Владимир Никитич (25.08.1826, имение Чуфарово Симбирского у. и губ.- 26.06.1894, с. Романцево Можайского у. Московской губ.), композитор, педагог по вокалу, церковнопевческий деятель. Из богатой дворянской семьи, проживавшей в своем имении в Симбирской губ. В 1843 г. окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в С.-Петербурге, неск. лет прослужил в лейб-гвардии Драгунском полку, вышел в отставку. Рано открывшиеся муз. способности повлияли на дальнейшую судьбу К.: начав занятия музыкой с известным пианистом и педагогом А. фон Гензельтом, после ухода из полка продолжил их с находившимся на службе в С.-Петербурге нем. органистом и композитором И. (Ж.) Фогтом. В 1849 г. познакомился с М. И. Глинкой, позднее - с А. С. Даргомыжским, которые помогали ему советами по композиции. В 1850 г. сочинил оперу «Цыгане» на либретто Н. П. Огарёва по поэме А. С. Пушкина, в эти же годы писал романсы. Зимние месяцы К. проводил в С.-Петербурге в занятиях музыкой, остальное время - в отцовском имении в Симбирской губ., занимаясь сельским хозяйством и устройством освобожденных крестьян; служил в должности чиновника по особым поручениям при Симбирском губернаторе. В 1854-1855 гг. принимал участие в Севастопольской кампании: в составе Симбирского ополчения командовал ротой. В 1856 г., сразу после женитьбы, по совету Глинки поехал в Берлин для занятий по теории музыки с проф. З. В. Деном. После смерти Глинки в 1857 г. К. уехал в Италию, где в течение 9 лет изучал вокальное искусство. В кон. 50-х - 1-й пол. 60-х гг. XIX в. он написал оперы «Мария Тюдор» и «Кола ди Риенци» на итал. либретто А. Гисланцони и оперу «Консуэло» по роману Ж. Санд (постановки опер были осуществлены в Италии и в Одессе). И. С. Тургенев, с к-рым К. познакомился в 1856 г. в Париже по рекомендации А. И. Герцена, поместил в 1860 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» обзор зарубежных рецензий на постановку оперы «Мария Тюдор» и назвал К. талантливым композитором.
В 1865 г. К. переехал в Москву, в 1866-1872 гг. по приглашению Н. Г. Рубинштейна преподавал сольное пение в Московской консерватории, затем открыл курсы пения в Москве, во 2-й пол. 70-х гг. организовал бесплатные хоровые классы, в к-рых руководил занятиями любительского хора. В Москве у К. были друзья и знакомые среди литераторов и артистов, он регулярно устраивал муз. и лит. вечера у себя дома. Являлся членом артистического кружка, в к-рый входили А. Н. Островский, В. Ф. Одоевский, Рубинштейн, и одним из учредителей и членом комитета Об-ва драматических писателей и оперных композиторов, созданного в 1874 г. 2 новые оперы К.- «Гроза» по пьесе Островского (либретто написал сам драматург; в 1867 поставлена на сценах Мариинского и Большого театров) и «Тарас Бульба» по повести Н. В. Гоголя (исполнена в 1887 в Большом театре) - особой популярностью не пользовались. Оперы К. «Боярин Орша» и «Кузнец Вакула» не были завершены.
Общение с Одоевским в 1866-1869 гг. определило новое направление в деятельности К.- обращение к народной песне и к церковному пению. Одоевский ввел К. в состав Об-ва древнерус. искусства при Румянцевском музее. Начав вместе с Одоевским, Ю. Н. Мельгуновым и др. записывать русские народные песни, впосл. К. занялся собиранием церковных напевов (черновики сохр. в фонде К. в ГЦММК). Деятельность учрежденного в 1880 г. в Москве при непосредственном участии К. Об-ва любителей церковного пения (ОЛЦП) пробудила интерес у музыкантов и исполнителей к памятникам древнерус. церковного пения, опубликованным в изданиях московской Синодальной типографии (см. в ст. Издательства и издания духовно-музыкальные). Композиторы, состоявшие в ОЛЦП, вели поиски новых приемов гармонизации древних распевов параллельно с изучением и записями живой традиции исполнения певческого обихода Московской епархии. Мельгунов, В. Ф. Комаров и К. записали церковные песнопения напева московского Большого Успенского собора, к-рые исполнил сакелларий Петр Виноградов (опубл. в 1882). Они же подготовили к изданию 3 части одноголосного «Круга церковных песнопений обычного напева Московской епархии»: «Всенощное бдение» (1881), «Ирмосы» (1882) и «Триодь Постную» (1883). Обработки Комарова, А. Г. Полуэктова, К. и П. Р. Вейхенталя вошли в сб. «Опыты переложений древних церковных напевов для хорового исполнения» (М., 1887. Вып. 1). Переложения К. так и остались пробами пера, в них было мало русского, живого, индивидуального начала. В биографических источниках упоминаются также его хоры «Архангельский глас» и «Ныне силы небесныя». Последние 4 года К. заведовал обучением церковному пению в сельских школах Московского у. и губ., проводил занятия с детьми, составил руководство, включающее обиходные гласовые напевы и песнопения литургии. Он выступал за простое церковное пение, построенное на гласовых моделях, за сохранение общего национального колорита. По воспоминаниям свящ. И. И. Фуделя, отпевание К. было совершено в сельской церкви, «заупокойную литургию пел хор детей простым обычным напевом».