Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЗАБЕЛИН
19, С. 433-437 опубликовано: 16 октября 2013г.


ЗАБЕЛИН

Иван Егорович (17.09. 1820, Тверь - 31.12.1908, Москва), историк, искусствовед, археолог, коллекционер, один из основателей Исторического музея (ныне Государственный Исторический музей (ГИМ)), автор более 250 работ, посвященных средневек. периоду русской истории, прежде всего истории Москвы. Род. в семье чиновника Тверской казенной палаты. Отец З. происходил из сельского духовенства, после окончания семинарии выбрал светскую карьеру. В 1821 г. Забелины переехали в Москву, отец З. умер, когда мальчику было 7 лет. Юный Иван прислуживал в ц. вмц. Параскевы Пятницы (Божедомской) недалеко от Пречистенского бульвара, где изучил основы церковнослав. языка и искусство колокольного звона. В 1832 г. был принят в Преображенское уч-ще при Екатерининском сиротском доме - московском гос. приюте для детей-сирот (ныне ул. Стромынка, 32), к концу 1-го уч. г. был первым учеником в классе. Программа Преображенского уч-ща давала возможность его выпускникам поступать во 2-й или 3-й класс гимназии, однако З. не имел средств продолжить образование. 12 нояб. 1837 г. он был принят на службу канцелярским служителем 2-го разряда в Оружейную палату, где хранились дворцовые архивы - одно из богатейших собраний рус. документов XVI-XVII вв. Это назначение определило дальнейшую судьбу З. В 1848 г. он получил должность помощника архивариуса, в 1856 г. стал архивариусом Московской дворцовой конторы. Одновременно с канцелярской работой, овладев навыками чтения скорописи, З. изучал документы дворцового архива, также рус. древности (оружие, одежду, предметы обихода), стал экскурсоводом, а затем и консультантом ученых посетителей Оружейной палаты. З. собирал и обрабатывал архивные материалы для историков И. М. Снегирёва и П. М. Строева.

И. Е. Забелин. Литография. 70-е гг. XIX в. (ГПИБ)
И. Е. Забелин. Литография. 70-е гг. XIX в. (ГПИБ)

И. Е. Забелин. Литография. 70-е гг. XIX в. (ГПИБ)
В 1842 г. в «Прибавлении к «Московским губернским ведомостям»» была опубликована 1-я статья З.- о поездках царей на богомолье в Троице-Сергиев мон-рь (Приб. к Моск. ГВ. 1842. № 17. С. 367-370). В этой работе обозначилась одна из главных тем последующей научной деятельности З.- быт и жизнь царского двора, в особенности правосл. обычаи и обряды. Подобным сюжетам был посвящен ряд статей и заметок З., опубликованных в периодических и научных изданиях: «Некоторые придворные обряды и обычаи царей московских в праздник Рождества Христова» (Моск. вед. 1846. № 155. 26 дек. С. 1074-1075; Приб. к Моск. ГВ. 1847. № 50. С. 607-610; № 51. С. 615-617), «Вербное воскресенье в старину» (Москвитянин. 1850. Кн. 8. Отд. 5. С. 163-172), «Царский выход в день Богоявления» (Там же. 1850. Кн. 1. Отд. 5. С. 19-26) и др. Вскоре работы З. привлекли внимание широкой публики и специалистов оригинальностью тем, большим количеством сведений, взятых автором из архивных источников, независимостью и самобытностью суждений, выразительной манерой изложения. На молодого исследователя обратили внимание М. П. Погодин, С. П. Шевырёв, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин и др. Поддержку З. оказывал попечитель Московского учебного округа и председатель имп. Об-ва истории и древностей российских при Московском ун-те (ОИДР) гр. С. Г. Строганов (см. Строгановы). В 1847 г. З. был избран членом-соревнователем ОИДР, в 1851 г. стал действительным членом Об-ва.

