В Слове надгробном Петру Прокопьеву (1719) Андрей Д. возводит свой род к кн. Борису Александровичу Мышецкому, к-рый в Смутное время переселился из своих поместий под Новгородом в вотчину в Заонежье. Внук кн. Б. А. Мышецкого Евстафий, к-рый был, видимо, 2-м сыном Ивана Борисовича, откуда пошла фамилия Второй (с этой фамилией и с ее вариантом «Вторушин» А. Д. упом. в нек-рых источниках) (Евстафий и Иван как члены семьи Мышецких известны только по сообщению А. Д.), имел 3 сыновей - Ивана, Якова и Дионисия (Дениса) († 1705). Дети Дионисия Евстафьева - Андрей, Семен, Иван и Соломония - главные действующие лица начальной истории Выголексинского общежительства: Андрей был киновиархом Выговской пуст., Семен в 1730 г. сменил Андрея на этом посту, Соломония была настоятельницей жен. Лексинской обители (1706-18 февр. 1735). Петр Прокопьев, внук Якова Евстафьева, племянник Д., стал первым уставщиком Выговского общежительства.
Мн. родственники Д. являлись активными участниками старообрядческого движения. Иван и Яков Евстафьевы возглавили выступления крестьян Шунгского погоста против тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря в 70-х гг. XVII в. Сын И. Евстафьева Емельян был одним из организаторов самосожжений старообрядцев в Корнилиевом Палеостровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре в 1687 и 1688 гг.
(1674, сел. Повенцы, позднее Повенецкий Рядок, совр. пос. Повенец, Карелия - 1.03.1730, Выговская пуст.), основатель и первый киновиарх (1702-1730) Выговского общежительства, старообрядческий писатель. Крестным отцом А. Д. был видный деятель раннего периода старообрядчества, соловецкий уставщик иеродиак. Игнатий, часто посещавший дом Д. Евстафьева. Стремление сохранить «старую веру», руководившее братьями Евстафьевыми и их потомками, привело 17-летнего А. Д. в дек. 1691 г. в Выговскую «пустынь» (Выговский суземок), к-рая с кон. 70-х гг. XVII в. стала прибежищем сторонников «древнего благочестия». Первую зиму А. Д. вместе со своим спутником И. Белоутовым прожил в землянке. Летом 1692 г. они построили небольшую келью между озерами Тагозеро и Белое. Для совместной молитвы и бесед А. Д. часто приходил к Д. Викулину, к-рый вскоре уговорил его соединиться в «единотрапезное и единоименное» житие. В 1693 г. А. Д. привел на Выг свою сестру Соломонию. В окт. 1694 г. по инициативе А. Д. и Викулина и по благословению инока Корнилия было организовано Выговское общежительство на принципах киновийного мон-ря. В 1697 г. на Выг переселились отец А. Д. и братья Семен и Иван.
Первоначально во главе пустыни стояли Викулин и А. Д. В 1702 г. устроение духовной жизни общежительства было отделено от общего руководства пустынью: согласно соборному постановлению 11 сент. того же года, духовной сферой стал ведать Викулин, А. Д. был выбран киновиархом. Этот выбор, главным основанием для к-рого были личные качества А. Д., учитывал также и то, что он происходил из семьи, связанной с ранним старообрядчеством, имел тесные контакты с учителями «старой веры»: иеродиак. Игнатием Соловецким, старцем Варлаамом (в миру Василий Быков), участником организации 2-й Палеостровской «гари» 1688 г., к-рый являлся духовным отцом А. Д. Как свидетельствуют письменные источники, А. Д. пользовался любовью учителей старообрядчества - иноков Корнилия, Виталия Московского (завещавшего ему свою мантию), Прокопия Нижегородского, соловецкого иером. Пафнутия, соловецкого соборного старца Геннадия (Качалова).
