Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КРЕМИКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
38, С. 533-535 опубликовано: 28 ноября 2019г.


КРЕМИКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Кремиковский мон-рь
Кремиковский мон-рь

Кремиковский мон-рь
[болг. Кремиковски манастир], женский, во имя вмч. Георгия Победоносца, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится на юж. склоне горы Стара-Планина близ Софии. По преданию, К. м. основал болг. царь Иоанн Александр в XIV в. на месте древней крепости (во время раскопок археологи нашли остатки фундаментов и фрагменты бытовой керамики ХII-ХVI вв.). Возможно, обитель пострадала при османском завоевании Софии (1385). Надпись на ктиторской фреске в притворе ц. вмч. Георгия Победоносца сообщает, что в 1493 г., при Софийском митр. Калевите, К. м. восстановил вельможа Радивой в память умерших детей Тодора и Драганы (в 1987 в храме были обнаружены захоронения 2 детей, скончавшихся от чумы, вероятно, во время эпидемии 1492 г.). Я. Шафарик считал Радивоя представителем одной из серб. династий (Шафарик Я. Писмени споменици: Српски и бугарски // Гласник Друштва српске словесности. Београд, 1855. Св. 7. С. 191-193); особенности орнамента костюмов фигур ктиторов стали основой гипотез о валашском (Шандаров И. Няколко бележки за Кремиковския манастир при София // СбНУНК. 1898. Кн. 15. С. 304-309) или румын. происхождении Радивоя (Iorga N. Inscriptii din bisericile Romaniei. Bucur., 1908. Vol. 2. Р. 80. (Studi i Documenti; 15); Vatasianu V. Istoria artei feudale în Ţările Romîne. Bucur., 1959. Vol. 1. Р. 842-843). С. Михаилов считает, что этот же Радивой упоминается в записи 1512 г. в ц. св. Петки в с. Кремиковци (Михаилов. 1960). В 1493 г., согласно надписи на серебряном ковчеге, в обитель была вложена частица мощей нмч. Георгия Нового Софийского.

В сер. ХVIII в. опустевший мон-рь обновили монахи Христофор и Антоний. 18 дек. 1881 г. он был преобразован в женский и заселен монахинями из Македонии. Вскоре в К. м. были возведены трапезная, игуменский корпус (кон. XIX в.) и большая крестово-купольная с 3-ярусной колокольней над притвором ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1901-1907). При ее возведении разобрали экзонартекс Георгиевского храма, хотя настоятельница мон. Акелина в 1899 г. просила председателя Х Народного собрания Болгарии сохранить в целостности древнюю церковь, в 1908 г. об этом же председатель Болгарского Синода митр. Врачанский Константин просил митр. Софийского Парфения. Др. здания мон-ря были построены в 30-х гг. XX в.

Главной ценностью мон-ря являются росписи кон. XV в. (с поновлениями XVI в.), сохранившиеся в Георгиевском храме. Этот храм однонефный, с апсидой, наосом и более широким и высоким притвором под 2-скатными крышами (в 1969 храм объявлен памятником культуры). П. Мутафчиев датировал возведение притвора 1493 г., а постройку наоса более ранним периодом (Мутафчиев П. Из нашите старопланински манастири // Он же. Избр. произведения. София, 1973. Т. 2. С. 273-274). Др. исследователи датировали храм 1493-м, 1497-м (годом вложения в храм Кремиковского Евангелия; см.: Баласчев. 1942) или 1503-м (годом смерти митр. Калевита, указан в надписи на вост. стене притвора; см.: Grabar. 1928. P. 324-336).

Интерьер ц. вмч. Георгия Победоносца Кремиковского мон-ря. Кон. XV в.
Интерьер ц. вмч. Георгия Победоносца Кремиковского мон-ря. Кон. XV в.

Интерьер ц. вмч. Георгия Победоносца Кремиковского мон-ря. Кон. XV в.

Росписи храма следуют традиц. программе, а также включают отдельные изображения и сцены жития небесного патрона храма вмч. Георгия. В конхе апсиды находится поясное изображение Богородицы «Знамение». Ниже - ряд с 6 медальонами поясных образов святителей в полиставриях (Спиридон Тримифунтский, Ахиллий Ларисский, Герман, 2 неизвестных и Климент Охридский). В центральной части апсиды - композиция «Поклонение Жертве». Конху обрамляют сцены из цикла «Пятидесятница», ниже - арх. Гавриил и Пресв. Богородица, на северной стене - «Видение свт. Петра Александрийского», на южной - 2 святителя в полиставриях. Алтарная преграда не сохранилась.

