Наталья Алексеевна (3.07.1902, Саранск - 7.06.1990, Москва), искусствовед, специалист по древнерус. искусству, музейный работник.
Д. (девичья фам. Кербицкая) род. в семье земского врача. Окончив саранскую среднюю школу № 4, в 1922 г. поступила в Харьковский ун-т на медицинский фак-т, но в 1923 г. перевелась в 1-й Московский гос. ун-т на этнологический фак-т, отд-ние изобразительных искусств, к-рый окончила в 1926 г. по специальности «Древнерусское искусство», под научным рук. А. И. Некрасова защитила диплом (1929) на тему «Икона «Благовещение» письма Спиридона Тимофеева 1652 г.».
В 1926-1930 гг. работала штатным практикантом в отделе «Религиозного быта и иконографии» ГИМ, под рук. Е. И. Силина участвовала в подготовке выставки произведений XVI-XVII вв. В 1931-1935 гг. корректор в ряде изд-в; в 1935-1938 гг. научный сотрудник ГТГ в отделе хранения и экспозиции. За подготовку экспозиции древнерус. искусства XI-XVII вв., разместившейся в 7 залах, была переведена в старшие научные сотрудники. В 1943-1946 гг. по договору работала старшим научным сотрудником Загорского историко-художественного музея, где занималась составлением каталога шитья и исследованием живописи иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (период завершения реставрации). В авг. 1946 г. Д. подготовила рукопись ««Троица» Андрея Рублева» и описала 13 праздников из иконостаса Троицкого собора, последняя работа послужила материалом для статьи, опубликованной в 12-м т. ТОДРЛ. В 1947-1949 гг. возобновила работу в ГТГ. В разные годы Д. участвовала в экспедиционных командировках ГТГ, снаряженных по заданию Мин-ва культуры СССР для обследования музейных фондов древнерус. искусства с целью выявления и вывоза наиболее ценных памятников (Ростов и с. Борисоглебские Слободы (ныне пос. Борисоглебский Ярославской обл.), Касимов Рязанской обл.).
Д. принимала участие в создании основанного в 1947 г. Музея древнерус. искусства им. прп. Андрея Рублёва в Москве (ныне ЦМиАР). В 1950-1961 гг. в качестве зам. директора по научной работе Д. занималась комплектованием коллекции, созданием экспозиции и разработкой методики ее показа, изучением памятников в процессе реставрации. Большое значение имела работа Д. по подготовке празднования 600-летнего юбилея прп. Андрея Рублёва (1960). С марта 1967 по февр. 1972 г. работала младшим научным сотрудником в секторе Древнерус. искусства Ин-та истории искусств Мин-ва культуры СССР (ныне ФГНИИ «ГИИ»).
С 1962 г. Д. систематически читала лекции по древнерус. живописи сотрудникам Ин-та по изучению народов Азии, членам Дома ученых и художникам; состояла в МОСХ, в ученом совете Музея им. прп. Андрея Рублёва, музеев Московского Кремля и др.
Д. принадлежала к поколению искусствоведов, в центре научных интересов к-рых оказалось творчество прп. Андрея Рублёва (И. Э. Грабарь, М. В. Алпатов, В. Н. Лазарев). Раскрытие от записей его икон, пришедшееся на 1-ю пол. XX в., надолго определило направление их исследований. Д. сочетала в работах «знаточество» - тщательный метод многолетнего изучения памятников в натуре с доведенным до совершенства стилистическим анализом, который свидетельствовал о глубоком и тончайшем постижении природы произведения. В трудах о живописи прп. Андрея Рублёва и мастеров его круга Д. сумела сформулировать многое из того, что до сих пор определяет понятия «рублёвский образ», «рублёвский тип», «рублёвский стиль».