[Подкарпатская Русь], территория, занимающая юго-зап. склоны сев. части Вост. Карпат и прилегающую к ней часть низменности в бассейне р. Тисы (совр. Закарпатская обл. Украины). В более широком смысле включает прилегающие к Закарпатской обл. районы совр. Словакии (Пряшевщина), Румынии (Юж. Мараморощина (Мармарощина)) и Венгрии, т. е. Тисо-Дунайский регион.
Древнейшая история З. практически не отражена в письменных источниках, однако ряд известий, традиционно связываемых с Древней Русью, может быть отнесен к З. Данные археологических раскопок показывают, что в V-Х вв. по обе стороны сев.-вост. склонов Карпат проживали славяне. Они появились в З. до образования во 2-й пол. VI в. Аварского каганата (см. Авары) на Дунайской равнине. По-видимому, З. стало юго-зап. окраиной ареала распространения вост. славян. Возможно, в древности здесь проживало одно из племен восточнослав. хорватов (по мнению Я. Карачоньи и др., белых хорватов). Труднодоступность З. препятствовала его активному хозяйственному освоению, поэтому в древности и в раннем средневековье население З. было малочисленным. З. долгое время оставалось «буферной зоной» между первыми гос-вами на землях зап. и вост. славян, а соседние с ним различные западно- или южнослав. раннегос. образования в разное время осуществляли в З. свою верховную власть.
По косвенным данным чеш. хрониста Пржибика Пулкавы из Раденина († 1380), известно, что среди подданных великоморав. кн. Святоплука (870-894) были «русские» (Russani), по-видимому, населявшие часть территории З. и являвшиеся предками совр. русинов. Исторические предания, отраженные в венг. хронике неизвестного автора (Анонима) «Деяния венгров» (Gesta Hungarorum) (рубеж ХII и ХIII вв.), свидетельствуют, что в кон. IX в. З. считалось окраиной владений болг. царя Симеона. На рубеже IX и Х вв. в З. пришли венгры (летописные «угры») и их союзники (среди к-рых были присоединившиеся к мадьярам после их ухода из-под Киева группы печенегов и русов) во главе с Арпадом. Как свидетельствует хроника, местное слав. население без борьбы подчинилось завоевателям, за исключением болг. наместника - полулегендарного кн. Лаборца. В 896 (898?) г. он оказал сопротивление венграм и закрылся в своем «граде», к-рый, вероятно, находился на месте совр. Ужгородского замка. Дружина Лаборца была разбита, а ее предводитель был пленен и казнен у р. Свиржавы (ныне р. Лаборец, Вост. Словакия). Согласно приведенной венг. Анонимом легенде, тогда же и было изменено первоначальное название реки на Лаборец, что вызывает сомнения. Однако, исходя из археологических данных, можно предположить наличие у славян, населявших в тот период Подкарпатскую Русь и находившихся в сфере влияния первых слав. гос-в, Великой Моравии и Болгарского царства, племенных вождей, побежденных вторгшимися в Центр. Европу уграми (Поп И. И. Лаборец // Он же. Энциклопедия Подкарпатской Руси. 2001. С. 230). По сообщению венг. хрониста кон. ХIII в. Шимона Кезаи, пришедшие с Арпадом племена построили в бассейне верхней Тисы крепость Унгвар (ныне Ужгород) и еще 6 крепостей в др. местах. Очевидно, Кезаи мог перепутать З. с Трансильванией (Семиградьем), куда направились из Сев. Причерноморья племена, не ушедшие с Арпадом. Возможно, хронист намеренно приписал строительство Унгвара венграм (по археологическим свидетельствам, город основали восточнослав. хорваты).
Племена Арпада в течение неск. лет готовились к войне с Вел. Моравией, раздираемой борьбой за власть между наследниками кн. Святоплука I. По версии венг. Анонима, планомерное завоевание Карпатской котловины венгры начали в 903 г. Совр. венг. историки считают, что племена, возглавляемые Арпадом, с 895 г. захватывали юж. области Вел. Моравии, а к 900 г. овладели половиной лежащих к востоку от Дуная земель Карпатской котловины. В 907 г. венгры уничтожили остатки Великоморавской державы. Преемники Арпада (ум. в 907) сделали центром венг. союза племен Ср. Подунавье, З. осталось за пределами территории тогдашней Венгрии. В Раффельштеттенском таможенном уставе 904/6 г., регламентирующем торговлю Восточнофранкского королевства, упоминаются приходившие для торговли «руги» (Rugi). Исследователи традиционно считают их днепровскими русами. По мнению А. В. Назаренко, эти руги говорили на языке восточных славян, но при этом были скандинавами. В. В. Седов считает, что упоминаемые в источнике купцы происходили «из соседних славянских земель», скорее всего из З.
В X в. население З. признало зависимость от рода Аба, возглавлявшего пришедших вместе с венграми каваров. Во 2-й пол. этого столетия численность восточнослав. населения З. могла заметно вырасти за счет миграций в верховья Тисы части восточнослав. племен уличей и тиверцев. Причиной их ухода из района нижнего течения Днестра и Юж. Буга стали попытки правителей Киева - кн. Игоря (912-945), равноап. кнг. Ольги (945-969) и их сына кн. Святослава (ок. 960-972) - утвердиться в Сев. Причерноморье, на степном отрезке пути «из варяг в греки», и обложить его население данью. Ряд средневек. европ. источников прямо или косвенно упоминают входившую в состав Венгрии в Х - 1-й пол. ХI в. Русию или Руссию. Под этим названием, вероятно, подразумевались юж. районы З. (до кон. ХI в. р. Тиса оставалась сев.-вост. границей Венгрии). Составитель редакции С Хроники Адемара Шабанского пишет о том, что миссионеру Бруно Кверфуртскому удалось «обратить в Христову веру Белую и Чёрную Венгрию», а также Русию, составлявшую часть Венгерского гос-ва. Видимо, это произошло при венг. кн. Гезе (972-997).