А. Д. сыграл главную роль в упрочении внешнего положения старообрядческого центра. Когда Выговское общежительство в связи с припиской к Олонецким Петровским заводам было легализовано, он стал главным ходатаем по выговским делам в обеих столицах. Пустынножители ценились заводской администрацией как хорошие, квалифицированные работники. А. Д. пользовался расположением приказчика Повенецкого завода Г. Традела, начальника всех заводов А. С. Чоглокова, позже коменданта В. И. Геннина. Во время заключения С. Денисова в новгородской тюрьме (1713-1717), когда в опасности оказалась судьба не только младшего брата, но и всей пустыни, А. Д. предпринимал активные меры для исправления положения, подбадривал посланиями и узника и общежителей. При А. Д. сложилась практика поднесения высоким лицам, в частности имп. Петру I и царице Прасковии Феодоровне, во время их приездов на Марциальные воды «писем и гостинцев». Гостинцами обычно были олени и птицы (живые и стреляные), лошади, а также, возможно, в соответствии с духом времени «морские курьозы» для частных кунсткамер. Известен ряд приветственных и благодарственных посланий А. Д. Геннину (1721), Новгородскому архиеп. Феодосию (Яновскому) (1722), имп. Екатерине I по случаю коронования (1724), придворному поэту М. И. Ширяеву (1725-1727), имп. Петру II по случаю вступления на престол (1727).
Благодаря организаторскому таланту А. Д. старообрядческая обитель на Выге быстро росла и обустраивалась. В 1705-1712 гг., когда на Выге вслед. неурожаев разразился голод и мн. насельники покидали общежительство, киновиарх не только активно по всей стране собирал деньги и подаяние для общежителей, но и поучал братию сохранять крепость духа в посланном искушении. По инициативе А. Д. была организована доставка хлеба из Поволжья в С.-Петербург и его продажа, что приносило общежительству значительный доход. Получили развитие морские промыслы: экспедиции выговских трудников отправлялись на Нов. Землю и Шпицберген для добычи моржей, тюленей, белых медведей. В 1706 г. в 20 верстах от Выговского мон-ря на р. Лексе была основана жен. обитель. В 1717-1718/19 гг. большое строительство развернулось в муж. общежительстве. При А. Д. завели «судовое строение», началось строительство пристани в Пигматке на Онеге. Когда в 1727 г. выгорела Лексинская обитель, наставник сам принимал участие в ее возобновлении, рубил и сплавлял лес.
Трудами первооснователей пустыни (Викулина, Д., Прокопьева), но гл. обр. А. Д., была выработана программа развития старообрядческого центра. А. Д. составил ряд уставных статей, определявших устройство и порядок жизни Выговского и Лексинского общежительств: раздельное пребывание мужчин и женщин, отсутствие личного имущества, подчинение должностным лицам киновии (Дружинин. Писания рус. старообрядцев. 1912. С. 96-97, № 19-27). А. Д. следует считать основоположником традиций произнесения Слов на церковные праздники и посещения выговскими наставниками «скитов» в дни престольных праздников.
В 1-й трети XVIII в. на Выге развернулось активное культурное строительство, во главе к-рого также стоял А. Д.: создавались школы для обучения грамоте и пению, формировались лит. и иконописная школы. «История Выговской пустыни» И. Филиппова содержит свидетельство о книжных экспедициях А. Д. в 1705-1712 гг.: «Оный же Андрей в те вышеписанныя нуждныя годы ездяше ово з братом Симеоном, а ово и с ынными по всем градом и в Москве по всем монастырям и в Нижегородской пустыни промышляше книги и осматриваше, овые покупаше, а овые списываше, испытуя, како в древлеотеческом благочестии утверждатися и стояти» (С. 139). Параллельно с разысканием и перепиской книг велся подбор свидетельств церковно-археологического характера в пользу старых обрядов. Из книг, приобретенных во время подобных поездок, пожертвованных благотворителями и переписанных, составилась богатейшая б-ка. Скрипторий был организован в самой Выговской пуст.: переписывались, в т. ч. на заказ и на продажу, не только памятники древнерус. книжности, но и сочинения выговских авторов.
