Иван Иванович (1837, дер. Будьково Покровского у. Владимирской губ., ныне Орехово-Зуевского р-на Московской обл.- 1913, с. Кабаново, там же), деятель старообрядческого поморского согласия, полемист. Родом из крестьянской семьи Костиных, в 16 лет женился на А. П. Зыковой, дочери П. Д. Зыкова, владевшего производством хлопчатобумажных тканей в Кабанове. Кабаново и ближайшие деревни (Будьково, Ивоново (ныне Ионово), Ликино (ныне Ликино-Дулёво) и др.) входили в граничившую с Гуслицей историческую обл. Патриаршина (территория совр. Орехово-Зуевского р-на и прилегающие районы Владимирской обл., в узком значении - местность, где теперь находятся г. Орехово-Зуево и его юж. пригород); здесь жили преимущественно старообрядцы-поморцы, сохранявшие живую связь с Выголексинским общежительством до упразднения последнего в 1856-1857 гг. После смерти тестя З. возглавил фирму Зыковых и стал известен под этой фамилией.
З., владевший большой б-кой древних книг, участвовал в многочисленных полемических собеседованиях с правосл. миссионерами, с единоверцами, с др. старообрядцами, на к-рых он отстаивал учение поморцев. По мнению современников, З. «в беседах был красноречив и находчив» (Большаков. 1913. С. 70). 3 окт. 1876 г. состоялось полемическое собеседование З. с игум. Павлом Прусским, на к-ром старообрядец задал игум. Павлу 3 вопроса, касающиеся решений Большого Московского Собора 1666-1667 гг., с требованием дать оценку этим постановлениям. Впосл. эти же вопросы З. задавал др. правосл. миссионерам: свящ. Рафаилу Виноградову в Самарской губ., свящ. Василию Иванову в Нижегородской губ., членам Петра митрополита братства в Москве, но не был удовлетворен ответами. На замечания против старообрядцев Пафнутия (Овчинникова), игум. Гуслицкого в честь Преображения Господня монастыря, З. в ответ составил «Обличение великороссийских пастырей, или 58 погрешностей в господствующей Церкви», к-рое разослал мн. известным миссионерам и правосл. священникам. Беспоповское учение З. защищал в «Ответах единоверцам» (в книге З. «Меч духовный»), а также в «Духовных ответах» на письмо от 19 сент. 1891 г. Я. И. Максимова, члена братства Петра митрополита. З. составил обширный Цветник, в к-ром с беспоповских позиций рассматривается более 40 вопросов: о «Церкви Христовой», о таинствах, о перстосложении, о необходимости брака, о разделении с федосеевцами из-за моления о царе и различного понимания антихриста и др.
З. часто говорил поучения в беспоповских моленных как в родных местах, так и во время поездок по Волге, Кавказу, Оренбуржью. Помимо тем, относящихся к содержанию церковных праздников, З. в поучениях обычно затрагивал вопросы совр. положения старообрядчества, критиковал вероисповедную политику рус. властей. З. говорил поучения 9 апр. 1878 г. («В Неделю цветоносную») в дер. Ивоново, 23 июля того же года в дер. Будьково - «Слово в Неделю 7-ю по всех святых», 1 окт. 1880 г. начетчик выступил на открытии старообрядческого уч-ща в дер. Ивоново, 15 марта 1881 г.- в Зуеве при принесении присяги имп. Александру III, 23 мая того же года - в поморском храме в Бердянске, 22 окт. 1884 г.- в Зуеве на освящении молитвенного дома Рождества Пресв. Богородицы и свт. Николы при «Товариществе Зуевской мануфактуры Ивана Никитича Зимина». В 1881 г. З. подвергся кратковременному аресту.
З. был участником ряда старообрядческих соборов и съездов. На соборе о самокрестах, состоявшемся 6 авг. 1891 г. в Н. Новгороде, он был практически отлучен от поморского согласия, т. к. вместе с А. А. Надеждиным выступил за мягкий подход к самокрестам, присоединявшимся к поморцам. Впосл. разногласия были преодолены, и в 1898 г. с участием З. в Патриаршине прошел местный собор поморцев. З. возглавил собор поморцев законобрачного согласия, проходивший в сент. 1905 г. в Самаре. На 1-м Всероссийском соборе поморцев брачного согласия, состоявшемся в Москве в мае 1909 г., З. был избран товарищем председателя собора, затем товарищем председателя Совета соборов и съездов, действовавшего в период между соборами. На соборе З. прочел доклад «Об антихристе и пророках». 7-10 мая, в ходе собора, в Большой аудитории Политехнического музея под председательством в т. ч. З. прошли беседы Л. Ф. Пичугина с начетчиками белокриницкого согласия (см. Белокриницкая иерархия).
Поучения и выступления З. на полемических собеседованиях переписывались в сборники («Беседы», рукописи украшены гуслицким орнаментом). Ряд сочинений З. был размножен на гектографе. З. похоронен на кладбище в Ликино (ныне Ликино-Дулёво Московской обл.).