При венг. кор. Стефане I Святом (1000-1038) на наименее освоенных окраинах страны долгое время сохранялись фактически самостоятельные области. Одна из них - Русская марка (Руська марка, лат. Marchia Ruthenorum), упоминаемая в «Житии Конрада, архиепископа Зальцбургского» при описании событий 1127 г. (Vita Chuonradi, archiepiscopi Salisburgensis / Ed. D. W. Wattenbach // MGH. SS. T. 11. P. 74). Исследователи, придерживавшиеся романтической концепции ранней истории русинов, считали З. наиболее вероятным местом локализации Русской марки. Создание в З. комитатов (замковых округов) Унг и Боршова не привело к ее ликвидации, т. к. значительная часть славян продолжала жить в труднодоступных горных районах (прежде всего на землях совр. Вост. Словакии). Данных о существовании после 1127 г. особого территориального образования со слав. населением в Венгрии нет. Однако не исключено, что оно могло сохраниться до нач. ХIII в., когда система королевских комитатов распространилась на северные окраины владений Арпадов. По-видимому, причинами исчезновения Русской марки стали стремление Арпадов включить приграничные земли Венгрии в систему комитатов и начавшаяся в кон. ХII в. венг. военно-политическая экспансия на земли Юго-Зап. Руси. В периоды временного установления венг. власти в Галиче (1188-1189, 1210, 1215-1219) З. оказывалось внутренней областью Венгрии. Фактором, косвенно повлиявшим на исчезновение Русской марки, стало появление в сер. ХII в. на сев.-вост. землях Венгрии нем. колонистов. Так, напр., в образованном в 1210 г. комитате Угоча обосновались выходцы из Фландрии. Представлявшие новую городскую организацию переселенцы, гл. обр. из Саксонии (сасы) и Швабии, основали в З., имевшем лишь крепости и сельские поселения, первые города западноевроп. типа - Берегсас (ныне Берегово) и Севлюш (Надьсёлёш, ныне Виноградов). Колонисты принесли с собой Магдебургское право и составили ядро городских организаций во всех областях Венгрии. К нач. XIV в. З. было поделено на комитаты Абауй-Торна, Берег, Земплен, Мараморош (Марамарош, Мармарош), Сепеш, Угоча, Унг и Шарош.
На ХIII в. приходится новая волна миграции правосл. населения из Древнерусского гос-ва в Угорскую Русь (часть З. на территории совр. Словакии), в основном из-за монг. нашествия и установления ордынского ига на Руси. Однако переселенцы могли оказаться в З. до битвы на р. Калке в 1223 г. и разорения Юго-Зап. Руси в 1239-1242 гг. Известны 74 средневек. грамоты венг. королей, свидетельствующие о значительном числе поселений в Венгрии, названия к-рых образованы от этнонима orosz (русский). Самые ранние из них датируются 1220 г. Поскольку венг. короли на протяжении всего средневековья остро ощущали недостаток населения на окраинах своей страны, то не исключено, что нек-рые группы древнерус. населения оказались в З. по их приглашению. Начало этому процессу могло быть положено в 1-й трети ХIII в., когда Арпады занимали княжеские столы в Галицкой Руси и во Владимиро-Волынском княжестве. После издания в 1222 г. кор. Андрашем (Эндре) II (1205-1235) «золотой буллы» в Венгрии начался процесс складывания феодальных доминий, сохранявшихся и после вхождения страны в империю Габсбургов (1526). Это привело к падению авторитета королевской власти и власти ишпанов на местах. В ходе данного процесса в З. появились Ужанская и Мукачевская доминии.
Главная колонна вторгшегося в Венгрию в марте 1241 г. монголо-татар. войска хана Батыя прошла через З. и в 1-м же сражении на р. Шайо разгромила войско венгерского кор. Белы IV. В 1242 г. войско хана Батыя разрушило Унгвар. Часть слав. населения, спасаясь от монголо-татар. нашествия, перешла на земли в среднем течении Тисы. Однако Венгрия в отличие от основной части Древнерусского гос-ва не стала частью Монгольской империи, что стимулировало дальнейший переход восточнослав. населения в З., вслед. чего в XIII-XV вв. рус. область в Венгрии расширилась. При этом нет данных о переселении в З. правосл. знати, к-рая могла бы возглавить местных славян. Слав. население стало преобладать не только в населенных потомками восточнослав. хорватов комитатах Унг, Берег, Земплен и Угоча, но и в комитатах Мараморош, Сабольч и Сатмар, при этом подавляющее большинство славян оставалось верными Православию. Помимо древнерус. населения с кон. ХIII в. в З. продолжали переселяться большие группы нем. колонистов, к-рые пополняли уже не только городское, но и сельское население, что способствовало их быстрой ассимиляции. На равнинных участках З. в эпоху существования Золотой Орды расселились венгры, в горных районах - волошские пастухи (предки совр. румын). В XIII-XIV вв. в Вост. З. правосл. волошское население стало значительным.
В 1264 г. знатный католич. феодал Аладар получил от кор. Белы IV в З. в качестве владения Сентмиклош (ныне Чинадиево) и Сойву (ныне Свалява). Знавший древнерусский язык Аладар неоднократно выполнял функции посла венг. короля к правителям Галицко-Волынского княжества. В 1290 г., после убийства венг. кор. Ласло IV Куна, представлявшего главную линию династии Арпадов, на венг. престоле оказался кор. Андраш (Эндре) III, права которого были признаны не всеми магнатами. В том же году король пожаловал Унгвар и его доминию своему канцлеру и палатину Аба Амадею. Княживший в Галиче, в Перемышле и во Львове вел. кн. Лев I Данилович (ок. 1269-1301), выступая от имени своего сына (внука кор. Белы IV) кн. Юрия (Георгия) Львовича, временно овладел З., поставив на должность ишпана комитата Берег своего посадника Григория.