А. Д. был одним из наиболее авторитетных выговских книжников и начетчиков, современники называли его «мудрости многоценное сокровище». Творческое наследие А. Д., почти неопубликованное, насчитывает ок. 200 сочинений. Их анализ показывает, что лит. творчество не являлось для А. Д. самоцелью, но было подчинено задачам наставничества, поэтому основное место среди его лит. трудов занимают проповеди и поучения братии общежительства. А. Д. написал 8 Слов на двунадесятые праздники, 8 Слов, посвященных святым, и 4 послания, датируемые 1713-1721 гг., с поздравлениями братии общежительства и скитов в дни главных церковных праздников. Проповеди А. Д. (Дружинин. Писания русских старообрядцев. 1912. С. 113-121, № 102-135) направлены на укрепление слушателей в вере и убеждают твердо следовать установлениям старообрядческого общежития (напр., Слова о покаянии, о молитве, о вере, о страхе Божием, о крестном знамении, о девстве, о смирении и т. п.). Перу первого выговского киновиарха принадлежат 4 надгробных Слова, в т. ч. надгробное Слово Прокопьеву (1719), содержащее очерк ранней истории Выга.
А. Д. был автором большого числа полемических сочинений и посланий, являющихся откликом на проблемы, волновавшие старообрядцев в 1-й четв. XVIII в., такие как знамения пришествия антихриста, написание «титлы» на кресте, обличение «новых мудрецов». А. Д.- автор основной части «Поморских ответов» (1723) на 106 вопросов правосл. миссионера иером. Неофита, ставших настольной книгой всех старообрядцев. Выговский наставник был главным редактором этого фундаментального труда.
А. Д. явился создателем выговской лит. школы, в к-рой обучение писательскому мастерству шло через штудирование учебников риторики, разбор примеров и подражание образцам. Учениками А. Д. были его брат Семен, Т. Петров, М. Петров, Д. Матвеев. Первый выговский киновиарх был знатоком рукописной книжности, сделанные им описания отдельных рукописей Троице-Сергиева мон-ря, московского Успенского собора и Патриаршего двора показывают, что он мог определить древность письма, украшений, переплета. По свидетельству Жития А. Д., его ученик М. Петров собрал первоначальный материал к датировке «Соборного деяния на еретика Мартина» и «Требника митрополита Феогноста», появившихся в нач. XVIII в. «для борьбы с расколом». Детальный критический разбор этих фальсификаций, сделанный скорее всего А. Д. и давший основание В. Г. Дружинину назвать выговцев первыми палеографами, вошел в «Дьяконовы ответы» (1719) и «Поморские ответы».
Выговская традиция сохранила воспоминание о чертах характера А. Д.: рассудительности, стремлении сохранить в братии мир и согласие, скромности в пище и одежде (на братские труды приходил в одеждах «уже многоплаченых», т. е. многократно зашитых и заплатанных), знании меры, в т. ч. в произнесении проповедей, «ибо толь благоискусно и мерно оное произвождаше, яко слушателей никогда же во отягощение и уныние привождаше».
На погребение А. Д. собралось до 2 тыс. чел., в т. ч. крестьяне окрестных деревень. Сочинения первого выговского киновиарха переписывались, его изображение помещалось на книжных миниатюрах и настенных рисованных лубках. Житие А. Д. было написано А. Борисовым в 80-х гг. XVIII в., тогда же И. Антонов составил службу ему. С годами А. Д. стал восприниматься старообрядцами-беспоповцами как символ славы общежительства и как его небесный заступник.
(1682, сел. Повенцы - 25.09.1740, Выговская пуст.), один из основателей Выговского общежительства, старообрядческий писатель. В Выговскую пуст. переселился вместе с отцом и братом Иваном по инициативе старшего брата Андрея в 1697 г. Сразу же стал помощником последнего по обустройству киновии. Вместе с ним в 1707-1712 гг. ездил по России с целью сбора милостыни для обители, переживавшей череду неурожайных лет и голод, одновременно приобретал старопечатные и рукописные книги и участвовал в сборе церковно-археологических свидетельств в пользу «старой веры».
10 дек. 1713 г. С. Д. был арестован по повелению Новгородского митр. Иова, более 4 лет провел в заключении, отказываясь от присоединения к правосл. Церкви, в письменной полемике с митр. Иовом отстаивал истинность старообрядчества. 29 марта 1714 г. узника отвезли в С.-Петербург для представления Петру I. Царь не освободил заключенного, и не предал его казни, но распорядился обращать к правосл. Церкви мерами убеждения. 1 марта 1714 г. С. Д. был возвращен в Новгород. Собеседования с заключенным проводил находившийся тогда в Новгороде Иоанникий Лихуд (см. ст. Лихуды). Не изменили участи С. Д. неоднократные ходатайства коменданта Олонецких Петровских заводов Геннина. Осенью 1717 г. С. Д. бежал из тюрьмы и вскоре вернулся на Выг. Со временем заключения С. Д. связан поворотный этап в развитии общежительства: его насельники осознали Выг как свою духовную родину и окончательно связали с ним свою судьбу, результатом чего стал расцвет старообрядческого центра. В сознании выговцев С. Д. воспринимался как мученик за веру.
