[Kitzinger] Эрнст (27.12.1912, Мюнхен, Германия - 22.01.2003, Пекипси, США), историк позднеантичного, средневекового и визант. искусства. Отец - Вильгельм Натан Китцингер - известный адвокат; мать - Элизабет Китцингер, в девичестве Мерцбахер,- одна из первых сотрудниц социальной службы, помогавшей детям из евр. семей, беженцам и эмигрантам из Вост. Европы. В 1931 г. К. поступил в Мюнхенский ун-т; в том же году впервые приехал в Рим с целью изучения позднеантичного и средневекового искусства и архитектуры. В 1934 г., после прихода к власти в Германии национал-социалистов, успел защитить диссертацию под рук. В. Пиндера об эволюции стиля рим. живописи с нач. VII по сер. VIII в.; недолго прожив в Риме, уехал в Лондон, где работал в Британском музее в отделе британских и средневековых древностей, получая финансовую поддержку от зам. главного хранителя, а впосл. директора музея Т. Д. Кендрика. К. стал участником музейного проекта по изучению памятников англосакс. искусства. Результатом этой работы и исследовательских поездок по Сев. Англии и Юж. Шотландии явились неск. публикаций, наиболее известные из к-рых посвящены орнаменту в виде завитков виноградной лозы в англосакс. искусстве и на гробнице св. Кутберта в Дареме (Anglo-Saxon Vinescroll Ornament // Antiquity. Oxf., 1936. Vol. 10. P. 67-71; предисловие к кн. «The Coffin of Saint Cuthbert». Oxf., 1950). К. впервые предпринял попытку рассмотреть англосакс. искусство в общеевропейском, прежде всего средиземноморском, контексте. Летом 1939 г. был раскопан курганный некрополь VII в. в Саттон-Ху, графство Суффолк; К. выполнил профессиональную реконструкцию извлеченного из него позднеантичного (или ранневизантийского) серебряного блюда. Наибольшую известность в период работы К. в Британском музее принесла ему научно-популярная кн. «Раннесредневековое искусство в Британском музее» (Early Medieval Art at the British Museum. 1940), выдержавшая несколько переизданий и переведенная в 1987 г. на нем. язык. Уже в ранних работах К. просматривается один из лейтмотивов его дальнейшей научной деятельности - интерес к развитию художественных идей и образов и обмен ими между византийским Востоком и европ. Западом. Весной 1937 г. К. совершил 2-месячную поездку в Египет для изучения коптской скульптуры; на обратном пути впервые посетил Стамбул, где его внимание привлекли напольные мозаики Большого имп. дворца и мозаики Св. Софии, находившиеся тогда в стадии раскрытия.
В 1940 г. К. был интернирован английскими властями и эвакуирован в Австралию. В течение 9 месяцев он жил в лагере; в заключении он учил рус. язык, поскольку его соседом оказался выходец из России. Благодаря вмешательству дирекции и сотрудников ин-та Варбурга (Лондон) К. был освобожден и смог воспользоваться стипендией Дамбартон-Окса, чтобы уехать в США. В Дамбартон-Оксе в 1946 г. он стал старшим преподавателем (англ. assistant professor), в 1951 г.- доцентом (associate professor), в 1956 г.- профессором византийского искусства и археологии. С 1955 по 1966 г. К. занимал должность руководителя научно-исследовательских работ.
В первые годы пребывания в Дамбартон-Оксе К. стал участником т. н. архивного проекта (начат в 1941 В. Кёлером) по сбору информации о местах раскопок и других материалов в странах, входивших некогда в состав Византийской империи. К. вел исследовательскую работу на Балканах; ее результатом стала статья о напольных мозаиках Стоби, Македония (A Survey of Early Christian Town of Stobi // DOP. 1946. Vol. 3. P. 81-162). Его интересовали стиль и сюжеты напольных мозаик; К. одним из первых стал изучать не только их элементы для определения датировки зданий, в к-рых они находились, но и как самостоятельные произведения искусства, отражающие происходящие в нем стилистические и содержательные изменения. Второй большой проект изучения мозаик в центре Дамбартон-Окса, участником которого был К.,- мозаики норманнской Сицилии. В 1949 г. по просьбе А. М. Френда, руководившего тогда научно-исследовательскими работами, К. отправился на Сицилию, в том же году вышла его статья о мозаиках Палатинской капеллы в Палермо: прежде всего в ней говорилось об участии заказчика мозаик кор. Рожера II в составлении их иконографической программы. К. занимался сицилийскими мозаиками до конца своей жизни. При поддержке Френда он обратился к изучению ранних икон; итогом этой работы стала ст. «Почитание икон в доиконоборческий период» (The Cult of Images in the Age before Iconoclasm // DOP. 1954. Vol. 8. P. 83-150).