В 1301 г., после смерти кор. Андраша (Эндре) III, в Венгрии пресеклась династия Арпадов, в результате чего на венг. престоле до 1310 г. сменилось неск. претендентов. К этому времени страна фактически была поделена между крупнейшими магнатами, нередко имевшими в управлении по неск. комитатов. Победа в борьбе за венг. корону представителя Анжуйской династии кор. Карла Роберта (1308-1342) вызвала широкое оппозиционное движение магнатов в В. Венгрии и в З. Его лидером стал Матуш (Мате) Чак (ум. в 1321). Боевые действия шли в т. ч. на землях З. (в комитатах Земплен, Сепеш, Унг, Шарош). В 1312 г. в битве при Розгони (ныне Розгановце, Словакия) кор. Карл Роберт разгромил мятежную знать. Аба Амадей, союзник Чака, был лишен владений в З. Сторонник короля ишпан комитата Земплен П. Петё получил от кор. Карла Роберта Унгвар и его доминию. В 1320 (1321?) г. вместе с палатином Копасом ишпан Петё организовал новое движение против кор. Карла Роберта. Петё предлагал одному из сыновей Галицкого вел. кн. Юрия Львовича (Льву II или Андрею) вступить в борьбу за венг. корону. Однако венг. королю удалось нанести поражение Петё, ок. 1322 г. были подавлены последние очаги мятежа, ишпан, по-видимому, бежал в Галицкую Русь.
Пришедшие в Венгрию вместе с кор. Карлом Робертом графы Другеты из Апулии получили в управление ряд венг. комитатов, в частности в наследственное владение Унг и Земплен (1330), к к-рым вскоре присоединились Гуменская и Ужанская доминии. В 1333 г. Я. Другету принадлежало ок. 300 словац., восточнослав. и венг. поселений, что делало его фактически сюзереном З. С именем гр. Н. Другета связано проникновение в З. новых веяний в культуре, обусловленных эпохой Предвозрождения. После 3-летнего пребывания в Неаполе (1351-1354) Другет вернулся в принадлежавший ему Унгвар с группой итал. художников - последователей Джотто ди Бондоне, к-рые расписали фресками замковую ротонду в Герени (ныне Горяны в черте Ужгорода). В ХIV-ХVI вв. в З. продолжалось активное возведение католич. храмов.
Преемник Карла Роберта кор. Людовик (Лайош I) Великий (1342-1382), будучи союзником польск. кор. Казимира III Великого (1333-1370), воевал с Литовским великим княжеством за обладание Галицко-Волынской Русью. В 1351 г. венг. король захватил Червонную Русь, к-рую в 1352 г. передал своему союзнику. В 1354 г. польск. и венг. войска оккупировали Волынь и Подолию. Попытка упразднить автономию в комитате Мараморош вызвала здесь восстание правосл. волошского населения во главе с воеводой Богданом против наместника венг. короля. После долгого противостояния венг. королю Богдан вместе со сторонниками переселился из Марамороша в Вост. Прикарпатье, где образовалось Молдавское гос-во, ставшее независимым от венг. короны в 1359 г.
После поражения в 1393 г. в борьбе с литов. кн. Витовтом в З. с Подольской земли переселился один из правосл. представителей литов. династии Гедиминовичей - кн. Феодор Кориатович († ок. 1414). Бежав к венг. кор. Сигизмунду Люксембургу (1387-1437), кн. Феодор уступил ему свои права на Подолье, а взамен получил Мукачевскую и Маковицкую доминии. Центром владений кн. Феодора стало Мукачево (Мункач). Вместе с кн. Феодором Кориатовичем в З. ушла часть его сторонников. Приток правосл. переселенцев в период владения кн. Феодором центральной частью З. (1396-1414) способствовал укреплению там Православия. Кн. Феодор Кориатович не оставил наследников, и с его смертью правосл. шляхта З. потеряла лидера.
От XIV в. сохранились документальные известия о существовании в З. 2 центров правосл. жизни. В авг. 1391 г. К-польский патриарх Антоний IV даровал Мараморошскому Михаило-Архангельскому мон-рю (см. Михаила арх. (Мараморошский) муж. мон-рь в с. Грушеве) ставропигию, его настоятели получили сан экзарха подчиненной мон-рю области, включавшей комитаты Берег, Унг, Угоча, Мараморош. Игумены Мараморошского мон-ря должны были «надзирать за иереями этих местностей», имели право «церковного суда над ними» и должны были поучать там паству (Acta et diplomata Graeca medii aevi sacra et profana / Collecta ediderunt: F. Miklosich et J. Müller. W., 1862. T. 2: Acta Patriarchatus Constantinopolitani, MCCCXV-MCCCCII. P. 156-157. N 11). Эта привилегия была дарована обители по просьбе ее ктиторов - представителей правосл. молдав. знати Балицы и Драгоша, вассалов венг. короля, владения к-рых располагались в Марамороше. Тогда же патриарх поручил управление Галицкой митрополией (восстановлена в 1370; см. Галицкая епархия) иером. Симеону, опека над к-рым была возложена на Балицу и Драгоша, им же патриарх предоставлял право выбрать преемника Симеона (РИБ. Т. 6. Стб. 229-232. № 35). Исходя из этих документов, можно предположить, что в XIV в. правосл. население юго-вост. части З. подчинялось Галицким митрополитам. Сведения о существовании слав. типографии в Мараморошском мон-ре в XV-XVI вв. документами не подтверждаются.
К кон. XIV - нач. XV в. относятся сведения о существовании др. правосл. центра в З.- мукачевского во имя св. Николая мон-ря, ктиторами к-рого являлись кн. Феодор Кориатович и его жена кнг. Ольга, князь был похоронен в обители (в сер. XV в. в мон-ре была изготовлена поддельная грамота от имени кн. Феодора, по к-рой в собственность обители переходили виноградники, земли и селения в Мукачевской доминии). К 1491 г. относится 1-е упоминание о правосл. Мукачевской епархии во главе с еп. Иоанном, являвшимся одновременно настоятелем мукачевского Никольского мон-ря. До 1770 г. в обители располагалась кафедра Мукачевских архиереев (до 1646 православных, позднее униатских). Мукачевскому епископу не подчинялись православные, состоявшие в юрисдикции настоятеля Мараморошского Михаило-Архангельского мон-ря. Объединение 2 центров Православия в З. произошло в 1556 г., когда кн. Трансильвании Стефан Баторий (впосл. польск. король) подчинил Мараморошский мон-рь Мукачевскому еп. Илариону.