По возвращении в Выговское общежительство С. Д. нек-рое время провел в уединении, занимаясь словесными науками, читая книги, штудируя учебники риторики, обучаясь навыкам лит. труда у брата Андрея. Затем стал учителем, в 30-х гг. XVIII в. вместе с М. Петровым создал выговскую «Риторику». Принимал активное участие в составлении «Поморских ответов».
В 20-х гг. XVIII в. С. Д. был первым помощником А. Д. в настоятельских трудах. Составил ряд уставных статей, в т. ч. содержащих нормы поведения для трудников и круг обязанностей должностных лиц киновии. В 1730 г. после смерти брата стал киновиархом пустыни и продолжил его линию по благоустройству общежительства: в 1731 г. были построены новая часовня на Выге, пристань и амбары в Пигматке, в 1734 г.- плотина и новая мельница на Лексе, в 1735 г.- новая гостиница на Выге и др.
В 30-х гг. С. Д. столкнулся с рядом серьезных проблем. В 1733 г. Е. Кузнецов и П. Халтурин подали донос на выговцев, однако последним удалось предотвратить расследование. Донос И. Круглого 1737 г. имел более серьезные последствия: назначенная по нему 9 окт. 1738 г. комиссия О. Т. Квашнина-Самарина работала в Выговской пуст. до 1744 г. 30 марта 1739 г. С. Д. в числе др. заложников был отправлен в Шуньгу, где провел в заключении полгода (вернулся в общежительство в сент. 1739).
На 1733-1740 гг. пришлись 2 размолвки между наставниками пустыни. В 1733-1734 гг. покинул муж. общежительство и переселился в скит Корельский Бор, а затем уехал в Сибирь уставщик Трифон Петров, не сойдясь с С. Д. в «некоих уставленьях житейских и церковных». В 1737 г. разгорелся конфликт со старцем Филиппом (Васильевым), после Викулина являвшимся «духовным отцом» пустыни. В знак протеста против моления за царя, к-рое выговцы были вынуждены ввести ввиду нависшего над общежительством следствия, он вышел из киновии (что положило начало филипповскому согласию в беспоповстве). Во время работы комиссии нек-рые выговцы, опасаясь преследований, покинули общежительство. Кроме того, в 30-х гг. XVIII в. скончались мн. близкие С. Д. люди: Викулин (1733), сестра Соломония (1735), брат Иван (1737).
Заключение 1739 г. подорвало здоровье С. Д. Когда он смертельно занемог, остро встал вопрос о преемнике в руководстве общежительством. 10 сент. 1740 г., за 2 недели до смерти, киновиарх написал «писмо известителное вкупе и молителное» (помимо духовного завещания), в к-ром выразил озабоченность в связи с сохранением наследия первых выговских отцов. С. Д. отправил письмо Т. Петрову, прося его вернуться на Выг и стать настоятелем, однако тот отказался. После этого выбор киновиарха пал на И. Филиппова, Д. Матвеев был определен помогать настоятелю в духовных делах, М. Петров - в светских.
С. Д. скончался в самый разгар работы следственной комиссии, поэтому его погребение было скромным и немноголюдным. Последующая традиция сохранила описание внешности С. Д.: «Возрастом [ростом.- Е. Ю.] бяше умерен, власы русы, корчавы же и густовласы имущь, лицем округл, брадою скуд и беловлас. Телом сухоняв и от многаго воздержания издш плотию. Руце и персты имеющь долзе, носом тупоняв, очима светел, зеницами свобод, зраком усмехлив. Мало нагорб, рукама борзо и добре пишущь. Внутреними силами и качествы преудобрен, в разумениих глубок и смыслом ис природы остр и памятную силу имущь многу». В 70-х гг. XVIII в. на основе сохранившихся черновых записок В. Д. Шапошников написал «Сказание о преставлении Семена Денисова», в 80-х гг. того же века А. Т. Серебрянников составил Житие С. Д., тогда же была создана служба ему. Известны его изображения на книжных миниатюрах и настенных рисованных лубках.
