[Курнут; греч. Κορνούτης, Κουρνούτης], сщмч. (пам. 12 сент.), еп. Никомидийский или Иконийский. К. назван епископом Никомидийским в слав. редакции Минология Василия II, что, по-видимому, ошибочно. В визант. источниках К.- епископ Иконийский, в Минологии Василия II назван пресвитером Иконийским.
Согласно сказанию, изложенному в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), К. род. и жил в Иконии (ныне Конья, М. Азия), был добродетельным и ревностным христианином и со временем занял епископскую кафедру в родном городе. Во время правления рим. императоров Деция (249-251) и Валериана (253-260) было гонение на христиан, многие пытались укрыться от императорских слуг, чтобы избежать пыток и казни. Однако К., достигший к тому времени преклонного возраста, не стал прятаться. Он был схвачен во время проповеди Слова Божия в сел. Сурсал (Сарсал), находившемся близ Иконии (совр. локализацию установить не удалось). Епископа привели на суд правителя Периния (Перенния). К. твердо исповедал христ. веру и обличил язычников в поклонении бесам под видом идолов. Убедившись, что святой не отречется от веры и не принесет жертву языческим богам, Периний приказал связать ему ноги тонкими бечевками и влачить по улицам города. После долгих мучений К. был усечен мечом.
Вероятно, правитель Периний из сказания о К. и консул Перенний (Периний), который фигурирует в Мученичестве Кодрата, мч. Никомидийского (пам. 10 марта),- одно и то же лицо. Кодрат и другие мученики были казнены по приказу Перинния в Никомидии в то же самое гонение, что и К. в Иконии. Возможно, это упоминание Перинния в связи с Никомидией послужило причиной ошибки в славянском тексте Минология Василия II относительно происхождения и епископства К. Священномученик назван епископом Никомидийским в «Житиях Святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского, и в совр. календаре РПЦ, однако в сказании, помещенном в ВМЧ, дается верное наименование - епископ Иконийский (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 32).
Ранние изображения К. связаны с его почитанием как епископа Икония и встречаются в росписи ряда каппадокийских храмов, чаще всего в апсиде: в ц. св. Варвары в Соганлы (нач. или 1-я четв. XI в.) и во 2-м слое росписи апсиды Карабаш-килисе в Соганлы (XIII в.), причем образ К. включен в ряд К-польских святителей, а также в поперечном проходе в восточной части Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (50-е или 60-е гг. X в.). Он изображен седовласым старцем в одеждах, подобающих сану,- фелони, с омофором. Этот тип иконографии сохранялся и в последующих памятниках, гл. обр. минейного типа, однако они немногочисленны, поскольку для календарных циклов предпочтительным стало изображение сщмч. Автонома, еп. Италийского, чья память приходится также на 12 сент. Сохранившиеся изображения К. представляют святого не единолично, а в сценах мучения. Так, на миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 31, 1-я четв. XI в.) и в настенных минеях в росписи притвора ц. св. Апостолов в Пече (1561) изображено усекновение главы К.: святой простерт на земле, над ним палач, вынимающий меч из ножен (во 2-м случае - заносящий меч над головой святого). На миниатюре К. облачен в темную фелонь, которая покрывает сложенные в молении руки; на фреске он также в фелони, но с омофором. Еще одна сцена мученичества сохранилась в уникальном по составу изображений и по расположению минейном цикле в росписи нартекса ц. Св. Троицы монастыря Козия (между 1390 и 1391) - святого без одежд тянут за связанные тонким прутом ноги. Рассказ об этом истязании содержится в Житии К., что дает основание идентифицировать изображенного здесь мученика как К., несмотря на то что фрагментарно сохранившаяся надпись: «( ) (...) ()» - может быть реконструирована как имя сщмч. Автонома, еп. Италийского (пам. 11 сент.).
В описании святого под 12 сент. в подлинниках сводной редакции (XVIII в.) о К. сказано: «…сед власы и стар», внешность уподобляется облику сщмч. Власия Севастийского (цит. по: Большаков. Подлинник иконописный. С. 29; то же см.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 150); прорись с изображением К. в лицевой части подлинника Большакова не представлена. В руководстве для иконописцев В. Д. Фартусова дается более пространная характеристика облика К.: «…маститый старец римского типа с большой седой бородой и седыми же волосами, в фелони и омофоре»; составитель руководства рекомендует писать у святого хартию с текстом по Житию: «Дерзновенно христианина себе исповеда, нарек единаго Господа Бога Иисуса Христа истинна суща, и всея твари Творца» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 13-14).