Увеличение феодальных повинностей и отмена права свободного перехода вызвали в 1436-1437 гг. в З. крестьянское восстание (по времени оно совпадает с выступлением крестьян на Подольской земле в 1431-1438, что свидетельствует о влиянии на З. соседних регионов). При польск. и венг. кор. Владиславе Варненчике (Уласло I Ягеллон) (1440-1444) З. присоединилось к владениям трансильванского магната Яноша Хуньяди (Корвина), позднее ставшего правителем Венгрии (1446-1452). Сын Яноша Хуньяди, Матьяш, в 1458 г. был избран венг. королем (правил до 1490). В борьбе с магнатами Матьяш сделал ставку на города. Он подтвердил данные его предшественниками городские привилегии, в т. ч. Мукачеву, Севлюшу и Берегсасу. Король хотел, чтобы сельское население З. охраняло границы, имея статус свободного сословия. При чешско-венгерском кор. Владиславе (Уласло II) Ягеллоне (1490-1516) З. вошло в область, находившуюся под упр. Яноша Корвина, побочного сына кор. Матьяша. При этом мукачевские замок и доминия перешли в его собственность. XIV - нач. XVI в. было временем внутренней стабильности в З.
29 авг. 1526 г. состоялась битва у г. Мохач, когда войска тур. султана Сулеймана I разгромили армию кор. Венгрии и Чехии Лайоша II, погибшего в бою.
После Мохачской битвы в Венгрии началась борьба за королевскую корону. 11 нояб. большая часть дворянства избрала на престол Яноша Запойяи (1526-1540), поддержанного тур. султаном, к-рый захватил Трансильванию, превратив ее в вассальное княжество. 17 дек. 1526 г. магнаты зап. и сев. частей королевства на собрании в Пожони (ныне Братислава) провозгласили королем Фердинанда I Габсбурга (1526-1564). Между группировками шла война. К 60-м гг. XVI в. территория Венгерского королевства была разделена: к владениям Габсбургов присоединились населенные вост. славянами закарпатские комитаты Унг, Берег и Угоча. Мараморош был присоединен к вассальному по отношению к султану Трансильванскому княжеству. Территория З. стала ареной частых военных действий между венг. дворянством, группировавшимся вокруг трансильванских князей, и Габсбургами.
С 30-х гг. XVI в. в З. в основном среди мелкой и средней венг. шляхты распространялась Реформация, преимущественно в форме кальвинизма. К кон. XVI в. к кальвинизму присоединилось все венг. население комитатов Унг, Берег, Угоча и часть населения Марамороша. Начавшаяся в первые годы XVII в. Контрреформация затронула З., в т. ч. его правосл. население, в отношении к-рого католики осуществляли активную прозелитическую деятельность. Правосл. Церковь в З. находилась в этот период в упадке: социальное положение правосл. духовенства почти не отличалось от положения их преимущественно сельской паствы; клирики, так же как и крестьяне, были обязаны нести феодальные повинности в пользу землевладельцев. На протяжении 1-й пол. XVII в. венг. магнаты в З. и нек-рые епископы, занимавшие Мукачевскую кафедру, пытались заключить унию, но наталкивались на сопротивление паствы и резкое противодействие трансильванских правителей-протестантов, владевших 2/3 территории края. Вслед. этого униат. деятели перебрались в Унгвар под защиту католиков Другетов. 24 апр. 1646 г. в замке в Унгваре А. Другет (Якушич) при поддержке владелицы замка и ее брата католич. еп. Эгерского Дьёрдя Якушича заключил унию (см. Ужгородская уния), в соответствии с к-рой Мукачевская правосл. епархия перешла в юрисдикцию папы Римского (в 1780 униат. Мукачевская кафедра перенесена в Унгвар с сохранением прежнего названия). С правосл. стороны унию заключили 63 священника (при общем числе священнослужителей епархии ок. 600 чел.). Ужгородскую унию признало правосл. духовенство комитатов Унг, Шарош и Земплен, к 1664 г.- комитатов Берег и Угоча. Дольше всего Православие сохранялось в Марамороше, где распространению унии препятствовали поддерживавшие протестантов трансильванские князья. Время от времени там действовали правосл. Мараморошские епископы, чья кафедра находилась в Успения Пресв. Богородицы мон-ре (совр. с. Угля Тячевского р-на Закарпатской обл.). К сер. XVII в. в Марамороше помимо Успенского и Михаило-Архангельского в с. Грушеве мон-рей действовал Михаила арх. мон-рь (совр. с. Драгово Хустского р-на Закарпатской обл.), в комитате Земплен - Краснобродский мон-рь (совр. с. Брод Иршавского р-на Закарпатской обл.). В 1661 г. на средства валашского господаря Константина Шербана Басараба в мукачевском Никольском мон-ре львовский архит. С. Пьяменс построил каменную ротонду (монастырь был возобновлен в 1538-1550 по приказу кор. Фердинанда Габсбурга и на его средства после разорения в 1537). Греко-католики утвердились в Марамороше после 1735 г. Наибольшую известность среди критиков унии в З. приобрел правосл. полемист Михаил Андрелла (Оросвиговский; 1637-1710), автор «Логоса» (1691-1692) и «Обороны верному человеку» (1699-1701). Ужгородская уния не внесла положительных перемен в жизнь присоединившегося к ней правосл. духовенства. Католич. духовенство отказывалось на практике признавать униат. священников равными себе и считало последних «полукатоликами», подлежащими дальнейшей латинизации.
Сатмарский мир 1711 г. завершил освободительную войну 1703-1711 гг. венг. народа и утвердил господство Габсбургов во всем Венгерском королевстве, в т. ч. на востоке З.
Большое значение для З. имели реформы имп. Марии Терезии (1740-1780) и имп. Иосифа II (1765-1790), представителей т. н. просвещенного абсолютизма.