Лит. наследие С. Д. (ок. 100 сочинений) не столь велико по объему, как наследие его брата Андрея, но более разнообразно в жанровом отношении. Его труды на ниве словесности в меньшей степени зависели от задач руководства пустынью. С. Д. написал основополагающие сочинения исторического цикла о старообрядческом движении в России во 2-й пол. XVII - 1-й пол. XVIII в.: «История об отцах и страдальцах соловецких» (10-е гг. XVIII в.) и «Виноград Российский» (30-е гг. XVIII в.). Ему также принадлежат многочисленные торжественные, проповеднические, поздравительные и надгробные Слова. Полемико-догматические сочинения С. Д. были посвящены гл. обр. вопросам крещения, сложения перстов при крестном знамении и форме креста. Помимо прозаических жанров С. Д. успешно пробовал себя на ниве силлабического стихотворства.
Поморский портрет, в частности изображения Д.,- своеобразное явление старообрядческой культуры посл. трети XVIII - 1-й пол. XIX в. Сохранилось неск. портретов Д., исполненных, как правило, в стилистике поморского искусства в иконописной технике на доске, темперой и чернилами (или акварелью) на бумаге и в тиражной графике. Наиболее ранние изображения являются иллюстрациями, помещенными в рукописях сочинений Д. На миниатюре из Месяцеслова с пасхалией 1774 г. из собрания П. И. Щукина (ГИМ. Щук. 837. Л. 1 об.) Семен Д. представлен с нимбом, прямолично, по пояс, в синей рясе, с Евангелием в левой руке, на к-рое он указывает перстом десницы; на фоне возле плеч - инициалы («С. Д.» с титлами).
В др. подобных произведениях, несмотря на использование приемов условной иконописной трактовки формы, нимб отсутствует. Портреты Д. на книжных миниатюрах и настенных листах близки по иконографии - это фронтальные поясные изображения наставников с развернутыми вверх свитками (или листами) в левой руке и с указующим на текст перстом десницы, нередко заключены в овал. На свитках написаны изречения Д.: у Андрея - «Понеже православная и христианская вера еже веровати во Единаго Бога», у Семена - «Всякая предложенная вещь опасна разсмотрением искушенна достоверствуется». В ликах сохраняется индивидуальная характеристика: широкое лицо с морщинами на лбу и щеках, «шапка» рыжих кудрявых волос, окладистая, немного вьющаяся борода средней величины (у Семена Д. кудри только обрамляют лоб, борода меньшего размера). Детали рисунка и надпись имени выполнены с учетом иконной традиции (прориси). В числе произведений такого рода - миниатюра «Андрей Денисов» из его Жития, ок. 1810 г., из собрания А. С. Уварова (ГИМ. Увар. 817. Л. 4 об., см. также: РНБ. Ф. 345. Ед. 4. Л. 18 об.; ИРЛИ (ПД). Перетц. 625. Л. 10, 11); рисованные листы с его портретом нач. XIX в. (ГИМ, из собрания П. С. Уваровой), 1876 г. работы «изуграфа» Я. С. Суслова (РГБ), кон. XIX в., с подписью: «Сей мудрый философ и правой веры член Андрей Денисов сей ответами почтен» (ГИМ).
К портретам-иконам выговских наставников (на иконной доске, но без нимба) относятся произведения близкого извода 1-й пол. XIX в. (ГИМ, из собрания Румянцевского музея) и сер.- 2-й пол. XIX в. (ГИМ). На более раннем Андрей Д. представлен поколенно, перед ним на аналое - чернильница, перо и раскрытая книга с цитатой из «Поморских ответов» («Понеже овци есмы начало пастыря Хр[и]ста рекшаго...»), десница с указующим перстом лежит на странице. Образ заключен в круглую рамку, в углах - цветочные орнаменты, внизу вирши: «Андреи всю истину открыл пред светом ясно, во всем Хр[и]сту и Ц[е]ркви всеи с[вя]теи согласно». 3 небольших образка - Андрея, Семена Д. (у обоих волосы с проседью) и Викулина - представляют серию поясных изображений иконного характера на темно-оливковом фоне, плотно вписанных в поле ковчега. Не исключено, что такие произведения создавались в Москве мастерами из молелен на Преображенском кладбище, о чем свидетельствует редкое изображение на одной доске группы овальных портретов выговских киновиархов (с высветлением фона вокруг головы) 70-80-х гг. XIX в. (ГИМ, из собрания П. И. Щукина), куда включен также портрет попечителя Преображенского богаделенного дома К. Е. Егорова (с более реалистичной трактовкой формы).