В 1955 г. К. стал руководителем научных исследований в Дамбартон-Оксе, ему пришлось уделять больше времени организационной работе. Именно тогда из частного учреждения, направления деятельности которого отражали научные интересы его основателей, Дамбартон-Окс стал международным научным центром по изучению византийской цивилизации: истории, литературы, теологии, литургики, музыки, права, археологии и истории искусства. Двум последним К. придавал особое значение, поскольку считал, что образы занимали центральное положение в идеологии визант. общества. Он также полагал, что культуру Византии нужно рассматривать в более широком контексте - в диалоге с соседними странами: славянскими, ближневосточными, латинскими. К. не считал себя византинистом, как и другие великие ученые его поколения (Х. Бухталь, О. Демус, А. Грабар, Р. Краутхаймер); его интересовало как визант. искусство, так и западное. При К. в Дамбартон-Оксе началось формирование фотоархива и архива археологических раскопок. К. участвовал в 2 крупных археологических проектах тех лет - в Стамбуле и на о-ве Кипр. Он организовал 2 больших симпозиума в Дамбартон-Оксе: «Византия в VII веке» (Byzantium in the Seventh Century) в 1957 г. и «Влияние византийского искусства на западноевропейское в XII-XIII веках» (The Byzantine Contribution to Western Art in the Twelfth and Thirteenth Centuries) в 1965 г. (вместе с К. Вайцманом). В эти же годы К. читал курсы лекций на фак-те изящных искусств Гарвардского ун-та.
В 1967 г., после 25-летнего пребывания в Дамбартон-Оксе, К. год работал в Принстонском ун-те; затем в течение 12 лет преподавал в Гарвардском ун-те. Его лекции основывались на глубоком научном опыте, тщательном осмыслении фактов, структурности и ясности мышления, спокойной и яркой подаче материала. Он подготовил к защите дипломных работ и диссертаций значительное число студентов и аспирантов; темы их исследований были связаны с различными сферами научных интересов К.: позднеантичными напольными мозаиками, англосакс. и ранней ирл. книжной миниатюрой, изображениями-оберегами и орнаментами и др.
В 1979 г. К. вышел на пенсию, но продолжал работать в Оксфорде, Принстоне и Сиэтле, занимался подготовкой книги о мозаиках ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо и 6 томов иллюстраций с комментариями для корпуса норманнских мозаик Сицилии (последний том опубл. в 2001).
Несмотря на то что К. столкнулся с немецкой академической традицией лишь в первые годы своей профессиональной карьеры, он был одним из последних представителей Kunstwissenschaft - науки об искусстве. К. верил в главенство визуального впечатления, в то, что формальные стилистические особенности отражают содержание искусства; в то же время он был рационально мыслящим человеком, воспитанным в традициях исторического исследования и анализа, наделенным способностью точно определять художественную ценность и историческое значение того или иного произведения.
К. добился широкого признания в мире. В Великобритании он получил звание профессора изящных искусств в Кембридже и профессорскую стипендию им. Ф. Слейда (Slade Professorship) в 1974/75 г. на чтение курса лекций, опубликованных впосл. в кн. «Становление византийского искусства» (Byzantine Art in Making, 1977). К. стал почетным профессором ряда ун-тов по обе стороны Атлантического океана, в т. ч. рим. ун-та Сапиенца. В ФРГ в 1982 г. был удостоен ордена Pour le Mérite für Wissenschaften und Künste - самой высокой награды за академическую и культурную деятельность.