В 1748-1756 гг. проводилась опись земельных наделов разных групп населения с целью упорядочения налогов (терезианский кадастр). Мария Терезия ввела частичное налогообложение дворянских земельных владений и доходов от мануфактур, крестьянских податей и барщины. Также налоги должны были платить церковные приходы и города. В 1777 г. имп. Мария Терезия издала школьный статут для земель Венгерского королевства Ratio educationis. На его основании вводилось обязательное посещение школы детьми от 6 до 12 лет. Преподавание должно было вестись на родном языке.
Имп. Иосиф II продолжил начатые Марией Терезией реформы. В 1781 г. был издан патент о веротерпимости (толерантный патент), к-рым признавались гражданские права лютеран, кальвинистов и православных. Распускались монашеские ордены и закрывались католич. мон-ри, не способствовавшие делу народного просвещения или призрения больных. Униат. мон-рям в З. (в частности, в Мукачеве) удалось избежать закрытия. В 1785 г. Иосиф II упразднил жесткую феодальную зависимость крестьян. Признавались права свободного перехода крестьян, выбора занятия, распоряжения своим имуществом. В результате резкого неприятия реформ дворянством находившийся на смертном одре Иосиф II был вынужден 26 янв. 1790 г. отменить большинство своих указов. Созванное в июне 1790 г. новым имп. Леопольдом II (1790-1792) Венгерское гос. собрание отменило налоговую реформу и восстановило прежние повинности крестьян. Возвращение барщины привело к значительному росту народно-освободительного движения опришков в З. и соседних регионах.
В последнем десятилетии XVIII в. власти, поддерживаемые венг. дворянством, принимали законы (от 10 июня 1790 и 24 мая 1792), направленные на мадьяризацию народностей Венгерского королевства. В 1840 г. офиц. язык деловой переписки - латинский - был заменен венгерским. Владение последним стало условием приема на гос. службу.
Важную роль в деле просвещения закарпатского восточнослав. населения сыграл униатский еп. Мукачевский Андрей Бачинский (1773-1809). В 1775-1780 гг. он перенес епископскую резиденцию из Мукачева в Унгвар, основал ряд учебных заведений для буд. священников и учителей, оставил обширную для своего времени б-ку. Всячески поддерживал в епархии «славяно-русский» язык.
Немногочисленные жители З., оставшиеся православными, были вынуждены крестить детей в Мишкольце, Эгере, Буде и др. городах, где находились приходы правосл. автокефальной Сербской митрополии с центром в Сремски-Карловци. В 60-х гг. XVIII в. в Марамороше вспыхнуло народное восстание русинов и румын против унии, к-рое было подавлено войсками.
В кон. XVIII - нач. XIX в. отдельные талантливые представители закарпатской интеллигенции переселялись в Российскую империю. Среди них - Михаил Балугьянский (1769-1847), Иван Билевич (1782-1840), Михаил Билевич (1779-1833), Юрий Венелин (1802-1839), Андрей Дудрович (1782-1830), Иван Дудрович (1790-1843), Василий Кукольник (1765-1821), Петр Лодий (1764-1829), Иван Молнар (1801-1872), Иван Орлай (1770-1829) и др. Все они внесли значительный вклад в развитие культуры и просвещения в России.
З. осталось на периферии революционных событий 1848-1849 гг. в Австрийской империи. Закарпатская интеллигенция заняла выжидательную позицию. Ряд карпаторосских деятелей во главе с А. И. Добрянским-Сачуровым (1817-1901) оказались в антимадьярской оппозиции. Добрянский-Сачуров вместе с единомышленниками разработал политическую программу объединения русинов З., Вост. Галиции и Буковины в провинцию в рамках Австрийской империи. Принимая во внимание консервативный монархический австрославистский характер программы, в условиях революции Вена первоначально отнеслась к ней позитивно, однако после нормализации ситуации в империи потеряла к ней интерес.
В июле 1849 г. Вена призвала российскую армию для подавления венг. революции. На пост австр. комиссара при ее Генштабе назначили Добрянского-Сачурова. 13 авг. 1849 г. венг. революционная армия капитулировала. Пребывание российских войск на территории З. оказало большое воздействие на местную интеллигенцию и способствовало росту русофильства в карпаторосской среде.
В 50-60-х гг. XIX в. в З. активно развивалась карпаторосская культура, об этом периоде можно говорить как о времени национального возрождения. Большинство карпаторосских деятелей рассматривали русинов З. как зап. ветвь единого восточнослав. (рус.) народа и сочувствовали идее слав. взаимности. На тот момент украинофильство в их среде распространения не получило. Один из «будителей» русинов, униатский свящ. Александр Духнович (1803-1865), издал 1-й карпаторосский лит. альманах в форме календаря «Поздравление русинов на 1850 г.», в к-ром опубликовано стихотворение «Вручанiе» («Я Русин был, есмь и буду»), выразившее патриотическое кредо русинов. Др. стихотворение Духновича, «Подкарпатские русины, оставьте глубокий сон!», стало их национальным гимном. В 1850 г. он основал в г. Эперьеш (Пряшев; ныне Прешов, Словакия) 1-е литературно-культурное об-во подкарпатских русинов «Литературное заведение Пряшевское». Его члены стремились объединить лит. силы русинов, создать типографию с кириллическим шрифтом, издавать журнал и основать музей карпаторосской культуры. «Заведение», прообраз карпаторосской «Матицы», было закрыто имп. указом в 1853 г. В 1862 г. в Эперьеше начало работу Об-во св. Иоанна Крестителя, насчитывавшее ок. 400 членов, 1-м председателем к-рого избрали Добрянского-Сачурова. В 1866 г. в Унгваре развернуло активную деятельность Об-во св. Василия Великого, созданное для русинов по образцу Матицы словацкой и объединившее свыше 700 чел. Главной целью этих орг-ций было издание учебников для народных школ, а также газет и ежегодных лит. альманахов. Деятелями карпаторосского национального возрождения были мн. писатели и ученые, такие как Духнович, А. Павлович, И. Раковский, А. Кралицкий, Ю. Ставровский-Попрадов и др. Все они были униат. священниками и преимущественно русофилами.