Восполняя пробелы в образовании, в 40-х гг. З. прослушал неск. лекционных курсов в Московском ун-те, в т. ч. курс рус. истории проф. Грановского, оказавший на него большое влияние. В 50-х гг. З. принимал участие в подготовке изд. «Древности Российского государства». Много сил он отдал составлению выписок из дел архива Оружейной палаты для издания дополнений к «Дворцовым разрядам». Вел. кнг. Елена Павловна поручила З. составить «Проект обозрения московской старины» (историческое объяснение плана Москвы). В 1853-1869 гг. З., несмотря на незавершенное образование, читал курс рус. истории и археологии в Константиновском межевом ин-те и в школе межевых топографов. Лекции дополнялись практическими занятиями по палеографии.

В июне 1859 г. З. в чине титулярного советника был переведен в имп. Археологическую комиссию. Новым опытом для исследователя стали раскопки скифских курганов и античных городов на юге России. Находки захоронений скифских царя и царицы (множество изделий из золота, серебра и бронзы) в кургане Чертомлык в 22 км к северо-западу от Никополя и захоронения жрицы богини плодородия Деметры в кургане Б. Близница на Тамани, сделанные З. в 1862-1863 гг., были переданы в имп. Эрмитаж. Результаты археологических изысканий З. были изложены им в работах: «Скифские могилы. Чертомлыцкий курган» (Древности: Тр. МАО. 1865. Т. 1. Вып. 1. С. 71-90), «Древности Геродотовой Скифии» (Сб. описаний и археол. раскопок и находок в Черноморских степях. СПб., 1872. Вып. 2) и др. В 1864 г. З. был награжден орденом св. Станислава 2-й степени. Дважды в связи с пребыванием председателя Археологической комиссии гр. Строганова за границей З. управлял делами комиссии и руководил Керченским музеем древностей. В 1876 г. З. ушел в отставку в чине действительного статского советника, в прошении об отставке он писал, что его истинное призвание - «ученый и архивный кабинетный труд».

В 60-х гг. вышли в свет труды историка, посвященные повседневной жизни царского двора,- «Домашний быт русских царей в XVI-XVII столетиях» (М., 1862) и «Домашний быт русских цариц в XVI-XVII столетиях» (М., 1869), впосл. неоднократно переиздававшиеся. Обе работы являлись первыми в предполагавшейся З. серии книг о домашнем быте рус. народа в эпоху Московского царства и утверждали его понимание народа как совокупности мн. социальных типов. Начиная исследование с царского двора, З. предполагал впоследствии создать обширное полотно истории повседневной жизни всего народа, что было частично реализовано в его позднейших работах. Исследование «Домашний быт русских царей» было удостоено большой серебряной медали имп. Русского Археологического об-ва и Демидовской премии. Книга «Домашний быт русских цариц» награждена половиной Уваровской премии и золотой медалью Имп. АН. В 1872 г. оба тома «Домашнего быта...» были переизданы с дополнениями и награждены серебряной и золотой медалями имп. Русского Археологического об-ва.

Начиная с 50-х гг. З. публиковал работы по истории рус. искусства и архитектуры. Он издал «Материалы для истории русской иконописи» (ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 1-128), монографию «Историческое описание московского ставропигиального Донского монастыря» (М., 1865, 18932), ст. «Благовещенский собор и его древняя стенопись» (Моск. вед. 1884. № 119. С. 5). В 1871 г. З. выступил в Московском об-ве любителей художеств с концептуальным докладом «Черты самобытности в древнерусском зодчестве», к-рый впосл. трижды издавался. Анализируя такие памятники, как деревянные церкви в Кижах, Димитриевский собор во Владимире, Спасо-Преображенский храм в Вел. Новгороде, церкви в Коломенском и в Дьякове, З. доказывал, что в XVI в. на основе традиций деревянного зодчества сложился самобытный рус. стиль в архитектуре, образцом к-рого является Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве. В 1873 г. З. был включен в комиссию по наблюдению за реставрацией Правильной и Книгохранительной палат в Кремле. С этого времени он входил почти во все подобные комиссии по реставрации важнейших памятников архитектуры. Ему принадлежит ведущая роль в восстановлении облика соборов XII в. во Владимире. За труды по реставрации Благовещенского собора в Кремле ученый был награжден в 1896 г. орденом св. Владимира 2-й степени.

