[греч. Οὖννοι, лат. Hunni], древний народ, пришедший в Европу из Азии. Впервые упомянуты в источниках в связи с описанием бегства значительной части герм. народа визиготов на территорию Римской империи в 376 г. Визиготы были напуганы слухами о страшных пришельцах - Г., разгромивших в Сев. Причерноморье родственных им остроготов. Перед этим Г., продвинувшись с востока, покорили ираноязычных аланов, живших на территории от Сев. Кавказа до донских степей. Гипотеза о связи Г. с разгромленным китайцами центральноазиат. народом хунну (сюнну) разделяется мн. специалистами, но не имеет бесспорных доказательств. Язык Г. неизвестен, по ряду оценок он относился к древнему пласту тюрк. языков. Есть гипотезы о принадлежности Г. к угорским народам, к народам, близким к кетам. Несомненны лишь принадлежность к монголоидной расе, кочевой образ жизни и связь Г. с областями, близкими к Центр. Азии.
После покорения аланов и вост. групп готов Г. подчинили ряд др. народов юга Вост. Европы и к кон. IV в. стали здесь ведущей военной и политической силой. Известно, что в 70-х гг. IV в. могущественнейшее из объединений Г. возглавлял Баламбер, при этом др. группы Г. действовали отдельно. Напр., группировка Г. наряду с готами и аланами входила в объединение, возглавляемое Алатеем и Сафраком, участвовавшее в разгроме рим. армии в 378 г. у Адрианополя, а в 382 г. получившее статус федератов Рима и земли для поселения в Паннонии. Какие-то группировки Г. привлекались имп. Феодосием I Великим для борьбы с узурпаторами в 388 и 394 гг. В 395-398 гг. отряды Г. совершали набеги на Закавказье, доходя до Сирии, а также на Балканы. В нач. V в. в Н. Подунавье сильнейшим было объединение Г. (им были подчинены скиры и ряд др. народов) во главе с Ульдисом (Ульдином), в 400 г. они пленили бежавшего за Дунай мятежного рим. полководца Гайну, родом гота, отправив его голову в К-поль; в 408-409 гг. нападали на Вост. Римскую империю, но были отбиты. Наряду с этим отряды Г. использовались западнорим. полководцем Стилихоном для борьбы с группировкой Радагайса, вторгшейся в 405-406 гг. в Италию, а также против вестготов. У имп. Гонория был отряд гвардейцев из Г. (перебиты в 409). В 405-408 гг. у Г. в качестве заложника жил Аэций. Ок. 412 г. известно о правителе Г. Донате, умерщвленном при участии римлян, и «первом среди вождей» Харатоне. Ок. 415-420 гг. или в 421 г. Г. совершили поход против Персии.
В 20-х гг. V в. начинается консолидация Г. во главе с Ругилой, ставшим единовластным правителем после гибели Уптара в походе на герм. народ бургундов (430). С 433 г. эта политика была продолжена сменившими Ругилу племянниками Бледой и Аттилой (убив брата, с 445 правил один). В 427 или 433 г. по договору с Зап. Римской империей Г. получили под контроль земли в Паннонии. В 435-438 гг. отряды Г. воевали под командованием западнорим. полководца Литория против восставших жителей Галлии багаудов и контролировавших юго-зап. часть этой провинции вестготов, но в 439 г. были разбиты. В 437 г. Г. Аттилы разгромили бургундов (что нашло отражение в дошедшем до нас древнегерм. эпосе - «Песни о нибелунгах» и др.). Были подавлены и попытки проявления самостоятельности ряда народов в составе державы Г., в т. ч. пытавшихся наладить отношения с К-полем акациров, живших к северо-востоку от Чёрного м.; во главе их был поставлен сын Аттилы. В 435 г. Г. заключили новый договор с Вост. Римской империей, увеличивший выплаты Г. и обусловливавший выдачу «беглецов» (тех, кто не подчинились центральной власти Г.), еще более ужесточившийся в 443 г., после разрушительного похода Г. в 441-442 гг. на Балканы. В 446 г. по договору с Аэцием Г. получили земли на р. Саве, в 447 г. возобновили наступление на Вост. Римскую империю, закончившееся миром 448 г. Ок. 450 г. Г. вмешивались в усобицы герм. народа франков.