8 февр. 1867 г. имп. указом было образовано гос-во Австро-Венгрия и тем самым восстановлена правовая и историческая преемственность Венгерского королевства. Венг. гос. собрание в своей законодательной деятельности взяло курс на централизацию Венгерского королевства и мадьяризацию местных народностей. Греко-католическая Церковь во главе с еп. Мукачевским Стефаном Панковичем (1867-1874) постепенно становилась в З. орудием ассимиляции русинов. Церковные власти всячески препятствовали деятельности карпаторосских просветительных об-в, язык русинов был устранен из преподавания в гимназиях. В 1907 г. венгерским парламентом были приняты т. н. школьные законы Аппоньи (названные по имени министра школ и культов гр. А. Аппоньи), фактически окончательно ликвидировавшие школьную систему немадьярских меньшинств.
Вслед. тяжелой социально-экономической ситуации в З. в кон. XIX в. началась массовая эмиграция русинов в США. В 1897 г. венг. правительство приступило к осуществлению «Верховинской экономической акции», программы модернизации закарпатского села, реализации которой помешала первая мировая война.
В 1912 г. Хайдудорогский викариат униат. Мукачевской епархии был преобразован в самостоятельную Хайдудорогскую епархию, в 160 приходах к-рой богослужение переводилось с церковнославянского на лат. или венг. язык.
Мадьяризация церковной жизни вызывала все большее недовольство верующих, результатом чего явился рост симпатий к правосл. Церкви, со служением к-рой нек-рые русины могли познакомиться в Сев. Америке. В 1891 г. миннеаполисский греко-католич. приход во главе со свящ. прав. Алексием Товтом присоединился к РПЦ. Это послужило началом массового перехода русинов в Сев. Америке в Православие.
«Старая вера» начала распространяться и в З., что вызывало противодействие властей. Уже в 1904-1906 гг. состоялись первые судебные процессы против православных. В 1913-1914 гг. в Мараморош-Сигете (Мармарошсигете; ныне Сигету-Мармацией, Румыния) прошел наиболее крупный процесс против 94 правосл. крестьян во главе с иером. Алексием (Кабалюком), 33 из них были приговорены к тюремному заключению и денежным штрафам. Осужденные обвинялись в гос. измене - попытке присоединить комитаты Берег, Угоча и Мараморош к Российской империи.
Убийство 28 июня 1914 г. наследника австр. престола эрцгерц. Франца Фердинанда в Сараеве ознаменовало начало первой мировой войны. Военные действия затронули З. В кон. сент. 1914 г. передовые части российской армии заняли карпатские перевалы, а в самом нач. 1915 г.- долины рек Уж, Латорица, Рика, Тиса. Однако в кон. янв. 1915 г. российские части были отброшены за Главный Карпатский хребет. Опасаясь репрессий венг. властей, некоторые пророссийски настроенные русины бежали из З. с отступавшей армией. Оставшиеся на родине жители З., замеченные в сотрудничестве с русскими, позднее подверглись гонениям. Тогда же был утвержден план перехода униат. Церкви на григорианский календарь и введения лат. алфавита.
В условиях войны и приближавшегося распада Австро-Венгрии политическую активность проявили выходцы из З. в США. В июле 1917 г. в Нью-Йорке состоялся Русский конгресс, организованный уроженцами З., Галиции и Буковины; его участники выразили желание присоединить родные земли к демократической России. Решение конгресса не поддержала униат. иерархия, стоявшая на провенг. позициях. В июле 1918 г. в Хомстеде (шт. Пенсильвания) было провозглашено создание Американской народной рады угро-русинов как единой законной представительницы карпаторосской эмиграции из З.
В окт. 1918 г. Австро-Венгрия распалась. В З. начали стихийно формироваться «народные рады» (советы), высказывавшие различные мнения относительно будущего региона (присоединение к Венгрии, Западноукраинской народной республике или Чехословакии). Большевистская Россия уже не принималась во внимание. В рамках проведенного в дек. 1918 г. плебисцита среди русинов США 67% проголосовало за присоединение З. к Чехословакии.
21 дек. 1918 г. правительство Венгерской республики объявило о создании на территории З. автономной пров. Руська Краина, однако ее границы не были четко определены, и она просуществовала до сер. мая 1919 г. Созданная 8 мая 1919 г. в Ужгороде Центральная русская народная рада высказалась за присоединение З. (Подкарпатской Руси) к Чехословацкой республике. В сент. 1919 г. это решение окончательно утвердила Парижская мирная конференция. Вхождение Подкарпатской Руси в состав Чехословакии подтверждалось Сен-Жерменским (1919) и Трианонским (1920) мирными договорами. Однако вопреки усилиям карпаторосских деятелей это решение коснулось далеко не всех районов З., тем самым заметно сузив и конкретизировав само понятие «З.».
После вхождения З. в состав Чехословакии пражское правительство начало проводить политику гос. централизации. Автономия Подкарпатской Руси была закреплена Чехословацкой Конституцией от 29 февр. 1920 г., однако на практике полную автономию она не получила. Вслед. недостатка квалифицированных кадров мн. гос. должности в крае заняли чехи. В рамках реформы адм. управления 1927 г. Подкарпатская Русь стала одной из 4 земель Чехословакии - Подкарпаторусской (наряду с Чешской, с Моравско-Силезской и со Словацкой), во главе к-рой стоял земский президент. В крае проводились реформы в области сельского хозяйства, образования, здравоохранения. В целом чеш. централистская политика в З. и несовершенство законодательства способствовали росту автономистских настроений в крае. Характерной чертой общественной жизни З. межвоенного периода была оживленная полемика между русофилами, украинофилами и русинофилами, рассматривавшими коренное восточнослав. население края как часть соответственно рус., укр. или самостоятельного русинского народа. Наиболее активную деятельность развили русофильское культурно-просветительное Об-во им. А. Духновича и украинофильское культурно-просветительное об-во «Просвiта». Противостоянию между ними способствовали рус. и укр. эмигранты, нашедшие приют в Чехословакии.