В 1872-1873 гг. З. издал 2-томник «Опыты изучения русских древностей и истории», в к-ром объединил свои лучшие статьи и очерки, написанные на основе архивных документов. В сборник вошли такие работы З., как «Детские годы Петра Великого», «Три неизвестных гробницы в московском Архангельском соборе», «Московские сады в XVII столетии», «Хроника общественной жизни в Москве с половины XVIII столетия» и др. В 70-х гг. вышли в свет сочинения З. «Большой боярин в его вотчинном хозяйстве» (М., 1871. 2 ч.), «Кунцово и древний Сетунский стан» (М., 1873) и др. исследования, в к-рых реализовался его основной тезис, что «с народом нельзя иначе знакомиться, как только посредством мелочей его жизни».

В 1871 г. ун-т св. Владимира в Киеве в знак уважения к научным заслугам З. присудил ему степень доктора рус. истории. С 1884 г. ученый являлся членом-корреспондентом, с 1907 г.- почетным членом имп. АН, в 1879-1888 гг. был председателем ОИДР. З. состоял действительным и почетным членом мн. научных учреждений и об-в, включая Московское Археологическое об-во, имп. Об-во поощрения художеств, Об-во любителей естествознания, антропологии и этнографии, губ. ученые архивные комиссии и др. Но его положение в научном мире оставалось неоднозначным. Со стороны академического сообщества в адрес историка неоднократно раздавались упреки в отсутствии систематического образования, непоследовательности теоретических воззрений. З. в полной мере не примкнул ни к одной из существовавших в его время исторических школ. Восхищение личностью Петра I сближало его с западниками, любовь к допетровской старине, церковному искусству и книжности - со славянофилами (см. Славянофильство и западничество). Большое влияние на него оказала гос. школа, в первую очередь труды Кавелина.

И. Е. Забелин. Худож. В. А. Серов. 1892 г. (ГИМ)
И. Е. Забелин. Худож. В. А. Серов. 1892 г. (ГИМ)

И. Е. Забелин. Худож. В. А. Серов. 1892 г. (ГИМ)
Взгляды З. на историю соответствовали «органической теории» исторического процесса. В рус. истории и государственности он видел продукт естественного развития общества как целостного организма. Попыткой изложить собственные теоретические представления стал труд З. «История русской жизни с древнейших времен» (М., 1876-1879. 2 ч.). Сочинение, направленное против норманнской теории, не встретило сочувствия у российских историков. Критика, даже самая доброжелательная, указывала на несостоятельность рассуждений З. о раннем периоде рус. истории и призывала обратиться к темам, в которых он был признанным знатоком. Тем не менее З. не отказался от попытки сформулировать свое видение отечественной истории и обратился к одному из ключевых ее процессов - становлению Московского царства. В 1881 г. он издал фундаментальную ст. «Взгляд на развитие московского единодержавия» (ИВ. 1881. Т. 4. Кн. 2. С. 233-268; Кн. 3. С. 489-523; Кн. 4. С. 735-782). Полемизируя с Н. М. Карамзиным, Н. И. Костомаровым и др. исследователями, З. считал процесс собирания земель вокруг Москвы закономерным, вытекавшим из политических и экономических интересов всего народа, а не следствием притязаний московских князей. В кн. «Минин и Пожарский: Прямые и кривые в Смутное время» (1883, 19014) З. утверждал, что в эпоху феодальной раздробленности на Руси гос. власть олицетворяла собой дружинное начало, основанное на стремлении властвовать. Князь принадлежал одновременно к дружине и земству и постепенно его значение как хозяина земли, попечителя об общем земском благополучии стало преобладать над значением, которое придавали старым дружинным связям. В столкновении земских и дружинных основ в период ослабления царской власти З. видел причину Смуты в нач. XVII в. (см. Смутное время), зародившейся в верхах общества и преодоленной теми силами, к-рые служили «общим земским целям, общему земскому добру». Для З. Минин и кн. Пожарский были «святыми образами» этого всенародного движения.