В сер. V в. сложилась огромная держава Г., простиравшаяся от Подунавья до Поволжья и Сев. Кавказа, включавшая кроме Г. аланов, группу герм. племен, в т. ч. гепидов и предков буд. остготов, и мн. др. народы. В разной степени зависимости от нее был и ряд народов лесной зоны Европы. Ставка Аттилы, с деревянным, украшенным резьбой дворцом и усадьбами приближенных, находилась на р. Тиса. Проблема общественной организации Г. вызывает споры: ряд исследователей отказывают Г. в развитых социально-политических структурах и признают наличие у них лишь военизированных родовых отношений, позволявших племенной верхушке паразитировать на грабеже покоренных народов; др. признают развитость социальной и политической структур у Г. под влиянием гос-в, с к-рыми Г. контактировали. Соответственно по-разному оценивается и роль Г. в развитии народов Европы. Хотя Г. оставались кочевниками, «базы» их или подчиненных им объединений, где концентрировались ремесленники и др. обслуживающее население, выявлены на Дону, таковыми были, вероятно, и античные города на Дунае, Пантикапей (совр. Керчь) в Крыму и др. Материальная культура собственно Г. известна фрагментарно, с ней связывают литые котлы с грибовидными ручками, диадемы и нек-рые др. украшения, золотые обкладки луков, деревянных скульптур и чаш, 3-лопастные ромбические черешковые наконечники стрел, бо́льшая же часть археологических находок, связываемых с кочевниками гуннского времени, имеет европ. истоки.
В 50-х гг. V в. основной удар Г. был сосредоточен против Зап. Римской империи. Нападение на Галлию в 451 г. было отбито в «битве народов» на Каталаунских полях. В 452 г. Г. двинулись в Италию, разграбили Аквилею, Медиолан (совр. Милан) и др. города, но повернули назад. По преданию, они не пошли на Рим, испугавшись возможной «Божией кары». В 453 г. умер Аттила, после чего восстали подчиненные народы во главе с гепидами, разгромившими Г. и оставшиеся верными им группировки на р. Недао (где погиб и преемник Аттилы - его старший сын Эллак). Остатки Г. ушли в степи Н. Подунавья и Сев. Причерноморья. В 456 г. их контрнаступление отражено остготами. В 465/6 г. нападение Г. под предводительством Хормидака на Балканы было отбито, а попытка сыновей Аттилы, Динцика и Эрнака, в 466 г. наладить отношения с империей не была успешной. Походы Г. 467-469 гг. закончились неудачами и смертью Динцика. В 60-х гг. V в. в Европе появляются группы кочевников из Азии, истребившие или включившие Г., акациров и др. степные народы в новые военно-политические объединения.
Данные о религии Г. крайне скудны. У них отсутствовал развитый религ. культ и господствовала присущая мн. кочевникам веротерпимость. Это, а также жестокость, разграбление церквей и разрушение городов, убийство клириков и мирян послужили основой суждений о Г. как о «лишенных разума животных... не связанных уважением ни к какой религии или суеверию» (Amm. Marc. Res. gest. XXXI 2. 11). К традиц. верованиям Г. относятся гадания, предсказания, «знаковые» явления, к-рые они истолковывали как по своему разумению, так и при помощи прорицателей. Предполагают наличие у Г. служителей культа, наподобие шаманов. Вера Г. в загробную жизнь отразилась в погребальной практике, о чем свидетельствует наличие по крайней мере элементов культа предков, фетишизма. С ритуальными действиями («молениями») у Г., судя по нек-рым описаниям, связано употребление хмельных напитков. Предполагают, что для ритуалов использовались известные по археологическим находкам котлы. Ряд явлений общественной жизни Г. можно считать предпосылками формирования культа вождя. Нек-рые известия рассматривают как свидетельства спорадических человеческих жертвоприношений.
На захваченных Г. землях продолжали существовать и не преследовались традиц. культы, причем их влияние, очевидно, распространялось и на часть Г. Известно о проповеди христианства у Г., крещении нек-рых на рим. службе, хотя подавляющее большинство Г., несомненно, оставались язычниками. По крайней мере у правителей было распространено многоженство.
Память об эпохе, когда Г. были могущественной силой, властителями над мн. народами, угрожали существованию Римской империи, надолго сохранилась в европ. традиции. В визант. историографии Г. называли и ряд др. кочевых народов, даже венгров. Образ безжалостных, диких Г., сокрушителей культуры, был распространен в средневек. христианской лит-ре, воспринят писателями и художниками Нового и Новейшего времени.