В новообразовавшейся Чехословацкой республике сложились относительно благоприятные условия для правосл. верующих, униаты массово переходили в Православие. Правосл. духовенство Подкарпатской Руси обратилось к Сербской Православной Церкви (СПЦ) с просьбой принять правосл. Церковь З. в юрисдикцию СПЦ и прислать им епископа. Сербская Церковь с разрешения чехословац. правительства направила в Чехословакию еп. Нишского Досифея (Васича). 19 авг. 1921 г. в с. Иза состоялось собрание 179 делегатов от 63 правосл. общин, на к-ром епископом Карпаторусским был избран еп. Нишский Досифей. Был принят «Устав Карпаторусской Восточно-Православной Церкви...», избран провизорный комитет для временного заведования делами Церкви. Церковную ситуацию в З. и в целом в Чехословакии осложнил т. н. Савватиевский раскол, причиной к-рого стало рукоположение в марте 1923 г. К-польским Патриархом Мелетием IV (Метаксакисом) архим. Савватия (Врабеца) во архиепископа Пражского и всея Чехословакии. Среди православных началась многолетняя борьба сторонников еп. Досифея и поддерживавшихся чехословац. властями савватиевцев, значительно ослабившая правосл. движение. Лишь в 1926 г. под международным давлением правительство Чехословакии было вынуждено запретить архиеп. Савватию вмешиваться в церковные дела Подкарпатской Руси. Однако на практике мн. приходы сохраняли ему верность вплоть до конца второй мировой войны.
В 1928 г. чехословац. правительство заключило с Ватиканом конкордат (modus vivendi), на основании к-рого греко-католики, опираясь на поддержку властей, стали претендовать на имущество обратившихся из унии в Православие приходов. Это инициировало строительство мн. новых правосл. храмов.
В февр. 1930 г. чехословац. власти без ведома Свящ. Синода СПЦ издали новый гос. устав для православных Подкарпатской Руси, согласно к-рому на приход мог назначаться лишь священник, имевший свидетельство о благонадежности. Собор СПЦ, прошедший 15 окт. 1930 г. в Сремски-Карловци, не признал новый устав, оставив в силе старый от 1868 г. 2 авг. 1931 г. епископская кафедра была переведена из Хуста в Мукачево. Важную роль в дальнейшем становлении Православия в З. сыграл 1-й постоянный архиерей СПЦ для Подкарпатской Руси Дамаскин (Грданичкий), хиротонисанный во епископа Мукачевско-Пряшевского 30 нояб. 1931 г. Благодаря его усилиям в епархии повысился уровень богословского образования, была налажена работа с молодежью. Еп. Дамаскина сменил на кафедре в нояб. 1938 г. еп. Владимир (Раич). В 30-х гг. в З. служил серб. богослов архим. прп. Иустин (Попович) (1894-1979).
Согласно чехословац. статистике, к 1925 г. в Подкарпатской Руси проживало 60 986 православных, к 1930 г. их было уже 112 034. В кон. 30-х гг. численность правосл. верующих Мукачевско-Пряшевской епархии составляла ок. 150 тыс. чел. В епархии насчитывалось более 130 приходов, объединенных в 6 благочиний.
После Мюнхенского «сговора» зап. держав с фашистской Германией и Италией в сент. 1938 г. стала очевидна невозможность существования Чехословакии в прежних границах. 11 окт. 1938 г. пражское правительство назначило Кабинет министров Подкарпатской Руси во главе с политиком автономистом А. Броди (1895-1946), к-рый был низложен 26 окт. 1938 г., а вместо него по рекомендации герм. дипломатов получил правомочия Кабинет украинофильской ориентации во главе с монсеньором Августином Волошиным (1874-1945). В результате Венского арбитража 2 нояб. 1938 г. Чехословакия обязывалась передать Венгрии юж. районы Словакии и Подкарпатской Руси. Вслед. изменения границ столицей Подкарпатской Руси стал г. Хуст. Правительство Волошина взяло курс на укрепление авторитаризма, преследование русофилов, инициировало создание полувоенной орг-ции «Карпатська Сiч» (Карпатская Сечь). Сознательно игнорируя священноначалие канонической Мукачевско-Пряшевской епархии, Волошин пригласил из Праги архиеп. Савватия для организации подконтрольной ему церковной структуры. Вопреки Конституции автономное правительство сменило название края Подкарпатская Русь на Карпатская Украина. 22 нояб. 1938 г. Национальное собрание Чехословакии приняло Закон об автономии Словакии и Подкарпатской Руси. 15 марта 1939 г. Карпатская Украина провозгласила независимость, Волошина объявили президентом. Вскоре после этого край был оккупирован венг. войсками и присоединен к Венгрии.
Став частью Венгрии, З. вошло в т. н. Подкарпатскую территорию. Три депутата от нее кооптировались в верхнюю и 12 депутатов - в нижнюю палату венг. парламента. На территории З. была создана гражданская администрация во главе с регентским комиссаром. Гос. языками объявлялись венгерский и русинский. В 1941 г. в Ужгороде было основано Подкарпатское об-во наук, развернувшее при гос. поддержке национальную деятельность в подчеркнуто региональном, русинофильском ключе.
Уже в мае 1939 г. в гос. органы начали поступать жалобы по поводу случаев издевательств над правосл. духовенством, принуждения к переходу в униатство, конфискации правосл. церковных книг и т. д. В июне 1941 г. интернировали, а позднее выслали в Югославию правящего еп. Владимира (Раича). Декретом фашистского диктатора Венгрии М. Хорти во главе епархии был поставлен протопр. д-р М. Попов, во время богослужения предписывалось поминать имя архиеп. Савватия. Однако далеко идущие планы получить от К-польского Патриархата автокефалию для правосл. Церкви в Венгрии не осуществились.
Уроженцы З. принимали участие во второй мировой войне в рядах венг. армии, союзницы нацистской Германии. Часть оппозиционно настроенной русинской молодежи нелегально пересекала венгерско-советскую границу, большинство из них затем попадало в ГУЛАГ. Выжившие беженцы позднее сражались с фашистскими войсками в созданных в СССР чехословац. частях ген. Л. Свободы (1895-1979). В З. разрасталось партизанское движение.