Труды З. сыграли важную роль в популяризации знаний по истории Москвы и русского средневековья. В 1881 г. был опубликован очерк З. «Москва-матушка - золотые маковки», в котором в доступной широкому читателю форме рассказывалось о древнем периоде в истории города. В том же году З. по предложению Московской думы начал работу над историей Москвы. Ученый считал необходимым раскрыть в работе все стороны развития города. Первым шагом к решению этой задачи стала публикация архивных документов по истории древней столицы: «Материалов для истории, археологии и статистики города Москвы» (М., 1884-1891. 2 ч.). Первая часть, составленная по материалам архивов Патриарших приказов, была посвящена истории московских храмов. Масштабный замысел З. реализовывался в осуществлявшихся им параллельно исследованиях по частным темам московской истории. Так появились кн. «Преображенское, или Преображенск, московская столица достославных преобразований первого имп. Петра Великого» (М., 1883), статьи: «Опричный дворец Ивана Васильевича» (Археол. изв. и заметки. 1893. № 11. С. 399-416), «Построение первой на Руси церкви в честь Пречистой Богородицы «Неопалимой Купины»» (Там же. 1893. № 1. С. 4-12), «Подземные хранилища Московского Кремля» (Там же. 1894. № 2. С. 33-44) и др.

В 1902 г. был издан 1-й том «Истории города Москвы», посвященный истории Кремля. В работу вошел большой раздел о жизни Патриаршего двора в XVI-XVII вв., по сути являвшийся частью задуманного З. обширного исследования о быте рус. народа. Вплоть до последних дней жизни З. не прекращал работать над 2-м т. «Истории города Москвы», к-рый остался незавершенным. После смерти ученого рукопись в течение неск. лет готовилась к изданию его дочерью М. И. Забелиной, но революционные события 1917 г. помешали осуществлению этого проекта. В огромном научном архиве З. черновики «Истории города Москвы» оказались разрознены и долгое время считались утраченными. В нач. 2000-х гг. 2-й т. «Истории города Москвы» был реконструирован, опубликован в 2003 г. В этой книге историк вновь обратился к теме собирания русских земель и становления российской государственности в XII-XV вв. Один из фрагментов 2-го т. посвящен царствованию Иоанна IV Васильевича, в к-ром историк отмечает особое значение религии в жизни царя.

В последних работах З. наиболее полно выразились его представления о роли Православия в средневек. Руси, были сформулированы историко-философские и религ. концепции. Будучи, по собственному признанию, «по рассудку» человеком неверующим, как исследователь он осознавал неразрывность материальных и духовных проявлений в средневек. обществе, высоко оценивал социальную и политическую роль Церкви в Др. Руси. З. почитал митр. св. Петра, к-рого называл «сокровищем народной жизни». В рус. святых для З. воплощались одновременно духовная и политическая добродетели. По мысли ученого, даже монахи являлись людьми исторического делания, поскольку они молились о прощении грехов правителей, которые силой и жестокостью создавали земское единство - залог благоденствия народа.

В 1874 г. З. вошел в состав комиссии по постройке здания Российского Исторического музея, сооружение к-рого продолжалось ок. 10 лет. З. не вполне одобрял академический принцип показа памятников, вызывал его возражения и проект здания, созданный архит. В. О. Шервудом. В 1875 г. З. подал в комиссию записку, в к-рой указывал на несоответствие проекта канонам древнерус. архитектуры, после чего в оформление фасада были внесены изменения. В 1884 г. «во внимание к долголетней учено-литературной деятельности и трудам по устройству Исторического музея» З. был удостоен ордена св. Станислава 1-й степени.