На стенах наоса фрески разделены на 3 ряда. Вверху представлен евангельский цикл: на юж. стене - фрагменты сцен «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная вечеря» и «Умовение ног», на зап. стене между «Предательством Иуды» и «Отречением ап. Петра» - «Успение Пресв. Богородицы», на сев. стене - «Суд Пилата», «Поругание Христа», «Путь на Голгофу», «Распятие Христово» и «Оплакивание Христа». Вероятно, были сцены «Снятие с Креста» и «Сошествие во ад». В среднем ряду в медальонах следуют поясные изображения святых, на юж. стене можно идентифицировать вмч. Пантелеимона, мучеников Гурия, Самона и Авива, Кирика и Иулитту, Варвару, Анастасию Узорешительницу; на зап. стене - святых Ирину (или Марину), Неделю и Петку, гимнографов Иоанна Дамаскина и Косму Маюмского (под «Успением»), Сергия, Вакха и свт. Власия Севастийского; на северной стене - святых Трифона, Христофора, воинов Артемия, Никиту, Евстафия, Мину, Прокопия, Иакова Персянина, Ананию, Азарию, Мисаила и Харитона. В нижнем ряду слева от алтаря Деисус, напротив, в нише между алтарем и окном, образ вмч. Георгия Победоносца. Далее на северной стене идут ростовые изображения свт. Николая Чудотворца, вмч. Димитрия, воинов Феодора Стратилата, Феодора Тирона и Меркурия. На западной стене при входе - святые царь Константин и царица Елена с крестом (справа) и арх. Михаил (слева). На южной стене - образы св. врачей Космы и Дамиана, преподобных Зосимы и Марии Египетских.

Радивой с женой и 2 детьми, митр. Софийский Калевит и молящийся покровитель. Ктиторская композиция в ц. вмч. Георгия Победоносца Кремиковского мон-ря. 1493 г.
Радивой с женой и 2 детьми, митр. Софийский Калевит и молящийся покровитель. Ктиторская композиция в ц. вмч. Георгия Победоносца Кремиковского мон-ря. 1493 г.

Радивой с женой и 2 детьми, митр. Софийский Калевит и молящийся покровитель. Ктиторская композиция в ц. вмч. Георгия Победоносца Кремиковского мон-ря. 1493 г.

На вост. стене притвора находятся 13 сцен обширного житийного цикла вмч. Георгия Победоносца: над входом в наос - большой образ святого, восседающего на троне и попирающего ногой змия, справа от входа - сцена «Крещение Христово». В верхнем ярусе видны фрагменты сцен из Богородичного цикла: «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Рождество Марии», «Ласкание Марии», «Первые шаги Марии», «Введение во храм». Продолжением этого цикла являются сцены из детства Христа, из к-рых на юж. стене сохранились фрагменты «Благовещения», на зап. стене - «Поклонения волхвов» и «Возвращения волхвов», на северной - «Бегства в Египет» и иллюстрации рождественской стихиры «Что Ти принесем, Христе». В среднем ярусе помещены медальоны с поясными образами святых: на сев. стене - врачей Диомида и Самсона, Филимона, Андроника и святых Келсия, Протасия и Гервасия, память к-рых отмечается 14 окт.; на юж. стене - святых Авксентия, Евстратия, Мардария, Евгения и Ореста. На сев. стене в нижнем ярусе в ктиторской композиции представлены небесный покровитель мон-ря вмч. Георгий, митр. Софийский Калевит и в костюмах того периода Радивой с женой и 2 детьми; левее - фигуры св. Иоанна Предтечи и прор. Илии и сцена «Св. Георгий спасает царскую дочь». На юж. стене сохранились образы преподобных Евфимия Великого, Саввы Освященного и Арсения Великого, а на зап. стене - Пахомия и Онуфрия, беседующих с ангелом.

На фасаде храма (до нач. ХХ в. бывшего вост. стеной экзонартекса, расписанной в 1611; закрыта стеклянным притвором) видны фрагменты сцены «Страшный Суд», автор к-рой подписал нек-рые фигуры, напр. Оригена и Ария, входящих в огненную реку (Паскалева-Кабадаиева. 1980. С. 71-72).

