[греч. Κεκαυμένος] (XI в.), византийский писатель, автор дидактического соч. «Советы и рассказы» (название условное). Первоначальное название труда неизвестно. В прологе, добавленном позднейшими редакторами, указано: «Стратегикон», что не соответствует содержанию. Произведение состоит из 6 частей: «Советы по службе», «Стратегикон», «Домострой», «О правилах поведения в случае мятежа», «Советы василевсу» и «Советы топарху». Нек-рые из советов адресованы читателям, занимающим определенное положение в обществе (стратиг, император, топарх), однако, вероятно, действительными адресатами К. были его дети. Тематическое разнообразие делает «Советы и рассказы» неоднородными по жанру. Разд. «Советы василевсу» по жанру близок к «княжеским зерцалам», которые были хорошо известны на Руси (ср. «Поучение» в книге Владимира Мономаха) (Чичуров. 1990. С. 119-120). Др. части текста представляют собой практические советы по домашнему хозяйству. Основная часть была создана между 2 авг. 1075 и 31 марта 1078 г.
Трактат К. сохранился в единственном списке (ГИМ. Греч. № 436), созданном в Трапезунде в XIV в. (Фонкич. 1971. С. 109) или во 2-й пол. XIII в. (Фонкич, Поляков. 1993. С. 142). Рукопись принадлежала некой женщине, близко связанной c династией Великих Комнинов, позднее попала на Св. Гору Афон в Иверский монастырь, где в 1654 г. была приобретена Арсением (Сухановым) и привезена в Москву и передана в Патриаршую (Синодальную) б-ку. Состояние текста позволяет утверждать, что он подвергся существенной (не всегда квалифицированной) редакторской правке: были добавлены оглавление, стихотворный пролог, запись о состоянии протографа, заметка о падении К-поля в 1204 г. Деление текста на части и параграфы, их заголовки и нумерация, а также заглавие всего сочинения добавлялись в неск. этапов редакторами и не соответствовали первоначальному авторскому замыслу. Трактат впервые был опубликован в 1896 г. В. Г. Васильевским и В. К. Ернштедтом. Издатели полагали, что имеют дело с 2 произведениями разных авторов и жанровой природы. Автором 1-й части («Стратегикона») они признавали некоего К., воздерживаясь при этом от к.-л. выводов о его личности, а автором 2-й («Слова о царских обязанностях») - Никулицу Дельфина, свата 1-го автора, эту часть они датировали началом правления имп. Алексея I Комнина (1081-1118). Важным этапом изучения памятника стало его критическое издание 1972 г., подготовленное Г. Г. Литавриным; именно оно получило широкое признание в науке. Дополненное и исправленное издание вышло в свет в 2003 г.
Cведения о жизни К. можно почерпнуть лишь из его сочинения. Он происходил из арм. рода, его предки перешли на службу Византии в кон. X в. и получили имение в Лариссе (Фессалия). Мать К. была болгарского происхождения. По предположению Литаврина, К. род. ок. 1020-1024 гг. в Лариссе. Летом 1041 г. он участвовал в подавлении восстания Петра Деляна, был очевидцем свержения имп. Михаила V (21 апр. 1042), между 1042 и 1075 гг. занимал некую должность в Элладе. Вероятно, в конце жизни К. оставил службу и посвятил себя лит. труду. Совр. исследователи долгое время пытались установить принадлежность автора «Советов и рассказов» к известному роду Кекавменов. Так, Дж. Баклер отождествила К. с полководцем Катакалоном, к-рый известен по хронике Иоанна Скилицы (Buckler. 1936). В 1038-1041 гг. Катакалон воевал на Сицилии; в 1042 г. подавлял мятеж против имп. Михаила V Калафата в К-поле; в 1043 г. участвовал в отражении нападения Киевского кн. Ярослава Мудрого на К-поль; с сер. 40-х гг. XI в. занимал различные должности в Подунавье, Ивирии и Антиохии; в 1057 г. поддержал переворот имп. Исаака I Комнина и получил от него высокий чин куропалата. Однако гипотеза о тождестве Катакалона и К. в наст. время отвергнута большинством специалистов.
Произведение К. является ценнейшим источником сведений о культуре визант. общества XI в. В нем отразились религ., этические, общественно-политические взгляды автора и его среды, почти не скрытые риторическими нормами и лит. «этикетностью» средневековья. Суждения К. по различным вопросам нередко выглядят неоднозначно, противоречиво. К. склонен к морализаторству и пессимизму, подозрителен, уверен в непостоянстве человеческой судьбы, не доверяет дружбе. В центре этической системы координат К. находится семья, которую необходимо защищать от враждебного внешнего мира. По мнению Литаврина и др. исследователей, К. принадлежал к среднему слою визант. провинциальной военной аристократии, крупных землевладельцев. Социально-политические взгляды К. во многом противостояли мировоззрению его современника Михаила Пселла, выразителя интересов к-польской чиновной бюрократии. К. критически отзывался о политике императоров сер. XI в., с его т. зр. недостаточно опиравшихся на военную аристократию; он ценил независимость от имп. власти, которой можно было достичь в положении провинциального военного, топарха. К. не отождествлял родовитость и личные достоинства человека, выдвигая на первый план не происхождение, а положение человека в государственной иерархии как отражение его личных способностей, а также его «славу» (δόξα) и «блеск» (περιφάνεια), близкие к понятию «репутация». По мнению К., тягчайшим бедствием в жизни является бесчестье, «негодность» (ἀχρείωσις), с которым неразрывно связана и утрата социального статуса, чина. Страх бесчестья у К. основан на глубоком религиозном убеждении в Божественном всеведении. В трактате содержится мало указаний на присутствие церковных традиций в жизни К., он несведущ в богословии и едва различает Лица Св. Троицы; Богородица, святые, а также демоны-искусители упоминаются редко. Свящ. Писание он воспринимает в основном как источник практических советов, в т. ч. по военной тактике. В то же время К. считает необходимым ежедневно посещать церковные службы, т. к. это поддерживает земное существование человека и делает его «рабом в доме Божием». Бог в рассуждениях К. постоянно присутствует как некая вершина миропорядка. Император является «богом» на земле; богатый человек становится благотворителем и, т. о., «богом» для бедных; люди обязаны служить земному господину так же, как служат Богу; человек может снести оскорбление, но не должен оставлять неотмщенным оскорбление св. икон и Бога.
К. не был выдающимся интеллектуалом, но владел основами риторики и высоко ценил образование. В качестве источников для написания своих текстов он использовал военные трактаты («Тактика» имп. Льва VI Мудрого), исторические труды (сочинения Прокопия Кесарийского). Из творений отцов Церкви К. упоминает сочинения свт. Григория Богослова и прп. Иоанна Дамаскина. К. был знаком с историческими произведениями античных авторов Иосифа Флавия и Диона Кассия. Сведения о событиях X-XI вв. К. черпал из документов архива своей семьи и родственников.