В группе поморских рисунков встречается парное изображение Андрея и Семена Д. 10-х гг. XIX в. (ГИМ, из собрания А. П. Бахрушина) с видом Выгорецкой киновии, под портретами - тексты с краткими биографиями. На др. листах 1-й пол. XIX в. (РГБ) Андрей представлен вместе с Викулиным (изображение на ткани с печатью фабрики В. Морозова), а Семен - с Прокопьевым в овальных рамках с подписями в картушах. Портреты этих 4 наставников имеются на рисунке нач. XIX в. (ГИМ); на листе кон. XVIII - нач. XIX в. (ГМИР) к ним добавлено в центре в круглом клейме изображение иноков Корнилия и Виталия в рост на фоне пейзажа с храмом. На 3-частном монохромном листе сер. XIX в. из р-на Печоры, созданном в мастерской Великопоженского монастыря (ГИМ; вероятно, первоначально 5- или 6-частный ряд), Семен с разделенной на пряди бородой представлен слева в ряду с Филипповым и Викулиным. На одном из поморских листов - редкий образ Соломонии Д. (нач. XIX в., ГЛМ).
Неск. произведений представляет родословное древо Д., напр. лист 1-й пол. XIX в. из собрания А. П. Бахрушина (ГИМ ОПИ. Ф. 1. Ед. 126) с панорамами и топографией Выговской и Лексинской обителей (мужчины изображены прямолично, женщины - вполоборота или в профиль) или др. близкие по иконографии варианты того же времени (ГИМ, из собрания П. И. Щукина; ГИМ ОПИ. Ф. 147. Арх. 1070; ГМИР, ГЛМ). Экземпляр подобного извода из коллекции Е. В. Барсова экспонировался на этнографической выставке 1879 г. в Москве (Ровинский. Т. 1. Стб. 657). Бытовали также рисунки древа только с именами киновиархов Выгорецкого общежительства, годами их жизни и настоятельства (1826, ГИМ). На листе 1-й пол. XIX в. (ГМИР) над подробным планом Выговского общежительства («мужеского» и «девического» мон-рей) в кругах - полуфигуры 6 наставников вполоборота к центру (Д. тоже в синей одежде), со свитками в руках.
По замечанию Д. А. Ровинского, гравированный портрет Андрея Д. «чествуется раскольниками наравне с иконами» (Ровинский. Т. 1. Стб. 657). Известны варианты оттисков гравюры пунктиром (иногда с резцом, раскраской) с изображением Андрея, 1-я треть XIX в. (РГБ, опубл.: Там же. Стб. 658). Он представлен в рамке ампирного типа, фронтально, как обычно на рисунках, подпись обрамлена лавровыми гирляндами. По-видимому, портрет печатался на одном листе с аналогичным образом Викулина.
Тот же извод иконографии и особенности внешнего облика Д. сохраняются на литографиях сер.- 2-й пол. XIX в., в частности на помещенных в изд.: Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. Портрет Андрея Д. кон. XIX в. (РГБ) в технике хромолитографии с золотом окаймляет большой картуш с растительным орнаментом и изображением процветшего креста, винограда, цветов и птиц.
Уникальным является живописный портрет Андрея Д. 70-х гг. XIX в. в академической манере (НКПИКЗ), очевидно, из конгрегационного зала КДА - поясное изображение вполоборота влево, в синей рясе, с указующим перстом левой руки на развернутый вверх лист в деснице («Понеже православная и християнская вера еже вера в Б[о]га»). У него рыжие кудрявые волосы и окладистая светлая борода средней величины; внизу белая полоса с подписью: «Андрей Денисович» (как и на др. портретах из КДА).