Стефан Никифорович (1817, с. Рудовка Кирсановского у. Тамбовской губ.- 28.01. 1889, Вятка, ныне Киров), прот., миссионер, духовный писатель. Род. в семье священнослужителя. Окончил ДУ и семинарию, в 1841 г.- КДА со степенью магистра богословия. Вместе с К. на курсе учились будущие еп. Владимирский свт. Феофан Затворник (Говоров), митр. Московский Макарий (Булгаков), еп. Екатеринославский Алексий (Новосёлов), свящ. С. А. Серафимов, с.-петербургский прот. М. И. Муретов, брат архиеп. Херсонского Димитрия, и др. В том же году К. был направлен в Вятку и назначен преподавателем логики и психологии Вятской ДС. В 1845 г. в Москве на аудиенции у митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) К. испрашивал благословение на перевод из Вятки, но святитель посоветовал ему служить именно там. 22 окт. 1846 г. К. был рукоположен во иерея, впосл. стал протоиереем. Служил в ц. во имя царицы мц. Александры при Вятском тюремном замке и в вятской ц. во имя святых Константина и Елены (Знаменской). С 25 июня 1866 г. настоятель вятского кафедрального Свято-Троице-Николаевского собора. По инициативе К. в соборе была устроена пещерная ц. во имя Всех святых Киевских, освященная 18 мая 1871 г. еп. Аполлосом (Беляевым). В нач. 1871 г. К. привез из Киева для Всехсвятской ц. частицы мощей свт. Нифонта, свт. Феофила, прп. Исаакия затворника и прп. Ипатия целебника. Одновременно К. служил законоучителем в вятских муж. (с 1853) и жен. (с 1859) гимназиях, был членом попечительского совета епархиального жен. уч-ща (с 1863), сотрудничал в издании ж. «Вятские епархиальные ведомости» (с 1863). Также он опубликовал в Вятке свои сочинения «Краткое учение о Божественной литургии св. Иоанна Златоустого» (1858) и 4-томный «Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой» (1860-1865).
С 1867 г. К. сосредоточился на трудах правосл. миссии, с янв. 1869 г. являлся епархиальным миссионером, затем членом Вятского комитета Православного миссионерского об-ва (создан в мае 1870). В 1868 г. участвовал в миссии среди сарапульских молокан, в 1872 г.- среди перешедших в ислам татар, которые под влиянием проповеди и сочинений К. возвратились в Православие. Содействовал переводу богослужебных книг на языки инородцев, созданию в губернии школ, в к-рых дети инородцев обучались рус. языку и основам правосл. вероучения. К 1889 г. на территории Вятской губ. было открыто 20 инородческих школ (11 татарских, 6 черемисских, 2 вотских, 1 бессерменская), в к-рых обучались ок. 800 чел. Пастырь призывал миссионеров находиться в постоянном общении с инородцами, во всех тонкостях знать их верования, проповедовать на родном языке на жизненно важные для них темы. Во 2-й пол. 70-х гг. XIX в. Вятская и Слободская епархия усилила меры по «уврачеванию раскола», последователи к-рого населяли 251 приход, преимущественно в центральной части Вятской губ. Развивая идеи настоятеля московского единоверческого Никольского мон-ря иером. Павла (Леднева), в 1875 г. К. создал в Вятке противораскольническую школу для подготовки из числа крестьян миссионеров, способных оказать помощь священникам. Первое время занятия проходили на квартире К. Учащимся предлагалось прочитать и при помощи наставника верно разобрать те места из старопечатных книг, к-рые использовали старообрядцы в беседах с православными. Обучение велось ежегодно с 12 нояб. по 24 апр.- в свободное от полевых работ время. Ежегодно в школе обучались 14-15 крестьян. Школа существовала на пожертвования частных лиц. Впосл. на епархиальном съезде духовенства было решено отчислять на нужды школы 1,5% доходов приходских церквей, что давало до 5 тыс. р. в год. Выпускники сдавали экзамен лично правящему архиерею, а с 1878 г.- также вятскому губернатору и ректору семинарии. Главным был курс «История и обличение раскола», разработанный К. В обучении применялся метод собеседования, для того чтобы научить выпускников вести диспут со старообрядцами. Часто выпускники школы ходили по селам и деревням, беседуя и дискутируя с местными крестьянами. По статистике, каждый миссионер ежегодно обращал в Православие или единоверие от 8 до 30 чел. Всего при жизни К. было обращено ок. 8 тыс. чел.
30 окт. 1882 г. К. основал в Вятке братство во имя свт. Николая Чудотворца, к-рое состояло под покровительством правящего архиерея и вятского губернатора, а с 28 дек. 1885 г.- вел. кн. Сергея Александровича. Целью братства было распространение среди крестьян Вятской губ. сведений об обрядах и о догматах правосл. Церкви для ведения диспутов со старообрядцами. Братство открывало школы для крестьян в возрасте от 25 до 40 лет, становившихся по окончании курса учителями в церковноприходских школах, распространяло миссионерские сочинения. Создание и успешная деятельность братства стали возможны благодаря высокому авторитету К. среди духовенства, властей и общественности Вятского края.
В 1885 г. К. совершил паломническую поездку в Иерусалим, общался с архим. Антонином (Капустиным), к-рый подарил ему 27 древних греч. монет с изображением 4-конечных крестов. По возвращении в г. Вятку К. составил краткое описание монет, изготовил фотографии и гальваническим способом выполнил дубликаты (см. подробнее: Харлов В. И. Находка в г. Кирове // Шадринская старина: Краевед. альм. Шадринск, 1995. С. 135).
К. был награжден орденами св. Анны 2-й степени, св. Владимира 3-й и 4-й степени, Красного Креста, наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества. К. был погребен в пещерной церкви вятского кафедрального Свято-Троице-Николаевского собора, слева от входа в кувуклию. На чугунной доске перед местом погребения была сделана надпись: «Боже, очисти меня грешного! Образ есть неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений. Боже, милостив буди мне грешному!» Созданное К. Николаевское братство и др. миссионерские учреждения продолжали деятельность вплоть до 1918 г.