9 сент.- 28 окт. 1944 г. войска 4-го Украинского фронта Красной Армии в результате проведения Карпатско-Ужгородской операции освободили Закарпатскую Украину и часть Словакии. 18 нояб. в Мукачеве по инициативе архим. Алексия (Кабалюка) состоялся Православный съезд. Съезд принял обращение к Председателю СНК СССР и Верховному главнокомандующему И. В. Сталину, в к-ром просил принять Карпатскую Русь в состав СССР в форме 16-й Карпаторусской Советской Республики. В ответ на это 26 нояб. 1944 г. местные коммунисты созвали в Мукачеве съезд Народных кандидатов, к-рый принял манифест о воссоединении З. с Советской Украиной. 29 июня 1945 г. Правительство СССР подписало договор с Правительством Чехословакии о включении Подкарпатской Руси в состав УССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 янв. 1946 г. создавалась Закарпатская обл. в составе УССР. Коренное русинское население края вне зависимости от собственного желания признавалось украинским. Немногочисленные промышленные предприятия национализировались, проводилась коллективизация, завершенная к нач. 1950 г.
Еще в дек. 1944 г. в Москву прибыла делегация Мукачевско-Пряшевской епархии во главе с администратором игум. Феофаном (Сабовым), к-рая просила членов Свящ. Синода о ходатайстве РПЦ перед Свящ. Синодом СПЦ о передаче Мукачевско-Пряшевской епархии в каноническое ведение Московской Патриархии. СПЦ откликнулась на ходатайств положительно, и на заседании Свящ. Синода РПЦ 22 окт. 1945 г., на котором также присутствовал еп. Мукачевско-Пряшевский Владимир (Раич), Мукачевско-Пряшевская епархия была присоединена к РПЦ, образовалась Мукачевская и Ужгородская епархия. Свои последние приходы в ведение РПЦ передал также архиеп. Савватий (Врабец). На Мукачевскую кафедру был поставлен еп. Уманский Нестор (Сидорук).
Советские власти, преследуя исключительно политические цели, заставляли греко-католич. клир принимать Православие. В 1947 г. при загадочных обстоятельствах погиб греко-католич. еп. Мукачевский Теодор Ромжа. В то же время репрессиям подвергались не только греко-католич., но и правосл. священники. В 1946 г. мученическую смерть принял готовившийся стать епископом Мукачевским игум. Феофан. Некоторые правосл. священники за религ. убеждения приговаривались к длительным срокам тюремного заключения (иеромонахи Викентий (Орос), Иов (Гашпар), Дамиан (Бынь), Иустин (Сидак) и др.).
В февр. 1949 г. Закарпатский облисполком санкционировал прекращение деятельности греко-католич. епархиального управления. 28 авг. в Мукачеве Ужгородская уния была торжественно отменена. Имущество греко-католич. приходов передавалось правосл. Церкви. К 1 янв. 1950 г. в Православие перешли 122 греко-католич. священника. Наиболее убежденные униаты ушли в подполье.
В 50-х гг. вслед. церковных гонений в З. были закрыты большинство мон-рей и мн. храмы. По данным на 1 янв. 1957 г., в З. насчитывалось 203 священнослужителя, 2 муж. мон-ря и скит с 48 насельниками, 4 жен. мон-ря и 6 скитов с 295 монахинями. К осени 1961 г. продолжало функционировать лишь 2 мон-ря. В кон. 60-х гг. в З. было отмечено массовое уничтожение придорожных крестов с распятием. На 1 янв. 1982 г. в Мукачевско-Ужгородской епархии насчитывалось 417 храмов, 247 священнослужителей, 7 благочиний, 135 насельниц в Мукачевской и Чумалевской обителях.
24 авг. 1991 г. укр. Верховная Рада провозгласила независимость Украины. В рамках проходившего 1 дек. 1991 г. референдума свыше 92% жителей З. высказались за независимость Украины и 78% - за создание в З. самоуправляемой автономной территории. Поскольку последнее волеизъявление не было выполнено, результаты референдума служат важным аргументом для продолжения борьбы сторонников автономии З. в составе Украины. В нач. 90-х гг. возобновились дискуссии о национальной принадлежности коренного восточнослав. населения З., начали действовать русинские орг-ции - Об-во подкарпатских русинов, клуб «Рутения», Об-во Кирилла и Мефодия, Сойм подкарпатских русинов, Народный совет русинов Закарпатья и др. Борьбу русинов за национальную идентичность и автономию З. в наст. время возглавляет прот. УПЦ Димитрий Сидор.
На волне перестройки в З. активизировались греко-католики, находившиеся до 1989 г. в подполье. На нач. марта 1990 г. в местные органы власти были направлены документы на регистрацию ок. 50 греко-католич. общин. На 1 янв. 1991 г. в З. было зарегистрировано 129 греко-католич. общин. К авг. 1990 г. конфликтные ситуации во взаимоотношениях между униатами и православными были отмечены в 97 населенных пунктах З. В сент. 1991 г. греко-католикам был передан ужгородский кафедральный собор. (Мукачевская греко-католическая епархия подчиняется непосредственно Риму.) Правосл. община выстроила новый Крестовоздвиженский кафедральный собор.
Каноническое Православие остается крупнейшей конфессией в З. По данным на 1 янв. 1993 г., Мукачевско-Ужгородская епархия имела 459 общин, 11 мон-рей с 301 насельником и насельницей, 315 священнослужителей. Решением Свящ. Синода УПЦ от 29 июля 1994 г. из Мукачевской епархии была выделена Хустская и Виноградская епархия. По данным на 1 янв. 1998 г., в Мукачевской епархии было 160 приходов, 10 благочиний, 182 священника, 6 мон-рей. Тогда же в Хустской епархии было 189 приходов, 15 благочиний, 228 священников (из них 7 - кандидаты богословских наук), 11 монастырей. В 2001 г. УПЦ прославила в лике святых схиархим. Алексия (Кабалюка) как преподобноисп. Алексия Карпаторусского.
В крае имеется небольшое количество сторонников УПЦ КП и УАПЦ. Румын. население З. представлено преимущественно православными, венг. население - римо-католиками и реформатами. За последние десятилетия распространение в регионе получили иеговисты, пятидесятники и баптисты.