К. Паскалева-Кабадаиева пришла к выводу, что храм расписали 4 мастера: 1-му принадлежат фигуры в алтаре и наосе, 2-му - евангельские сцены в наосе, житие вмч. Георгия и ктиторский портрет в притворе, 3-му - Богородичный цикл и сцены детства Христа в притворе, а 4-му - образ прор. Илии в притворе (Там же. С. 115-121). По стилю фрески относятся к той же художественной школе, что и росписи церквей Преображения в Метеорах (1483), свт. Николая в Костуре (1486), алтаря парекклисиона ц. свт. Николая Болнички в Охриде (кон. ХV в.), храмов в монастырях Трескавец (1480-1490) и Поганово (1499). Предположение А. Протича о том, что мастера, выполнившие фрески, подражали художникам, расписавшим ц. свт. Николая в Куртя-де-Арджеш (сер. XIV в.; Протич А. Един портрет - модел за бълг. майстори през ХV-ХVI в. // Годишник на Народния музей. София, 1926. Т. 4. С. 218-236), не получило поддержки исследователей. А. Н. Грабар, Н. Мавродинов и А. Божков считали, что фрески храма отражают особенности болг. искусства кон. XV в. (Мавродинов Н. Старинни паметници в София и Софийско // Златорог. София, 1951. Кн. 14. С. 125; Božkov. 1974. P. 215-219).

Возможно, в К. м. действовал скрипторий. По заказу митр. Калевита 22 апр. 1497 г. дьяк Вук завершил перепись т. н. Кремиковского Четвероевангелия (София. ЦИАИ БП. № 374; см.: Христова Б., Мусакова Е., Узунова Е. Опис на слав. ръкописи в Църковно-истор. и архивен ин-т. София, 2009. Т. 1. С. 48-50). Памятником искусства является «Кремиковский триптих» (54´ 31´ 2 см, кон. XVI в.), на средней части которого написан помянник, а на боковых с внешней стороны находятся сцены из цикла «Благовещение», с внутренней - образы святителей Василия Великого и Григория Богослова (Паскалева. 1971).

Из К. м. происходят неск. икон XV-XVI вв., напр. икона св. Иоанна Предтечи (1595, ГИМ). Икона «Христос Вседержитель» (кон. XV в., София, Национальная художественная галерея) повторяет образ Спасителя из Деисуса и, возможно, является работой того же мастера.

Лит.: Петров Б. Кратко описание на Кремиковския девич. ман-р. София, 1892; Маринов Д. Описание на Кремиковския ман-р св. Георги // Религиозни разкази. София, 1896. Бр. 9/10. С. 376-384; Grabar A. La peinture religieuse en Bulgarie. P., 1928; Мавродинов Н. Църкви и ман-ри в София и Софийско // Сердика. София, 1939. Кн. 1. С. 29-30; Баласчев Г. Кремиковският манастир св. Георги и древните му християн. останки // Минало. София, 1942. С. 29-39; Михаилов С. Ктиторският портрет в Кремиковската ман-рска църква в светлината на българо-румън. културни връзки през ХV в. // Археология. София, 1960. Кн. 3. С. 23-28; Манова Е. Видове средновек. облекла според стенописите от ХIII-ХV в. в Юго-западна България // Изв. на Етнографски ин-т и музей. София, 1962. Т. 5. С. 48-60; Божков А. Към въпроса за взаимните влияния между бълг. и румън. изкуство през 14-17 в. // Изв. на Ин-та за изобразителни изкуства. София, 1964. Кн. 7. С. 82-86; он же. Краят на неизживяното бълг. каутроченто // Изкуство. София, 1967. Т. 17. Кн. 2. С. 40-45; idem. (Božkov A.). La peinture bulgare: Des origins au XIX s. Recklinghausen, 1974; Паскалева К. Триптих с поменик от Кремиковския ман-р // Старобълг. лит-ра. София, 1971. Т. 1. С. 441-456; она же (Паскалева-Кабадаиева К.). Църквата св. Георги в Кремиковския ман-р. София, 1980; Чавръков Г. Български ман-ри. София, 19782. С. 184-191; Прашков Л. Кремиковски ман-р // Прашков Л., Бакалова Е., Бояджиев С. Манастирите в България. София, 1992. С. 148; Божилов И., Тулешков Н., Прашков Л. Български ман-ри. София, 1997. С. 171-175.
Д. Чешмеджиев