Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИСОКРАТИМА
27, С. 410-411 опубликовано: 22 июня 2016г.


ИСОКРАТИМА

[исон; греч. ἰσοκράτημα от ἴσον и κράτημα], в визант. и поствизант. пении особая техника удержания (κράτημα; также βάσταγμα, τήρηση) ладовой основы (исона) мелодии во время ее исполнения. Начало применения И. засвидетельствовано не позднее XV в.: в рукописной традиции, гл. обр. для калофонического пения, встречаются следующие указания: «(поется) с вастактами», «вастакты (поют) исон» (Ath. Iver. 973. Fol. 16, нач. XV в.; 1120. Fol. 293-305; Ath. Cutl. 588. Fol. 115, 122v, 123, 2-я пол. XVIII в.), «поет доместик с вастактами» (Ath. Iver. 1120. Fol. 489, 1458 г.), «с исоном» (Ath. Cutl. 455. Fol. 12v, XV-XVI вв.) и т. д. Вастакты - группа певчих, к-рая отвечала за звуковую «поддержку» (βάσταγμα) исона, служившего «основанием» для мелодии в исполнении основных певчих (ψάλτες). Дополнительных подробностей о способе исполнения И. в древности не сохранилось, но очевидно, что каждая смена тона И., а следов., и ее общий мелодический контур находились в зависимости от изменения гласа в распеваемой мелодии. Поэтому высота тона И. соответствовала основному тону тетрахорда или пентахорда того или иного гласа, используемого в песнопении.

С XIX в. в певч. изданиях тон И. начали отмечать над знаками муз. нотации. Впервые такое обозначение появляется в печатном издании, описывающем Лесбосскую муз. систему (Γεώργιος Λέσβιος. Μελίφωνος Τερψινόη. ᾿Αθήνα, 1847). Во введении издатель и изобретатель данной системы Георгий Лесбосский пишет, что «во втором томе к наиболее важным песнопениям добавлены знаки изменения основы, или исоны, которые нужно припевать исократам во время исполнения песнопения, как это бывает у исократов Константинопольской Церкви и, конечно, в самой Великой церкви, которые поэтому должны быть в какой-то мере музыкантами, в противном случае будут ошибаться».

Впосл. и до наст. времени периодически предлагались и использовались различные способы записи И. над муз. текстом. Существуют также различные мнения относительно мелодического движения И., многие из к-рых, как представляется, сложились под влиянием техники зап. гармонии.

Исократима в «Тебе поем» 1-го гласа в изд.: Agion Oroj, 1999. S. 353
Исократима в «Тебе поем» 1-го гласа в изд.: Agion Oroj, 1999. S. 353

Исократима в «Тебе поем» 1-го гласа в изд.: Agion Oroj, 1999. S. 353
Попытки более систематизированной и упорядоченной записи, и в первую очередь способов исполнения И., были предприняты в кон. XIX в. в К-поле архим. Германом (Афтонидисом) и франц. музыковедом и композитором Л. А. Бурго-Дюкудре, разработавшими т. н. двойной исон (διπλὸ ἴσο, т. е., согласно развитию псалмодии, одновременное звучание 2 муз. звуков на 2 смежных звуковых уровнях). Похожие опыты были записаны в Афинах в нач. XX в. К. Псахосом (т. н. двойная интервальная буква - διπλῆ συνηχητικὴ γραμμή) и позднее С. Карасом (т. н. двойная И.- διπλὸ ἰσοκράτημα).

В настоящее время И. используется в певч. практике по-разному. С одной стороны, существует тенденция к проведению исследований и развитию практики И. в соответствии с правилами греч. муз. системы. С другой - наблюдается непродуманное построение И., исходя из логики гармонической вертикали, свойственной западноевроп. музыке, не имеющей отношения к греч. муз. системе. Возможно, появление в певч. практике признаков западноевропейского гармонического мышления опирается не столько на знание и применение соответствующей теории, сколько на преобладающее и эстетически принятое стандартизированное слуховое восприятие широко распространенных общеевроп. муз. моделей без учета системы визант. гласов и нотации.

Лит.: Ψάχος Κ. ᾿Α. Περ ἴσου, ἤτοι περ ἰδίας ὑπὸ τὸ κυρίως μέλος βοηθητικῆς γραμμῆς // Θόρμιγξ. Περίοδος 2. ᾿Αθῆναι, 1905. ῎Ετος 1. Ν 6. 31 Μαΐου. Σ. 1-2; Στάθης. ᾿Αναγραμματισμο κα μαθήματα. Σ. 28, 31, 36-37; Βασιλείου Β. Μονοφωνία κα ᾿Ισοκράτημα στὴ Βυζαντινὴ Μουσική: Διπλωματικὴ ἐργασία. Θεσσαλονίκη, 1998. [Ркп.]; ᾿Αγγελόπουλος Λ. ᾿Α. ῾Η τεχνική τοῦ ἰσοκρατήματος στὴ νεώτερη μουσικὴ πράξη // Μουσικὸς Τόνος. 2004. Τ. 31. Σ. 56-58; Δεσπότης Σ. Κ. ῾Η ἰσοκρατηματικὴ πρακτικὴ τῆς βυζαντινῆς ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς: ῾Ιστορικη κα μορφολογικὴ προσέγγιση // Γριγόριος ὁ Παλαμᾶς. 2007. Τ. 90. Τεύχος 816. Σ. 143-175; Σπυράκου ᾿Ε. Χ. Οἱ χορο ψαλτῶν κατὰ τὴν βυζαντινὴ παράδοση. ᾿Αθῆναι, 2008. Σ. 484-502.
А. Халдеакис
Ключевые слова:
Церковное пение византийское Исократима, особая техника в византийском и поствизантийском пении
См.также:
АГАЛЛИАН МАНУИЛ византийский мелург 1-й пол. XIV в.
АГАПИЙ ПАЛИЕРМ († 1815), (Хиосский), греч. мелург
АЛЛАГМА термин византийского музыкального творчества
АМБЕЛОКИПИОТ (не позднее XIV в.), визант. свящ. и мелург