[лат. Eugippius] († после 558), италийский писатель, настоятель монастыря Лукуллан близ г. Неаполя (Кампания). Сведения о жизни Е. содержатся гл. обр. в его письмах, а также в составленном им Житии прп. Северина († 482). Вероятно, Е. происходил из рим. пров. Норик в Подунавье. Е. был близок к прп. Северину в последние годы жизни святого. В числе проч. римлян Е. был переселен из Норика в Италию кор. Одоакром в 488 г. В 495 г. Е. находился в Лукуллане, куда были перенесены мощи прп. Северина. Возможно, мон-рь был основан при участии Варвары, матери последнего рим. имп. Ромула Августула, для выехавших из Норика переселенцев.
Е. состоял в переписке с церковными деятелями VI в.: рим. девой Пробой, Дионисием Малым, Кассиодором, карфагенским диак. Фульгенцием Феррандом, рим. диак. Пасхазием, сторонником антипапы Лаврентия, чью позицию в рим. схизме нач. VI в. поддерживал Е. Житие прп. Северина, написанное в 511 г. и являющееся важным источником по истории дунайских провинций в эпоху падения Зап. Римской империи, Е. посвятил Пасхазию. «Извлечение из сочинений блж. Августина» (Excerpta ex operis S. Augustini), составленное Е. по просьбе некоего аввы Мариана и др. монахов, было посвящено Пробе. В этом произведении собрано 348 отрывков из творений блж. Августина. В предисловии Е. отмечал, что получил мн. сочинения Августина благодаря помощи друзей и решил собрать наиболее важные отрывки из его сочинений в одной рукописи для тех, кто будут изучать творения блж. Августина. Об этом труде Е. с похвалой отзывался Кассиодор. Т. о., Е. наряду с Викентием Леринским и свт. Кесарием, еп. Арелатским, стал одним из главных популяризаторов августиновского богословия на Западе в VI в. «Извлечение...» сохранилось во мн. средневек. рукописях и представляет ценность для восстановления текстов сочинений блж. Августина.
Параллельно со свт. Виктором, еп. Капуанским, Е. занимался также вопросами текстологии НЗ и создания его точного лат. текста. Интерес Е. был направлен гл. обр. на Евангелия. Сохранилась рукопись из мон-ря Эхтернах (Paris. Lat. 9389, VII-VIII вв.), к-рая, как указано в колофоне, переписана из книги, находившейся в б-ке Е. Книга была выполнена «индикта 6, год после консульства светлейшего мужа Василия 17», т. е. в 558 г., и это дает основание полагать, что в 558 г. Е. был еще жив. Текст Евангелий, отредактированный Е., был известен уже Кассиодору, однако не получил значительного распространения. Рукопись из Эхтернаха является единственным сохранившимся его списком.
Проч. сведения о Е. относятся к 30-м гг. VI в. Сохранилось адресованное ему послание Фульгенция Ферранда (532). В соч. «О науках божественных и человеческих» (De institutione divinarum litterarum) Кассиодор приводит материалы, к-рые позволяют заключить, что его переписка с Е. относится ко времени после 536 г., когда Кассиодор удалился от гос. дел в основанный им мон-рь Виварий. Ок. 610 г. свт. Исидор, еп. Гиспальский (Севильский), упомянул среди сочинений Е. устав для насельников мон-ря прп. Северина (Лукуллан). Об этом произведении нет др. сведений, вероятно оно было утеряно. А. де Вогюэ предпринял попытку восстановить устав Е. на основе «Правила учителя» (1-я четв. VI в.), а также извлечений из Уставов блж. Августина и прп. Венедикта Нурсийского, однако эта реконструкция представляется спорной.