После смерти гр. А. С. Уварова З. вступил в должность товарища председателя музея, к-рую занимал с 6 апр. 1885 г. до своей кончины. Несмотря на прошлые разногласия с гр. Уваровым, З. сохранил принципы устройства музея, заложенные предшественником. Ученый прекрасно проявил себя на адм. поприще, успешно решив ряд важных организационных вопросов существования музея: были введены «Правила для руководства и управления» (1887), «Положение о музее» (1888), упорядочены штаты и финансовые дела музея. За годы директорства З. были открыты новые залы, посвященные памятникам Вел. Новгорода и Пскова, Владимира и Владимиро-Суздальской земли, Москвы (до времени Иоанна III Васильевича), Ростово-Ярославской земли. К 1905 г. была закончена отделка 5 залов, посвященных эпохам Иоанна Грозного, Бориса Феодоровича Годунова и Смутному времени, но экспозиция в них при жизни З. не была завершена.

Главным делом З. в музее стало пополнение коллекций. Ему удалось добиться ежегодных ассигнований из казны в 10 тыс. р. на закупку вещей. В одной из работ З. писал, что Исторический музей создается «для утверждения русского самосознания и для развития российского самопонятия». Решить эту задачу, по мысли историка, можно было через показ многообразия деятельности и повседневной жизни человека. Этот подход определил сложившиеся при З. принципы комплектования коллекций Исторического музея, к-рые включали и уникальные памятники искусства, культуры и письменности, и типовые предметы быта различных эпох и сословий. В музей также поступали многочисленные дары. Среди дарителей были: З., московские купцы-коллекционеры П. И. Щукин (предметы быта и искусства, старинное оружие, документы - более 30 тыс. предметов) и А. П. Бахрушин (см. Бахрушины) (церковные древности, рукоделия, фарфор, миниатюры, лубок и проч.- более 2 тыс. предметов), сотрудники и друзья музея - В. А. Городцов, А. В. Орешников, В. Н. Щепкин, Д. Н. Анучин, Е. В. Барсов, П. И. Бартенев, Д. И. Иловайский, Н. П. Лихачёв, Д. А. Ровинский, И. В. Цветаев, художники А. Н. Бенуа, братья Аполлинарий и Виктор Васнецовы, В. В. Верещагин, В. Д. Поленов и др. Коллекции музея при З. выросли более чем в 200 раз. Исторический музей стал центром научной и культурной жизни Москвы. Здесь проходили лекции, концерты, археологические и этнографические выставки. Для занятий и консультаций музей посещали И. С. Тургенев, гр. Л. Н. Толстой, И. Е. Репин, В. И. Суриков, К. Е. Маковский, Н. К. Рерих, Бенуа и др. писатели, художники, деятели искусства. Посещаемость музея к нач. ХХ в. достигала 39 тыс. чел. в год. В 1891 г. З. был пожалован чин тайного советника, в 1908 г.- чин действительного тайного советника.

З. имел огромный опыт и вкус к коллекционированию старинных вещей и документов, к-рым он начал заниматься в годы службы в Дворцовом ведомстве, посещая толкучие рынки и антикварные лавочки. Изначально историк проявлял интерес к предметам быта, что диктовалось не столько скудостью его средств, сколько идеями о значении быта как основы для общественной и культурной жизни. В то же время научные интересы З. обусловили его внимание к старинным рукописям и старопечатным книгам. В составе документальной коллекции З. сохранилась часть архива Донского мон-ря, отражающая архитектурное развитие и административно-хозяйственную деятельность обители в кон. XVII-XVIII в., выписки из документов архива Московской консистории по истории московских и подмосковных церквей и их копии. Личная коллекция З., поступившая в Исторический музей в 1909 г. по завещанию историка, включала более 950 рукописей ХV-XIX вв., редкие карты, иконы, иконные прориси, церковные древности, предметы быта, научный архив и б-ку в 10 825 томов (книжное собрание ученого стало основой созданной в 1938 Гос. публичной исторической б-ки). На проценты с капитала в 70 тыс. р., завещанного З. Историческому музею для приобретения коллекций, в разные годы были куплены Евангелие-апракос ХIII в., летописец XVI в., неск. лицевых рукописей и предметы старинного быта, 5 портретов семьи Пущиных и мн. др. Историк похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. С 1990 г. ежегодные научные чтения, проходящие в ГИМ, именуются Забелинскими. С 90-х гг. XX в. труды З. активно переиздаются в России.

