах. Храм имеет 2 входа - с юга и запада. К юж. входу примыкает частично разрушенный придел, к-рый открывается в пространство церкви широкой аркой портала. С вост. стороны он завершен апсидой.
Снаружи и внутри храм облицован плитами песочного и розового базальта, при этом кладка отличается четкостью: гладко тесаные камни уложены ровными рядами, переходящими с одного фасада на другой. Резной декор храма отличает техническое совершенство исполнения, в то же время он более сдержан по сравнению с оформлением др. храмов в Тао-Кларджети того же времени (Ошки, Хахули, Тбети). Богаче других оформлен вост. фасад. Обрамление алтарного окна включает орнаментированный наличник, резанный заподлицо со стеной и еле видимый с расстояния, навершие из красных камней и наружное резное обрамление, выступающее от поверхности кладки и завершающееся высоко поднятой аркой. Под пятами арки в обрамление включены скульптурные изображения символов евангелистов: ангел и орел - сверху, лев и бык - под ними. Над нишами расположена однострочная строительная надпись, выполненная большими рельефными буквами и образующая горизонтальную полосу на фасаде. Над ней кроваво-красными камнями выведен Голгофский крест. Поверхность конических сводов треугольных ниш внутри оформлена в виде раковин - мотив, восходящий к античности и имеющий широкое распространение в груз. архитектуре 2-й пол. Х - 1-й пол. ХI в. Внутри этих сводов помещены скульптурные изображения: на вост. фасаде - муж. головы с бородами (согласно сопровождающим надписям, они символизируют небо и землю), на южном - голова Адама, на северном - Евы.
Рельефные изображения имеются и в интерьере храма. В вост. паре тромпов помещены плиты с ростовыми фигурами мужчины и женщины в светской одежде (имя женщины, согласно сохр. надписи,- Гурандухт). Считается, что это изображения абх. царя Леона, упомянутого в строительной надписи храма, и его сестры Гурандухт, матери царя единой Грузии Баграта III. Расположение рельефов повторено в юж. приделе, где каменные плиты с изображениями ангелов вставлены в углы сомкнутого свода (свод впосл. рухнул, скульптуры уцелели).
В алтарной апсиде сохранились фрагменты росписи. Стилистически они тяготеют к тао-кларджетской школе живописи.