Арх.: ОПИ ГИМ. Ф. 440. Оп. 1. Ед. хр. 1, 11, 13-16, 27-174, 245-249, 271, 275-288, 1006, 1013-1019, 1100-1126, 1276; Оп. 3. Ед. хр. 1-37, 114-117, 124-200 и др.
Соч.: Записные книжки. 50-е гг. XIX в. / Публ.: Н. А. Каргаполова // Российский архив: История Отечества в свидетельствах и док-тах XVIII-XX вв. М., 1994. Т. 5. С. 123-138; Воспоминания о жизни / Публ.: И. В. Белозерова // Река времен: Книга истории и культуры. М., 1995. С. 11-60; История г. Москвы: По изд. 1895 г. М., 1996; Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст. Т. 1: Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. 2 ч. М., 2000; Т. 2: Домашний быт рус. цариц в XVI и XVII ст. М., 2001; Дневники. Записные книжки: [1837-1908] / Сост.: Н. А. Каргаполова. М., 2001; Трон, или царское место, Грозного в московском Успенском соборе // Антология науч. тр. ГИМ: В 2 ч. М., 2002. Ч. 1. С. 11-32 [в соавт. с В. Н. Щепкиным]; История г. Москвы: Неизд. труды / Сост.: Н. Б. Быстрова, М. В. Катагощина. М., 2003; Черты московской самобытности / Вступ. ст., сост.: В. Б. Муравьёв. М., 2007.
Библиогр.: И. Е. Забелин: Библиогр. указ. / Сост.: О. Ф. Бойкова. М., 1988.
Лит.: Кузьминский К. С. И. Е. Забелин и его печатные труды. М., 1912; Сперанский М. Н. Собрание рукописей И. Е. Забелина // Отчет ГИМ за 1916-1925 гг. Прил. 2. М., 1926; Формозов А. А. Историк Москвы И. Е. Забелин. М., 1984; Сахаров А. Н. И. Е. Забелин: Новая оценка творчества // ВИ. 1990. № 7. С. 3-17; он же. Народ - разгадка всего: И. Е. Забелин // Историки России, XVIII - нач. ХХ в. М., 1996. С. 315-333; И. Е. Забелин: 170 лет со дня рождения: Мат-лы науч. чт. ГИМ, 29-31 окт. 1990 г. / Отв. ред. А. Д. Яновский. М., 1992. 2 ч. (Тр. ГИМ; Вып. 81); Катагощина М. В. Философские взгляды И. Е. Забелина в его неизданных трудах // Исторический музей - энциклопедия отечественной истории и культуры: Забелинские науч. чт. 1995-1996 гг. М., 1999. С. 8-25. (Тр. ГИМ; Вып. 103).
М. В. Катагощина
Ключевые слова:
Историки российские Археологи русские Искусствоведы российские Собиратели памятников искусства Москва. Государственный исторический музей (ГИМ) Забелин Иван Егорович (1820 - 1908), историк, искусствовед, археолог, коллекционер, один из основателей Исторического музея (ныне Государственный Исторический музей)
См.также:
ВОРОНИН Николай Николаевич (1904 - 1976), ученый, д-р исторических наук
НИКОЛАЕВА Татьяна Васильевна (1921-1984), историк, археолог, искусствовед, исследователь в области рус. средневек. искусства; доктор исторических наук, старший научный сотрудник Ин-та археологии АН СССР (ныне РАН)
АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук
БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии
БЕКЕТОВ Платон Петрович (1761-1836), издатель, литератор, коллекционер, историк
БОГУСЕВИЧ Владимир Андреевич (1902 – 1978), историк, археолог
БОК Владимир Георгиевич (1850 – 1899), русский коптолог
БОРОЗДИН Константин Матвеевич (1781-1848), археолог, историк
ГОРНОСТАЕВ Иван Иванович (1821 - 1874), архит.-худож., археолог, исследователь древнерус. зодчества
ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859 - 1936), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон
ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф
ЗАВИТНЕВИЧ Владимир Зенонович (1853 - 1927), профессор